Интервью, Образ жизни — 18 сентября 2023, 18:30

New Generation, New Vision. Интервью с директором HSE ART GALLERY Дарьей Кузнецовой

Текст:
Галерея современного искусства на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ — дом для работ как актуальных современных художников, так и студенческих проектов (расположена в Москве на Малой Пионерской, 12. — Прим. SRSLY). 18 сентября там открывается выставка «Экранные искусства. Повторение пройденного?», где можно будет увидеть экспериментальное кино, видеоарт и анимацию, созданные студентами и выпускниками Школы. Куратор и арт-блогер Анна Демина поговорила с директором HSE ART GALLERY Дарьей Кузнецовой об идее и процессе создания пространства, сложностях, с которыми пришлось столкнуться, и ближайших планах по развитию.

Начнем с того, что вы, как галерея, делаете невероятно важный и идеологически ценный проект. Как давно существует HSE ART GALLERY и кто был инициатором ее создания?

Галерея была основана в 2018 году на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ по инициативе ее директора Арсения Мещерякова, одного из пионеров коммерческого дизайна и издательского дела в современной России. За пять лет существования галерея была номинирована на Премию им. Сергея Курехина и «Инновация», неоднократно участвовала в ярмарках современного искусства (Blazar, Cosmoscow), организовывала не только студенческие выставки, но и проекты при участии известных российских деятелей культуры (группировка «ЗИП», Данини, Иван Горшков, Александр Буренков, Екатерина Бочавар, «Синие носы», «Синий суп», Сергей Шутов, Дмитриев Гутов, Виктор Алимпиев, Павел Отдельнов, Пьер Броше, Диана Мачулина, Дмитрий Цветков, Александра Кузнецова). Важно понимать, что мы не частная галерея, а именно учебная. За границей есть специальный термин для такого рода учреждений — campus gallery, что означает учебное выставочное пространство. Об этом термине мне рассказала главный редактор «Артгида» — Мария Кравцова, как только я стала директором галереи. С тех пор я развиваю эту тему, ведь в Москве и Питере таких галерей, насколько я знаю, всего лишь четыре (U Contemporary при МШСИ, «Соль» при МГАХИ им. Сурикова, Центр Art&Science Университета ИТМО и «Вышка»). На Западе совершенно другая ситуация: на некоторые университеты приходится по пять кампусных галерей и учебных музеев. 

Фрагмент экспозиции выставки «Этот смех кончится слезами» в HSE ART GALLERY (27 февраля — 22 марта 2020 года). Фото: Даниил Примак

Как происходит отбор художников? У галереи существует главный куратор или вы работаете с разными и приглашенными?

При отборе работ и разработке концепций мы пробуем совершенно разные подходы. Чаще всего кураторами выступают наши преподаватели или приглашенные участники культурных процессов. Одно остается неизменными: мы всегда синхронизируемся с образовательными траекториями Школы дизайна и потребностями наших студентов. Например, у нас существует достаточно молодое направление «Предметный дизайн», весной была очень мощная выставка (Design Futures. Synesthesia, 9 марта — 7 мая), целиком посвященная ему.  


Отслеживаете судьбы выпускников? Кого ты бы ты выделила с точки зрения наиболее успешного карьерного развития?

Выпускники — наши главные амбассадоры, так что мы на постоянной основе следим за их развитием и успехами. Оля Австрейх, например, минувшей осенью была представлена на ярмарке Cosmoscow в двух зонах, а также на персональном стенде АКИ и в галерее Serene. А в молодой, но чрезвычайно амбициозной галерее Shilo внимание коллекционеров привлекали работы Марии Мичи. Обе художницы — выпускницы Владимира Дубосарского, руководителя магистерского профиля «‎Современная живопись»‎. За кем из выпускников порекомендовала бы следить лично я? Настя Ливаднова, Александра Тен, Елена Власова, Алена Пасхина, Полина Штанько и группа «‎БЕЗ.НАЗ» (Иветта Владимирова и Мария Колокова). Работы некоторых из них есть и у меня в коллекции. 

Выставка «Повторение пройденного?». Игорь Шкловский. «Дерево», 2023
Выставка «Повторение пройденного?». Вероника Соловьева. «Зайка», 2023
Выставка «Повторение пройденного?». Владислав Балымов. «"Миф-модуль" и другие космогонические достижения», 2023
Выставка «Повторение пройденного?». Полина Карпова. «Триада», 2023

В чем главные особенности галереи, помимо возможности выставляться студентам Школы дизайна НИУ ВШЭ? Расскажи, пожалуйста, поподробнее о концепции «места для экспериментов».

Мы особый тип галереи, которая своей главной задачей ставит не только демонстрацию достижений наших студентов, но и их продюсирование — разгон их карьерного трека.

Галерея — это лицо Школы дизайна, которое может увидеть любой желающий со среды по воскресенье с 12:00 до 20:00. (Смеется.) Собственно, к этой же теме и относится одна из концептуальных составляющих слогана «галерея как место для эксперимента». Это момент первого выставочного опыта (что вешать, как, почему и т. д.), коммуникационного (с кураторами, галерейной командой, монтажниками, коллекционерами, etc).

Стенд HSE ART GALLERY на Blazar22

Как происходит реализация проектов на внешних площадках? Вы работаете с какими-то определенными институциями или это каждый раз какие-то новые пространства?

Проекты на внешних площадках — это всегда и гордость, и очень тяжелая пора для моей dream team, вообще, работа с государственными культурными институциями — это сложно. (Улыбается.) В июле 2022 года мы были участниками большого проекта Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства «Студенческие сезоны», потом Blazar в сентябре, а сразу после открылась экспозиция наших студентов в Зарядье в рамках межуниверситетского проекта «Выпуск'22. Медиацентр». Также мы сотрудничаем с галереями и фондами, форматы всегда разные. В конце этого учебного года открылась итоговая выставка Школы дизайна («Telling Stories. Большие данные», 30 июня — 13 августа), которая проходила аж в двух местах одновременно, одно из них — Московский музей современного искусства (MMOMA). А если обобщать нашу деятельность в мою смену — я всегда ищу друзей, блогеров, галеристов, коллекционеров. Наши отношения исключительно win-win, и благодаря этому, несмотря ни на что, мы формируем новое поколение художников, продвигаем их и заботимся друг о друге. 


Как вам удается аккумулировать вокруг себя такое количество интересных и действительно талантливых авторов? Строгие критерии отбора поступающих или что-то еще?

Я бы не сказала, что отбор невероятно жесткий. Чтобы поступить на программу «Современное искусство», необходимо пройти определенный порог баллов ЕГЭ, а на программу «Дизайн и современное искусство» еще и предоставить проект для вступительного экзамена. С этого года мы запустили конкурс «Современное искусство», который позволяет получить скидку на обучение в рамках программы. Потом — четыре года роста в среде междисциплинарных профессионалов, это дорогого стоит. 

Насколько мне известно, вы занимаетесь активной деятельностью в регионах. Расскажи, где именно и какие направления задействованы? 

Я начинала свой путь с регионов, мы вместе делали выставку в Плесе, потом я улетела сначала в Коми, а дальше в Тулу. Думаю, что в городах присутствия Школы дизайна — Нижнем Новгороде и Перми (важных локациях в контексте российского современного искусства) — местные студенты тоже скоро будут выходить на культурную сцену с сильными и заметными проектами. 

Существуют ли институции или подобные площадки, на которые хотелось бы равняться?

Конечно, нам всегда есть к чему стремиться. Моя команда постоянно анализирует повестку и следит за происходящим в синонимичных учреждениях в Европе, Америке и так далее. Например, Maryland Institute College of Art, Beeler Gallery at Collumbus College of Art & Design. У некоторых из этих учебных заведений по 5−10 галерейных пространств, и они проводят по 100 выставок в год. Но равняться на них хочется не количеством, а качеством показываемого контента и уровнем влияния на развитие рынка молодого искусства.  


Даша, как в таком юном возрасте тебе удается справляться с таким уровнем нагрузок и ответственности?

Мне сейчас 23 года. Первое правило — я живу своей работой, это то, что я люблю, это то, что я умею, это то, в чем я бы хотела развиваться. Каждый день — маленькая победа, это девиз для моей gang, которая трудится в галерее. Мы каждый день должны доказывать себе, что для нас нет ничего невозможного, потому как наши цели бескорыстны и их реализация направлена на благо множества нереально талантливых ребят. Льстит ли моя карьерная история моему самолюбию? Конечно, да, я не буду врать. 

Для того, чтобы карабкаться по этой лестнице так быстро, я очень много работаю и очень много отдаю.

Поделись своим бэкграундом. С чего ты начинала, с какими сложностями приходилось сталкиваться и кто или что повлияли на тебя сильнее всего в процессе твоего карьерного развития?

Летом 2021 года я познакомилась с Пьером Броше — не знаю, что он во мне увидел, однако уже через несколько недель после нашей встречи я летела в Сыктывкар, делать с ним Первую Коми биеннале современного искусства — «Новое открытие Севера». И понеслась. Теперь я, наверное, самый молодой директор галереи современного искусства. Со сложностями я сталкиваюсь каждый день, меня никто не учил менеджменту, пиару, даже строительству. (Смеется.) Все приходилось осваивать самой, методом проб и ошибок. У меня есть доска позора, где я записываю свои косяки, чтобы их больше не совершать. 

Сильнее всего на меня влияют, конечно, люди, у которых я учусь и училась, к кому прихожу за советом: Пьер Броше, Сергей Гущин, Ольга Львовна Свиблова.

Пьер Броше на открытии выставки «Деликатный фрактал» преподавателя Школы дизайна Протея Темена. Фото: Митя Лялин
 

Какие, на твой взгляд, сейчас главные болевые точки перспектив развития современного искусства? Могла бы ты предложить некую концепцию преодоления существующих барьеров и поделиться своим видением будущего индустрии искусства? 

Во-первых, финансирование этого самого искусства: не понимаю, насколько такая сложно определяемая бюрократами сущность будет в фаворе у государства, насколько это будет цензурироваться и все вот это. Наверное, сейчас возродится андеграунд, небольшие пространства, самоорганизованные инициативы, поддерживаемые частными лицами, неравнодушными людьми. С другой стороны, как работник образовательного творческого учреждения (единственного выдающего государственный диплом по направлению «Современное искусство»), я могу сказать, что есть крутые художники и менеджерские кадры, а вот разлетятся ли они, или продолжать здесь — вопрос. Что касается преодоления барьеров — тут каждый для себя пусть решит, какие у него приоритеты и оправдывает ли его цель средства. Вариант брать финансирование в виде таких государственных грантов, как Президентский фонд культурных инициатив, будет всегда. Надеюсь, что направлены эти деньги все-таки будут на адекватные проекты. 

Дарья Кузнецова на выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ Diploma22 (21 декабря 2022 года — 26 февраля 2023 года)

Какие планы и стратегии развития в дальнейшем у галереи? Какие направления вы будете развивать особенно интенсивно?

Наша стратегия — занять уверенную позицию на российской арт-сцене среди уже известных галерей и музеев.

Роль Школы дизайна заключается в обучении и продвижении художников на заре их карьеры — именно при нашей поддержке молодых авторов должны заметить галеристы, коллекционеры, кураторы музеев и фондов. Так и происходит, мы много сил уделяем продюсированию. Также для нас очень важно расширять границы культурной деятельности: быть не просто выставочным пространством, а генерировать образовательный контент, участвовать в коллаборациях с бизнесом (сейчас мы как раз готовим несколько таких проектов), демонстрировать как современное искусство, так и дизайн, саунд, гейм, VR. В дальнейшем хочется привлекать больше студентов именно к управлению галерей, чтобы они получали менеджерский опыт, больше взаимодействовать с городскими пространствами, поучаствовать в иностранных ярмарках и, может, даже осуществить программу «выставок по обмену» с вузами за рубежом. 

Какие рекомендации ты могла бы дать начинающим художникам?

Мой совет всем: делайте от сердца, не будьте копией — будьте уникальными, развивайте насмотренность, будьте жадны до нового, до знания; создавайте, а не разрушайте и не считайте себя выше кого-либо или чего-либо, вы никогда не узнаете, как повернется жизнь. При любых обстоятельствах оставайтесь человеком, протяните руку помощи, не осуждайте, собирайте единомышленников. Делайте, делайте, делайте.



Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости — 19:40, 20 ноября
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости — 16:00, 20 ноября
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым