Всем привет, это Эдик!
Так вышло, что и в 2020-м, и в 2021-м я собирал манатки и ехал в Сочи на «Кинотавр», откуда писал о том, что ел, кого видел, ну и немного про кино. Сейчас «Кинотавра» нет, но свято место пусто не бывает. Да и контента отечественная киноиндустрия сейчас производит рекордное количество. Поэтому, встречаете — «Новый сезон»! Тот же Сочи (только не на берегу моря, а на горнолыжном курорте Роза Хутор), те же лица, но теперь больше про бизнес и сериалы. За пять дней фестиваля стриминги покажут 16 многосерийных проектов и всего 6 фильмов — постараюсь везде успеть.
Важная заметка на полях. За час до самолета взвесился — ровно 90 килограмм. Обычно после российских кинофестивалей я набираю лишний пяток — все же не стоит забывать про банкетный аспект. Интересно, как «Новый сезон» скажется на моих щеках.
Второй любопытный факт. Жюри нет. Каждому гостю «Нового сезона» настойчиво предлагают скачать одноименное приложение и лично голосовать там. Ну, поехали!
Церемония открытия была милой. Юрий Стоянов с выражением читал текст, пока на сцене творилось что-то среднее между эпилогом «Ла-Ла Ленда» и фильмом Терренса Малика «Между нами музыка». Еще на ум приходит душераздирающий клип «Сансары» на песню «Мы станем лучше». По сюжету, пара влюбленных только начинает отношения — с самыми светлыми надеждами на будущее. Но годы проходят, и от былых чувств не остается ничего. Вывод следующий: их жизнь — это сезон в сериале жизни, но настало время создавать новые истории и новые сезоны.
Первый фильм фестиваля — драмеди-альманах «Эт» оказался, мягко говоря, слишком тяжелым для разгона. Начало вроде было многообещающее — пять коротких историй про будни Республики Саха: два недотепы пытаются спрятать труп в формате скринлайфа. Но с каждой новеллой происходящее становилось все «страньше и страньше», а люди выходили из зала рядами. В этот момент, конечно, не хотелось знать, что чувствуют режиссеры (творческий дуэт Степана Бурнашева и Дмитрия Давыдова — важнейшие авторы «якутской новой волны») и директор Wink Александр Косарим, где выйдет картина. Ну да, сценарий не написался, актеры пробубнили текст, кое-как смонтировали — всякое в жизни бывает.
Дальше Wink предложил поехать на их афтепати в местный Simach — кормили пельменями и котлетами, поили игристым. У певца Шуры, который должен был быть хедлайнером вечера, уже на втором номере сгорела аппаратура, и ему пришлось развлекать собравшихся похабными анекдотами (увы, не особенно смешными).
Дальше начались показы. И скажу прямо: с сериала «Лада Голд» я ушел — не моя чашка чая, как говорится. Да и есть очень хотелось.
А вот новый ситком от Start «Бедные Абрамовичи» — неожиданный подарок. То, что по описанию выглядело как антисемитский анекдот (герой пытается стать трушным евреем, чтобы снять проклятие со своего рода), на деле оказалось 100% еврейским зрелищем. Передать это ощущение сложно. Но если вы видели фильмы «Одесса» (2019) Валерия Тодоровского и «Неограненные алмазы» (2019) братьев Сэфди, то должны понять о чем речь.
Затем PREMIER показал «Трепачей». Там молодой комик (Глеб Калюжный) переезжает в Москву, чтобы вернуть бывшую и стать известным стендапером. Но пока герою приходится работать в баре и жить вместе с алкашом-пенсионером (Юрий Стоянов). Однако дед оказывается популярным в прошлом сатириком. Два одиночества неожиданно объединяются на фоне любви к юмору.
Выходят «Трепачи» уже 21 сентября. И пока что для меня это самый ожидаемый проект на фестивале. Ибо в показанном материале виден большой потенциал, а за первый час ему как будто не хватило времени раскрыться. Но то, что есть все равно вызывает определенный восторг. Стоянов — глыба и мастерски изображает обиженного на жизнь пенсионера. К слову, пока в «Трепачах» не было ни одной сцены, где его персонаж был бы трезвым. Вторая лучшая роль досталась неожиданно Александру Якину (Рома Букин aka месье Грандмастер Бит). После «Восьмидесятых» (СТС, 2011 – 2016) актер мелькал то тут, то там. Но «Трепачи» как будто создают почву для громкого камбэка. Короче, ждем!
Однако больше всего людей собрала вечерняя премьера режиссерского дебюта Дарьи Мороз «Секс. До и после». Второй альманах на фестивале. Но, в отличие от «Эт», трудно воспринимаемый не с точки зрения содержания, а смыслов.
Мороз по-прежнему одержима человеческими отношениями в постели. И это не то, чтобы плохо. Секс — круто. Его можно показать смешно, интересно, на грани. Например, в первой новелле стендапер (Григорий Калинин) соблазнят одноногую женщину (Анна Снаткина), а во второй Ян Цапник неумело подкатывает к незнакомке (Евгения Дмитриева) в баре. Однако в двух других историях Дарья грань переходит. И не как Кроненберг в «Автокатастрофе» (1996), Полански в «Горькой луне» (1992) или Триер в «Нимфоманке» (2013). Сериал оказывается в суперпозиции между претенциозным портретом действительности и бескомпромиссной бессмыслицей. Тот случай, когда «янебоюсьсказать» на самом деле является «мненечегосказать».
Возможно, это предмет отдельного большого разговора. И к «До и после» мы еще обязательно вернемся — у проекта, как ни крути, огромный зрительский потенциал. Но, если руководствоваться личными ощущениями, то смотреть другие истории альманаха — себе дороже.