На то, чтобы посмотреть, как возводится очередной ее блок, съехалось около 300 человек. И, судя по всему, с каждым десятилетием зрителей будет все больше. Дело в том, что сооружение, находящееся недалеко от города Вемдинг на юге Германии, строят со скоростью один блок в десять лет. И прежде чем «Пирамида Времени» будет завершена, нужно будет добавить еще 116 таких блоков, чтобы ее высота достигла 7,3 метров. Правда, произойдет это нескоро — не раньше 3183 года нашей эры.
Проект еще в 1993 году придумал художник Манфред Лабер. Так он решил отметить 1200-летие своего родного Вемдинга. Он же продумал размер пирамиды, необходимые материалы и порядок размещения блоков, а все остальные решения оставил за жителями города. В 2003 году вместе с местными властями он основал «Фонд “Пирамиды времени” Вемдинга», чтобы строение курировалось и финансировалось после его смерти. В 2018 году Лабер скончался, но стройка, как видно, продолжает идти своим чередом.
До сих пор члены фонда следовали планам Лабера, но в следующем тысячелетии ситуация может измениться в связи с изменением социальных норм, технологий и взглядов жителей. Возможно, пишет The New York Times, будущие поколения будут разрисовывать пирамиду красками или делать на ней резьбу — предсказать пока сложно. Из приятного: идеям создателя проекта это никак не противоречит. Барбара Лабер, дочь художника, рассказала в интервью, что ее отец спокойно относился к возможным переменам. Он был готов к тому, что проект «выйдет из-под его личного контроля, пойдет своим собственным путем или будет направлен жителями в том направлении, которое он не мог предвидеть».
До последнего момента пирамида состояла из трех блоков, возведенных в 1993, 2003 и 2013 годах. Вот почему на церемонии возведения четвертого блока присутствовало несколько поколений жителей Вемдинга. По их словам, будущая башня и воспоминания о ходе ее строительства помогают отмечать им периоды их жизни. Так, еще до завершения постройки «Пирамида времени» получила новый символический смысл.
При этом изначально многие жители города были не в восторге от этой странной идеи. Одним из самых серьезных камней преткновения было использование бетона, который некоторые люди находили несимпатичным и тусклым. Но Лабер сознательно предложил этот материал. «Он выбрал бетон, чтобы камень был визуально нейтральным. Это не ценный материал, он чисто функциональный», — объяснила дочь художника. С точки зрения ее отца, другой материал, например, мрамор, дал бы постройке иное значение и сделал бы пирамиду более «монументальной».