Обзоры, Образ жизни — 16 сентября 2023, 21:52

Приобщаемся к прекрасному: Диана Вишнева в Большом и РАМТе, «Анюта» и Михаил Барышников

Со второй половины сентября все академические театры мира возвращаются с летних каникул и открывают новый балетный сезон. А мы спешим поделиться свежими рекомендациями на начало осени.

«Чудесный мандарин». «Замок герцога Синяя Борода»

Где: Мариинский театр, Санкт-Петербург

Когда: 28−30 сентября

Мариинский театр начинает сезон с новой работы — балета «Чудесный мандарин» в хореографии Юрия Посохова. Мировая премьера балета состоялась еще в 2016 году, а российская — этим летом во время XXXI Международного музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». На премьера блистала звезда мирового балета, легендарная балерина Диана Вишнева. Несмотря на то, что балерине за 40, на сцене Мариинского театра возраст Вишневой был незаметен: зрители наблюдали, как прима-балерина танцевально и образно превращалась в уличную девушку, сводящую мужчин с ума своей сексуальностью.

​​Мандарин — Ким Кимин, Девушка — Диана Вишнева. Фото: Мариинский театр


По сюжету «Чудесного мандарина» грабители используют уличную девушку для приманки: она танцует перед открытым окном, а заманенные мужчины становятся жертвами грабителей. Но один из «клиентов» никак не хочет умирать. Мандарин (прозвище для министра/чиновника/совестник из Китая, Вьетнама, Кореи. — Прим. SRSLY) снова и снова оживает и бросается к уличной девушке. Так, в образе «чудесного мандарина» высмеивается сексуальное желание, которое может быть сильнее смерти. Только после столь желанных объятий и поцелуя с куртизанкой Мандарин окончательно умирает.

Девушка — Диана Вишнева, ​​Бандит — Алексей Тимофеев. Фото: Мариинский театр
Девушка — Диана Вишнева, ​​Бандиты — Алексей Тимофеев и Роман Малышев. Фото: Мариинский театр


Балет оформлен в темных тонах, передающих мрачный сюжет и музыку. На сцене вместе с артистами балета выступает оркестр, что делает постановку более камерной. После «Чудесного мандарина» в программе вечера идет опера «Замок герцога Синяя Борода», поставленная также Посоховым на музыку Белы Бартока. Такой вечер — отменная возможность одновременно насладиться и балетом, и оперой, а в конце выбрать, какое из искусств оказало на вас большее воздействие. Ну или оценить, какая работа лучше удалась Юрию Посохову. 

«Дуо»

Где: РАМТ, Москва

Когда: 18−19 сентября

В РАМТ в рамках фестиваля Context. Diana Vishneva пройдут показы спектакля «Дуо», поставленного в этом году Павлом Глуховым на двух прима-балерин Мариинского театра — Диану Вишневу и Дарью Павленко. Этот спектакль задумывался давно для фестиваля Context. Diana Vishneva и должен был показать диалог между создательницей фестиваля и другим танцовщиком. Сначала рассматривался танец между мужчиной и женщиной, но потом в пару к Вишневой была выбрана Дарья Павленко, которая совершила невозможное для балерины — пару лет назад блистала в космосе, то есть в Танцеатре Пины Бауш.



Главное богатство «Дуо» и его танцевальная и художественная особенность — действующие лица. Спектакль построен вокруг двух статусных балерин, имеющих общую школу (Академию им. А. Я. Вагановой), общую сцену (Мариинский театр) и не менее внушительный опыт в современном танце. 

Так, в диалоге между Вишневой, Павленко и Глуховым получился танцевальный диалог балерин — о поиске себя, своего тела. Диалог со своим отражением или вторым «я».


Дуо — Диана Вишнева и Дарья Павленко. Фото: Context. Diana Vishneva


Помимо двойственности в танце, когда одна балерина вторит другой или когда их пути расходятся, спектакль неслучайно имеет название «Дуо». Такой нейминг отсылает нас также к прошлому, когда балет и опера существовали бок о бок и даже показывались в рамках одного вечера. Музыка и танец обогащают друг друга, имеют много общего. И аллюзии к этому можно увидеть в работе Павла Глухова. Диане Вишневой в этом году исполнилось 47 лет, а Дарье Павленко — 44 года. Не сочтите за эйджизм, а, скорее, воспринимайте как призыв к действию: две живые легенды и уходящие натуры продолжают творить искусство, но скоро эти мгновенья красоты останутся в истории… Стремитесь видеть.


«Анюта»

Где: Большой театр, Москва

Когда: 30 сентября

Большой театр начинает свой новый сезон традиционно — с двух своих шлягеров в постановке Юрия Григоровича: «Спартака» (20−21 сентября) и «Лебединого озера» (23−24 сентября). Рекомендовать эти балеты зрителю бесполезно — они уже более полувека являются визитными карточками Большого и в дополнительном представлении не нуждаются. Вместо этого хотим обратить ваше внимание на балет «Анюта», который прячется в тени своих знаменитых коллег.

Екатерина Максимова и Анатолий Гридин в телефильме «Анюта» (1982)


«Анюту» по сюжету чеховской «Анны на шее» Владимир Васильев (тот самый легендарный первый Спартак Большого театра) поставил на свою жену, не менее легендарную балерину Большого — Екатерину Максимову, еще в 1982 году. Тогда «Анюта» была представлена как фильм-балет в режиссуре Александра Белинского. Впоследствии, когда Большой театр крайне нуждался в новом репертуаре, балет с экрана перенесли на сцену. Так в Большом появилась своя «Анюта» — все так же в исполнении несравненной Екатерины Максимовой. 

Анюта — Кристина Кретова, Артынов — Денис Родькин. Фото Павла Рычкова / Большой театр
Модест Алексеевич — Игорь Цвирко. Фото Павла Рычкова / Большой театр


Прошлым летом, когда Большому театру из-за ухода многих западных балетов снова пришлось прикрывать дыры в репертуаре, его опять спасла «Анюта», исчезнувшая со сцены в 2016 году. Васильевской «Анюте», созданной в период брежневского застоя и прежде всего для кино, конечно, не хватает привычного для балета лоска и блеска, но есть в этой трогательной истории Чехова, милой музыке Гаврилова и тонкой хореографии Васильева что-то чудесное и родное. 30 сентября Анюту танцует прима зрительских сердец — Мария Виноградова. Руководство Большого театра вот уже который сезон несправедливо и к явному недовольству поклонников не повышает Виноградову до статуса прима-балерины. Мария Виноградова — любимица авторов данного дайджеста, поэтому позволим себе пристрастность в вопросах рекомендаций и, что называется, highly recommend вам все спектакли артистки.

Балеты Матса Эка: Барышников и Гиллем

Где: Theatre HD

Когда: 17, 21, 23−24, 27, 30 сентября

Theatre HD этим летом сделал отличный подарок всем любителям балета и современного танца, запустив на большом экране балеты в исполнении двух живых легенд танца — Михаила Барышникова и Сильви Гиллем. Мы давно рекомендуем вам обратить внимание на афишу Theatre HD и не стесняться ходить на балет в кино (тем более, это будет куда дешевле, чем поход в театр). Старые записи из лучших театров мира со звездами балета — прекрасная возможность для эскапизма от окружающей реальности. В сентябре по всей России запланировано много показов, а в Москве карта кинотеатров вообще внушительная — от «Киноквартала» в Ясенево до богемного «Художественного». 



Михаил Барышников и Сильви Гиллем показываются в рамках балетов легендарного шведского хореографа Матса Эка. В рамках показа объединены две совершенно разные работы Эка. The Place («Место») поставлен на 60-летнего Михаила Барышникова и главную музу и жену хореографа — Ану Лагуну. The Place — балет про старение и отношения двух пожилых супругов. Хореограф размышляет о ссорах и любви, о теплоте и обидах, а также о том, что случится, когда один из супругов отправится в другой мир… Что останется от них, кроме воспоминаний? 

The Place: Михаил Барышников и Ана Лагуна. Фото: Theatre HD
Bye: Сильви Гиллем. Фото: Theatre HD


Балет Bye («Прощание») поставлен на легендарную французскую балерину, этуаль Парижской оперы — Сильви Гиллем. Эта работа Матса Эка тоже про утрату, но только не супруга, а призвание. В Bye Матс Эк вместе с 47-летней Гиллем фантазирует на тему прощания балерины со сценой, ищет ответы на вопросы любого артиста, который вынужден оказаться по ту сторону рампы и начать новую жизнь без сцены и зрителя.

Джон Крэнко: «Онегин»

Где: Theatre HD

Когда: 19, 22−24, 30 сентября

Помимо балетов Матса Эка, в Theatre HD из своих закромов достали легендарный балет Джона Крэнко «Онегин», который совсем недавно покинул Большой театр. Мы настоятельно рекомендовали вам сходить на последние показы «Онегина» в Большом театре, но если вы не успели, то тут нарисовался второй шанс.



Theatre HD показывают запись балета из Штутгартского театра, которым когда-то руководил Джон Крэнко и на сцене которого состоялась премьера «Онегина». Балет и по сей день является визитной карточкой Штутгарта, а в записи вы можете увидеть не только прекрасный танец звезд театра — Фридеманна Фогеля (Онегин) и Алисии Аматриен (Татьяна), но их незаурядное актерское мастерство.

Онегин — Фридеманн Фогель, Татьяна — Алисия Аматриен. Фото: Theatre HD


«Онегин» Джона Крэнко очень далек от пушкинского романа, с которым каждый из нас знаком со школы.


Но в этом не минус, а красота балета или свое прочтение, если хотите. Режиссер Кранко приятно удивит вас своей драматургией, символизмом и множеством метафор, скрытых в балете. Чего только стоит интересный режиссерский ход с зеркалом: Татьяна трижды в балете видит Онегина через мир кривых зеркал — в начале балета, сцене сна и в финале. Разве можно лучше передать в балете метафору того, что Татьяна сама нафантазировала себе образ Евгения? Интересная деталь: роль няни Татьяны в записи балета исполняет Марсия Хайде — первая исполнительница роли Татьяны и главная муза Джона Крэнко. Вот такая преемственность поколений.


Фото: Михаил Барышников и Ана Лагуна, Theatre HD
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова