Обзоры, Образ жизни — 12 сентября 2023, 20:37

Скрытый космос. Обзор игры Starfield

Скорее всего, вы хотя бы раз слышали о Skyrim. Всеобъемлющая игра-жизнь про драконов и северные пейзажи. Skyrim можно любить за разное: за прописанные линии квестов на десятки часов, за свободу во всем, за событийные цепные реакции, которые превращали обычную прогулку по горам в увлекательное приключение. Поэтому в историю Skyrim вошла не просто как пятая часть серии The Elder Scrolls. Это памятник для игровой индустрии, вещь в себе, целая веха для студии Bethesda, если угодно. Однако с момента релиза Skyrim прошло уже 12 лет. За это время мир увидел «Ведьмака 3», переосмысление The Legend of Zelda, Cyberpunk 2077, недавняя Baldur's Gate 3. И как будто новая игра от создателей Skyrim — Starfield, должна была шагнуть в ногу со временем и сказать пусть не новое, но хотя бы свое собственное слово в постоянно развивающемся жанре. Спойлер — нет.
Перед вами главное игровое разочарование 2023 года. Проект, двумя ногами застрявший в прошлом десятилетии. Но при всем при этом, что интересно, Starfield нельзя назвать плохой игрой.

2330 год. Земля давно превратилась в безжизненный булыжник, а человечество разбрелось по близлежащим звездным системам. Уже изобретен гипердвигатель, кончилась кровавая гражданская война между колониями, но следов инопланетных цивилизаций люди так и не нашли. Однако когда рандомный шахтер — наш протагонист — находит в скале странный артефакт, становится очевидно, что и эта тайна вскоре будет раскрыта. 

Сюжетная часть Starfield — классическая The Elder Scrolls, но в ином антураже. Персонаж — немой и бесхарактерный (в том смысле, что диалоги героя не озвучены, и все решения принимаются не на основе его личности, а являются зеркалом игрока), с условным закадровым прошлым, но великим будущим. Это вновь история про избранного, которому суждено вершить судьбы. И на самом деле, на фоне недавней Baldur’s Gate 3 компания в Starfield выглядит нелепо. Игра не позволяет отыгрывать роль, она, фактически, линейна, плохо срежиссирована и очень топорно написана. После получения артефакта герою приходит оформленное в духе «Космической одиссеи» Кубрика видение. И уже через пять минут (под впечатлением от описания видения) первый встречный искатель приключений дарит вам свой звездолет, робота-компаньона и поручает вступить в полусекретную организацию «Созвездие». А там вас моментально назначают своим главным оперативником, плюс лидер группы Сара начинает набиваться в подружки. 

Историю можно было оживить, если бы сценаристы подсмотрели у коллег, писавших The Outer Worlds, Mass Effect или Disco Elysium (но это слишком даже для мечты), возможность сделать из протагониста человека сомневающегося, ищущего себя в новых обстоятельствах. 

В Starfield нет ни грамма рефлексии, психологизма, а значит — и запоминающихся моментов.

В любом случае, сюжет в играх Bethesda традиционно не главное блюдо. В том же Skyrim сразу же после пролога можно было навсегда забыть про Довакина и Алдуина, стать наемным убийцей или зачищать двемерские руины. И, к сожалению, этот подход в Starfield не работает. Мир огромен и состоит из сотен планет, но большинство из них пустые — с парой пещер, где можно добыть ресурсов, и копипастнутым лагерем пиратов. А большинство интересных побочных квестов (которых, к слову, все равно немного) происходят неподалеку от основной истории. Таким образом, игра как бы подталкивает то к одному хобби, то к другому, но сохраняет четкий вектор. С другой стороны, мир у Bethesda еще никогда не ощущался настолько безжизненным

Однако главная проблема Starfield заключается в другом. Только вдумайтесь: в игре про космос фактически нет космоса. Персонаж может управлять кораблем, модифицировать его под себя и сражаться с другими звездолетами. Но долететь до планеты, сесть на ее поверхность, да даже самостоятельно пристыковаться к какой-нибудь космической станции — нельзя. Игрок может лишь выбрать цель, нажать на кнопку и после загрузки (они тут случаются почти по любому поводу, что сильно выбивает из колеи) оказывается в новой локации. И если вам наскучил пейзаж, то сменить обстановку можно тоже только с помощью быстрого перемещения. И пусть это удобно, но о каком духе исследования галактики (на этой формулировке настаивали пиарщики Starfield перед релизом) может идти речь, когда та далекая звезда — просто красивая картинка. И долететь до нее нельзя даже на самом крутом корабле. 

И вот из таких странностей, недоработок и ошибок состоит хребет Starfield. Здесь ужасный интерфейс, непонятная навигация по уровням, много технических огрехов. Да и в целом игра ощущается именно сделанной, поэтому воспринимать ее, как удивительное приключение в космосе, вообще не получается. Но почему — если возвращаться к началу текста — ее нельзя назвать плохой? На самом деле, это парадокс, ибо когда начинаешь воспринимать Starfield как продукт, то оказывается, что он скроен и отутюжен по всем канонам современной игровой индустрии. Это залипательный экшен с морем лута, нормальной стрельбой и хорошим дизайном окружения, которое интересно рассматривать первые часов десять. 

После стольких лет разработки Starfield в итоге зависла где-то между светлой памятью о великой Skyrim и собственной невнятностью.

Bethesda создала новую обширную вселенную, которую — судя по финалу — планирует развивать годы вперед. Но старания разработчиков из нарративной команды рискуют остаться не оцененными. Ибо на фоне хитов и предстоящих громких релизов, Starfield ощущается лишним. Игрой, где под завалами контента можно откопать что-то стоящее — если времени не жалко. 

Фото: кадр из игры Starfield
Теги
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова