24 августа в кинотеатрах вышел триллер «Заложники». Там Лиам Нисон вновь играет крутого мужика, который оказался в плену невероятных обстоятельств. И из-за целого ряда таких ролей — в трилогии «Заложница», «Заступнике», «Пассажире», «Воздушном маршале» — можно забыть, что 71-летний ирландец, вообще-то, великий актер («Список Шиндлера», «Отверженные», «Баунти»). Специально для SRSLY Эдуард Голубев рассказывает про новинку и вспоминает фильмы с нетипичным поздним Нисоном.
«Заложники», 2023
Банкир Мэтт Тернер (Лиам Нисон) обладает беспрекословным авторитетом в финансовом мире, но дома его мнение совершенно не учитывается. Жена хочет развода, дети относятся с презрением. И вот однажды утром, когда Мэтт везет своих отпрысков в школу на любимом мерседесе, в салоне начинает бренчать мобильник, а голос на другом конце провода говорит, что в машине заложена бомба.
За месяц до западной премьеры «Пилы 10» владеющая франшизой компания Lionsgate как будто решила выпустить относительно бескровную версию своего хита. Загибайте пальцы: замкнутое пространство, герой, который должен пройти испытание, маньяк, всегда находящийся на шаг впереди и добивающийся извращенной справедливости. Даже голос у злодея изменен в духе Джона Крамера. Второй очевидный референс — «Скорость», культовый боевик 1994 года с молодым Киану Ривзом.
Главная проблема «Заложников» заключается в том, что за всеми этими заимствованиями, отлаженной машинерией и студийным бюджетом видно, как режиссер и звезда картины буквально засыпают на своих местах. Первого зовут Нимрод Антал — звезда венгерского кино (приз в Каннах за «Контроль») с умеренным успехом в Голливуде («Вакансия на жертву», «Хищники»). За 90 минут «Заложников» он не способен подарить зрителям ни одного уникального момента. Второй, Нисон, в моменте чуть ли не как мантру начинает повторять: «Я тебя убью» и зло смотреть в камеру.
Все это в меру увлекательно, если вы хотели просто фильм на один вечер. И откровенно скучно, если ждали от «Заложников» хоть каких-то амбиций.
«Хлоя», 2009
Вроде классическая формула голливудского ремейка: продюсеры выкупают права на талантливо снятый европейский фильм (в данном случае французскую эротическую драму «Натали»), переносят действие в Штаты и набирают звезд на главные роли. По сюжету, Кэтрин (Джулианна Мур) начинает подозревать своего мужа (Лиам Нисон) в измене. Чтобы доказать его неверность, женщина нанимает молодую проститутку Хлою (Аманда Сейфрид).
Спустя чуть больше чем десятилетие с момента премьеры «Хлоя» уже выглядит старомодной. Это не то чтобы плохо. Сюжет ведет зрителя линейно, от А до Я, артисты играют без претензии остаться в вечности, но все молодцы. Тем не менее в итоге «Хлоя» — не больше чем просто история. Но не удивляйтесь, если она забудется вскоре после финальных титров.
«Схватка», 2011
Зима, Аляска. Охотник Джон (Лиам Нисон) хочет застрелиться, но в последний момент его отвлекает волк. По злой иронии судьбы на следующий день мужчина вместе с группой бурильщиков попадает в авиакатастрофу. И теперь выжившие вынуждены скрываться в тайге от стаи серо-бурых хищников.
«Схватка» — удивительный пример синергии рефлексирующего Нисона и Нисона — персонажа боевиков. В фильме довольно много экшена, и он в целом построен так, что главный герой ощущается огромным, как дуб, и свирепым, как альфа-самец. Но при этом картина наполнена созерцательными моментами, размышлениями о духе, воле, смысле жизни. Вдобавок в «Схватке» чувствуется глубокий эмоциональный надрыв, ибо за год до съемок умерла жена Лиама. И как в «Любви» Ханеке, где великий артист Трентиньян, переживший супругу и всех своих детей, смотрел через камеру прямо в душу зрителю, Нисон как будто тоже преодолевает материю и пространство. Поэтому, когда в финальной, очень эффектной сцене Лиам цитирует Киплинга и бросается вперед, создается полное ощущение, что бежит он на зрителя.
«Молчание», 2016
Фильм-гигант Мартина Скорсезе, где Нисона немного — пять минут в начале, пятнадцать в конце — но его образ намертво застревает в голове. Сюжет крутится вокруг путешествия в Японию двух юных иезуитов (Эндрю Гарфилд и Адам Драйвер). Массовые крещения в Стране восходящего солнца, проводимые в XVI веке, давно запрещены, оставшихся христиан запытывают инквизиторы, верить нельзя никому.
Если у вас Скорсезе ассоциируется только со «Славными парнями» или «Волком с Уолл-Стрит», то, возможно, пора познакомиться с другой, не менее важной, стороной режиссера. Речь про религиозные драмы: «Последнее искушение Христа», «Кундун». Там вечно озорной Мартин превращается в человека думающего, сомневающегося, задающего неудобные вопросы. «Молчание» — кино такого же порядка: дотошная экранизация одноименного японского романа, где теологические диспуты подтачивают страдания большинства персонажей на экране. Не надо быть верующим человеком, чтобы найти в «Молчании» массу пищи для размышлений.
«Баллада Бастера Скрагса», 2018
Неудавшийся мини-сериал от братьев Коэн для Netflix, который возродился в виде довольно среднего киноальманаха. Из шести историй здесь интересны две. Первую, про девушку, которая едет в неизвестное будущее, но попадает в передрягу с индейцами, посмотреть стоит хотя бы ради шокирующей развязки. Вторая повествует о странствующем импресарио (Лиам Нисон), который возит по Дикому Западу декларирующего Шекспира инвалида (Гарри Меллинг).
Таким образом братья играют с разными поджанрами вестерна, миксуя их с магистральной темой своего творчества — злой иронией человеческого бытия. Мол, жизнь, конечно, это самое ценное, что у нас есть, но часто не стоит и гроша. А преждевременная гибель (в каждой из новелл кто-то обязательно умрет) — следствие не более чем глупости. Вроде ничего нового, но Коэны в режиссуре давно съели не одну собаку. И там, где для них — проходняк, многие увидят недосягаемую величину.
«Сделано в Италии», 2020
Куратор галереи современного искусства, чтобы сохранить свое детище, решает продать родовое поместье в Тоскане. Для этого герою нужно воссоединиться с отцом-затворником (Лиам Нисон) и вместе сделать в доме ремонт. Понятно, что вскоре улучшениям подвергаются пол, стены и давно разрушенные отношения.
«Хороший год» встречает «Под солнцем Тосканы». В фильме нет второго дна, но так даже лучше — просто красивое драмеди на фоне виноградников и тарелок с пастой. И при наличии огромного количества штампов на экране чувствуется воздушная легкость. Тот же Нисон здесь много шутит, попутно разыгрывая карту мудрого деда-наставника с камнем на душе. Проблемы в итоге решатся сами собой, а герои приобретут больше, чем потеряли. В остальном — отличный способ продлить себе лето на пару часов.