За последний год отечественный электронщик Biicla превратился в настоящую звезду мировой электронной сцены — музыкант выпускает альбомы на западных лейблах, которые занимаются продвижением таких исполнителей, как TOKiMONSTA, Yuna и bad tuner, получает хвалебные отзывы от критиков Billboard и BBC Radio и выступает на всемирно известном фестивале Lollapalooza (дважды).
Не забывает артист и про то, откуда он. В августе музыкант стал героем плейлиста «Искра» на «Яндекс Музыке», в который попадают треки артистов, взлетевших благодаря системе персональных рекомендаций «Моя волна».
Роман Дранников поговорил с Biicla о самых крутых сетах на Lollapalooza и фите с Федуком, будущем гитарной музыки и электроники, возвращении поп-панка и инди-музыки, Розалии и Metallica, джазе и пиве, якутском фольклоре и влиянии Four Tet, актуальности Fred Again и термине «хайперхаус», а также об особенностях американского шоу-биза и непростом опыте выступлений в России.За последний год ты дважды выступил на всемирно известном фестивале Lollapalooza. Кого удалось послушать? Кто понравился?
Я начал следить за Lollapalooza после того, как увидел выступление Flume на этом фестивале. Стало интересно, что за фест, начал изучать и был очень удивлен, что он такой олдовый. В результате благодаря ему я открыл много новых артистов. Сразу скажу, что я не большой фанат Metallica. Но, когда я первый раз оказался на Lollapalooza в Чикаго и увидел выступление группы, я понял, почему она была так популярна в свое время, почему стала такой легендарной. Старички, конечно, но выдают такое мощное шоу! Я немного разбираюсь в подобных вещах с точки зрения организации выступления, сам был промоутером. В общем, в Чикаго мне больше всего Metallica запомнилась.
Еще в Чикаго я слушал много различных инди-групп. Сел у деревца, расстелил себе пледик, взял пивасик и просто слушал. Если бы передо мной сейчас была афиша Lollapalooza, я был сказал, кто мне понравился, но, к сожалению, имен не запомнил. Весь вайб Lollapalooza я словил только благодаря инди-музыке с гитарками — знаешь, когда девушка одна на сцене с гитарой, все такое. Очень много было независимых аристов, очень многое из этого было клевым. Прям клевым-клевым. В России я такого не видел, может, и у нас есть нечто подобное. В общем, в первую очередь Lollapalooza для меня — такой инди-инди-фестиваль!
В Париже я, к сожалению, не успел на Кендрика Ламара, но посмотрел, как это ни странно, выступления Lil Nas X. Он супербольшой артист, его шоу даже нельзя сравнить с концертом Metallica. Это что-то совсем другое. А еще посмотрел Розалию, и она просто всех порвала. Перед сценой совсем не было места, и даже на большом расстоянии от сцены люди стояли плотно, плечом к плечу. Я такого нигде не видел. Самое мощное впечатление от парижской Lollapalooza у меня от Розалии. Ее артистизм — это десять из десяти. Я не ожидал такого от нее. Ее шоу — это просто кино!
А какого возраста были люди, стоящие так плотно у сцены на выступлении Розалии?
Очень разная по возрасту аудитория. Было много подростков, конечно, которые орали под каждый трек. Но рядом со мной, например, стояла женщина в возрасте (пролила на меня пиво, стряхивала пепел мне на руку, обожгла сигаретой какого-то парня). Но все при этом были очень добрые, атмосфера максимально дружелюбная.
Ты назвал Lollapalooza инди-инди-фестивалем. А ведь изначально Lollapalooza и была задумана как фестиваль с альтернативной гитарной музыкой. В разные годы хедлайнерами феста становились Nine Inch Nails, The Smashing Pumpkins, Queens of the Stone Age. Что-нибудь близко тебе из такой музыки?
Когда я приехал на чикагскую Lollapalooza, я был немного удивлен, что этот фестик про гитарную инди-музыку. Как я и говорил, очень многое произвело впечатление, но в наушниках я такое вряд ли бы слушал, а вживую это самая идеальная музыка для фестивалей. Потому что я присутствовал и на других фестах, где было прям мясо, такое — не мой вайб. А на Lollapalooza мне было клево, я отдыхал.
Сейчас все больше музыкальных критиков говорят о кризисе гитарной музыки. Вот и Lollapalooza уже давно заметно разбавила свой лайнап электронными и хип-хоп-исполнителями. Как считаешь, это кризис жанра или просто мир изменился — и теперь место таких исполнителей на небольших независимых фестивалях, в андеграунде, а не в чартах?
Прикольный вопрос, давай попробуем проанализировать. Я по себе заметил, что все тренды цикличны. Не сказал бы, что такая музыка сейчас в кризисе. Времена меняются, и просто сейчас не сезон подобной музыки. Но при этом уже сегодня можно заметить, что она потихоньку возвращается. Например, в моем плейлисте все больше появляется поп-панка вроде Green Day, Blink-182, Sum 41. Я начал возвращаться к такой музыке, и, по моим ощущениям, это по-любому снова будет в тренде. Просто немного по-другому. Изменится облик артистов, подача.
Сейчас трендовая музыка заточена под всякие тиктоки, рилсы и шортсы. Людям сейчас заходит что-то короткое, вирусное. То, что в голове сразу залипает. А когда формировалась рок-музыка, люди не писали песни в расчете на это. Но они умели делать из трека хит. Это немного другая работа. Думаю, что такая музыка впоследствии адаптируется под современные нужды, это будет что-то немного другое.
Ты сказал, что сейчас не сезон для гитарной музыки. А для чего сейчас сезон?
Самое время для Fred Again, про которого меня часто спрашивают и с которым порой сравнивают. Сейчас сезон для так называемой эмоциональной электроники. Такая музыка на подъеме в первую очередь благодаря этому артисту.
В 2022-м на одном фесте с тобой выступали такие новые герои мировой альтернативной сцены, как 100 gecs и Wet Leg, которые успешно смешивают старую традицию и новые тренды. Как думаешь, есть ли будущее за таким гибридом?
Все происходит слишком быстро. Все вперемешку. Нет какого-то определенного одного популярного жанра.
Не то чтобы это будет андеграундная клубная музыка, но в музыку добавится какое-то мясо. Что-то из рейв-культуры. Такая музыка успешно вольется в фестивали с гитарами, потому что люди захотят побольше рока!
Буквально полгода назад было непонятно, куда все двинется. Непонятно, что выпускать. А прямо сейчас все будто становится на рельсы. Сейчас все направляется в это русло.
В твоем плейлисте для рубрики Where It Started сайта Cultr.com есть такие разные исполнители, как инди-поперы Phoenix, трип-хопер UNKLE, рок-гиганты RHCP и даже такая диковинка, как The Irrepressibles. Насколько разнообразен твой музыкальный вкус?
О, Phoenix для меня когда-то стали самым настоящим открытием! Сочетание электроники и живого звука с живыми барабанами на меня произвело сильное впечатление. Ты сейчас сказал, и у меня прям флешбэки пошли. Слушал их целыми днями. Я тогда был на Ямале и катался на сноуборде только под них (Biicla родом из города Лабытнанги, Ямало-Ненецкий автономный округ России. — Прим. SRSLY). У меня было два их альбома — совсем старенький и тот, который с треком Fences (альбом Wolfgang Amadeus Phoenix 2009 года. — Прим. SRSLY). Слушай, ну этому можно целое отдельное интервью посвятить!
Это потом я увлекся электронной музыкой, всякими Скриллексами и попробовал сделать что-то в этом духе сам. Потому что для меня, человека без музыкального образования, это было проще. Надо было с чего-то начинать, и я занялся электронной музыкой. И сейчас, после своей истории с hyper house, я думаю плавно переходить к чему-то такому, с живым звучанием. Буду экспериментировать в этом направлении.
В плане эклектичности музыкального вкуса могу сказать, что я вообще слушаю все! От эмбиента, где может звучать только одна дорожка синтезатора и немножечко нойза, до каких-нибудь русских рэперов. Главное, чтобы это как-то откликалось во мне. Сейчас вот открою свой плейлист… Здесь сначала идет поп-панк, затем — джангл, потому сразу три эмбиентных трека, какой-то тустеп, хаус… Я часто слушаю музыку в режиме shuffle, переключаю то, что не подходит моему состоянию.
Потому что люди все разные и о вкусах не спорят. Начинающим музыкантам могу сказать, что любая музыка найдет своего слушателя, просто надо немного потерпеть. Я испытал это на собственном опыте.
В интервью The Young Folks ты говоришь, что не можешь прожить без «джаза, вылазок на природу и пива». По этому поводу у меня два вопроса. Что за джаз? И какое пиво?
По джазу могу сразу сказать — бибоп! Это прям мой джаз. А начинал я, как и все, наверное, с Нины Симон, Фрэнка Синатры, каких-то джазовых бэнгеров. И в целом мне нравится вся эта джазовая история с ломаным ритмом, использую его в своих треках. Я не любитель делать все ровно. Это во мне, кажется, благодаря джазу. Сейчас вот наступила осень, и все больше хочется слушать джаз.
А про пивасик… Я перепробовал какую-то невероятную кучу пива, прямо вот реально тонну, не буду называть какие-то бренды. В результате я пришел к выводу, что для меня лучше, чем классический холодный лагер, ничего нет. Просто светлое пиво, без послевкусий, без последствий, как я говорю. Просто база.
В своих интервью ты часто упоминаешь Four Tet в качества ориентира. Он, без сомнения, ведущий электронный музыкант планеты сейчас. Что тебя в нем вдохновляет? Чему ты у него научился?
Four Tet мне нравится тем, что он такой, какой есть. Простой паренек. Как и Fred Again. Мне нравится такой образ. Считаю, классно, что можно не красить волосы в розовый цвет или вешать на себя грилзы, цепи и кольца, чтобы люди тебя заметили.
Мне всегда хотелось заниматься танцевальной музыкой, но поначалу я делал дабстеп в духе Скриллекса, потому что он был на волне. Но, когда я услышал Four Tet, понял, что не обязательно следовать трендам. Можно экспериментировать, быть разным. У Four Tet же куча сайд-проектов, которые звучат по-разному. Это меня впечатлило.
Благодаря Four Tet я понял, что прямая бочка может использоваться не только в коммерческих треках, но и в электронной инди-музыке. Она может звучать мягко, ненавязчиво. Такой подход я точно у него перенял. Это и привело меня к тому, что я называю эмоциональной электроникой.
Во многих своих проектах Four Tet часто добавляет в треки какие-то этнические элементы, среди прочего использует сэмплы из индийской музыки (например, 20-минутный трек Morning). Как относишься к такого рода экспериментам? Не планируешь, как и он, инкорпорировать в свою музыку какие-то элементы world music?
Конечно, я отлично отношусь к таким вещам! Мне сейчас нравятся ребята из Якутска, они называются URAAN. Они делают этно-электронику, классно сочетают техно и якутскую народную музыку. И в ближайшее время я обязательно хочу с ними посотрудничать. У меня есть план поехать туда на несколько недель и конкретно зависнуть — походить по шаманам, пещерам. Изучить корни этой музыки. Классно, что у меня там есть друзья и они все это знают. Можно приехать, и они все покажут и расскажут.
В общем, обязательно хочу поработать в этом направлении. И может быть, это как раз будет моя инди-история — попробую добавить какого-то экспериментального гитарного звучания. Так что эксперименты будут сто процентов. Не факт, что это выйдет, не буду обещать. Но поэкспериментировать для себя, для собственного опыта — обязательно! Я всегда учусь, и это очень классно, что ты всегда можешь развиваться.
С какими вокалистами тебе было интересно вместе работать?
Сейчас у меня, наверное, нет каких-то явных фаворитов. Пару лет назад я начал экспериментировать со своим голосом и понял, что это придает трекам фирменный стиль. Я нашел для себя свою манеру, выработал цепочку обработки собственного вокала, чтобы он звучал уникально.
Мне нравятся несколько ребят, они не суперизвестные. По крайней мере, в наших краях, так скажем. В первую очередь это Себастьян Пол. Давно за ним слежу, а недавно появилась возможность с ним познакомиться. Молодой парень, классный талантливый вокалист. И не только вокалист, а, как и я, продюсер. Он тоже нашел для себя какую-то свою фирменную историю. Меня впечатлило. Звук у нас похожий, поэтому мы друг на друга обратили внимание довольно давно. Познакомились в Лос-Анджелесе и вместе поработали.
Из отечественных я бы назвал ANIKV. Я с ней начал работать, потому что меня приятно поразила простота ее вокала. Очень талантливая вокалистка. Примерно год мы с ней сотрудничаем.
Поделись своими впечатлениями от совместной работы с Федуком, которая недавно попала в плейлист «Суперлонч» на «Яндекс Музыке» с самыми прослушиваемыми треками за уик-энд.
Тут долгая история. Федука я знаю очень давно. Все его главные хиты наизусть знаю. Потом он мне просто написал в соцсети. Что-то вроде «привет, классный музончик, хотел бы вместе поработать». Начали переписываться и как-то сразу общий вайб словили. Такой пацанский. Начали друг друга стебать.
Я еще нигде не говорил об этом, но история создания трека с Федуком на самом деле необычная. Он скинул мне несколько своих отдельных акапелла — просто под метроном что-то начитал. А я нашел свою демочку, которая почти идеально совпала с ними. Пришлось только чуть-чуть поменять аккорды. Когда слушаешь трек, ты на самом деле не понимаешь, о чем он, потому что я совместил две-три акапеллы Федука, в которых речь идет совершенно о разном. Это была моя идея, я на этом настоял. Так из трех потенциальных треков получился один. Я их сшил как какого-то своего Франкенштейна. И теперь каждый может сам додумывать, о чем этот трек. Я бы не хотел, чтобы его воспринимали серьезно. Это скорее прикол, чем серьезный коллаб. Фидбек, конечно, идеальный. Я не ожидал, что этот сингл так выстрелит. Думали, попробуем, посмотрим, что получится. Но не успели мы тизернуть трек, как он везде взлетел, в том числе и в «Суперлонче». Короче, мы с Федей оба были в шоке.
Почему решил вернуться на родину спустя длительное время работы на Западе? Какой план?
Многие люди думали, что я уехал на Запад с концами. А я поехал просто попробовать. У меня не было цели переехать туда и строить там карьеру. Я попробовал и, честно говоря, не очень впечатлился. По моим ощущениям, в России осталась какая-то сказка — здесь ты можешь просто творить, и тебя заметят. В Америке я этого не ощутил. Там все упирается в цифры, а творчество чуть ли не на последнем месте. И я не скажу, что там я много треков записал, в плане творчества Штаты как-то прошли мимо для меня. Теперь я планирую двинуть на Восток — съездить поискать вдохновения и поработать в Южной Корее, Китае, Японии.
Плана особенного нет. Буду просто экспериментировать. Если людям понравится — ок, если нет — буду двигаться дальше. Я понял, что популярность — это для меня не первостепенная задача.
Твой последний на данный момент англоязычный альбом называется Yes (I Think I Found a) Place. Расскажи, что это за место, которое, как ты думаешь, ты нашел для себя?
Речь, конечно, идет не о фактическом месте проживания. Скорее я имел в виду, что нашел свой звук. Первый мой альбом назывался No Place, и этим я подразумевал, что живу в России, где электронная музыка не очень популярна. Но я попробовал, и эта история начала развиваться.
Ты говоришь, что «нашел свой звук». Какой он? Твой плейлист Hyper House это – его квинтэссенция?
Hyper House — это скорее один из этапов продвижения моего звука. Термин существовал и до меня, но его значение было слишком размыто. Так что, возможно, в дальнейшем я могу столкнуться с каким-то хейтом — люди будут говорить: «Это не он придумал!» Дело в том, что после буквально каждого выступления мне прилетает в директ куча вопросов вроде «как называется этот жанр музыки?», «где ее найти?». И мы сидели в своем чатике и думали, как это все назвать. Я перенес из хайпер-попа такой теплый металлический треск от аналоговых синтезаторов и цепочки аналоговой обработки. Его слышно даже в моем первом хит-сингле No Place — достаточно его включить, чтобы с легкостью понять, о чем я говорю. И мы решили, что приставка hype нам подходит. По факту то, что я делаю, — это хаус, точнее, UK house, но я же не из Великобритании, так что приставка UK нам не подходила.
Как ты думаешь, с вашей подачи этот термин приживется в том значении, который вы в него вкладываете?
Я абсолютно в этом уверен, на миллиард процентов! У нас в Telegram есть проект «Радар», где мы рассказываем про новую музыку, которая близка нам и вписывается в наше понимание хайперхауса. Мы себя отлично и комфортно чувствуем в этом сегменте и органично смотримся, я считаю. Это про простоту, про танцы, про эмоции и немножко про рейв. Мы этим занимались много лет, и сейчас пришло понимание, как это можно назвать. Пришло время, и все сложилось. Термин мы выбрали с моей командой, но не для того, чтобы присвоить его себе, а чтобы объяснить людям. Чтобы появилась какая-то полочка, на которой ты всегда можешь найти похожую музыку.
Ты активно турил по России этим летом. Где больше всего понравилось выступать?
В Америке музыкальной индустрии много лет, и объективно там ребята гораздо более ответственные. Это касается и уровня звука, и того, что все работает! Оборудование просто космическое! Сложно найти что-то подобное в России. К счастью, у нас все-таки есть отличные ребята — «Радуга» и проект «Горьковская», например, которые занимаются этим профессионально, не просто «пацаны делают». Наверное, две главные команды промоутеров в стране на данный момент. Конечно, в России в этой сфере еще есть к чему стремиться, и это я очень мягко говорю. Но, думаю, лет через десять все у нас будет классно. Мне уже будет 40, и мы все будем сидеть вспоминать и смеяться — прикиньте, раньше здесь вот так все было!