Обзоры — 22 августа 2023, 12:16

Короче, часть вторая. Заметки с фестиваля короткометражного кино в Калининграде

После первых двух дней, во время которых создатели калининградского смотра рассказали о нововведениях и показали первые конкурсные работы, «Короче» набрал максимальный темп. Дальше — еще три блока короткометражек и основная масса дебютов. Рассказываем о самых примечательных моментах третьего и четвертого дней фестиваля.

«Летом асфальт теплый»

Конкурс полнометражных дебютов продолжил фильм «Летом асфальт теплый», главные роли в котором исполнили Виктория Исакова и Мария Мацель, а во главе закадровой команды встала Ирина Бас. Фильм ждали во многом из-за дуэта исполнительниц главных ролей, которые сыграли мать и дочь, налаживающих отношения после долгих лет разлуки.

17-летняя Даша (Мария Мацель) только что окончила школу и по настоянию отца (Алексей Фадеев) едет в Мурманск подавать документы на случайно выбранный факультет. Ну, это отец так думает. На самом деле девушка проезжает мимо Мурманска, направляясь прямиком в Санкт-Петербург, где живет ее мама (Виктория Исакова). С родительницей у Даши отношения не то чтобы плохие, их просто нет. Мать ушла из семьи, когда девочка была совсем маленькой, заставив дочь всю жизнь мучиться вопросом «за что?». Теперь женщинам предстоит разрушить наросший за годы слой недоговоренностей и взаимных претензий, чтобы на его обломках выстроить нечто новое.

кадры из фильма «Летом асфальт теплый»

В своем фильме Ирина Бас говорит не только и не столько о детско-родительских отношениях, сколько вообще о женских судьбах, женской телесности, женском выборе. Главные героини становятся не отражением поколения, чтобы говорить о межпоколенческом конфликте, а отражением друг друга, с каждым новым диалогом открывая все больше черт, присущих себе, в другой. Когда конфликт обозначен и зритель погружается на глубину показанных женских жизней, нить разговора на некоторое время будто теряется. Динамичность, нараставшая в первой половине фильма, улетучивается как сигаретный дым с лестничной клетки, где стоят мать и дочь. Но финальные сцены все вернут на круги своя, даже если на это будет больно смотреть.

«Крецул»

Вероятность того, что Никита Волков в ближайшие пару лет сможет отделаться от звания «российского Серкана Болата» стремится к нулю, но пока в зрительском сознании этот образ еще не закрепился, самое время посмотреть на актера в неожиданном амплуа. Александра Лихачева в своем дебютном полном метре представила Волкова в образе реально существующего спортсмена, судьба которого, как и у многих в этой сфере, не лишена крайне драматичных событий. Компанию артисту составил его однофамилец Сергей Волков, образовав тандем, от которого сложно оторвать глаз.

кадры из фильма «Крецул»

Дзюдоист Олег Крецул (Никита Волков) с юности строил спортивную карьеру и преуспел в этом. К 1997 году он уже чемпион Европы, участник Олимпийских игр, надежда молдавского спорта, а с некоторых пор еще и муж. Идеальный мир разбивается вдребезги через несколько дней после свадьбы: спортсмен попадает в аварию, в которой теряет любимую женщину и зрение. Дальше по жизни действовать придется вслепую буквально и фигурально. Спасти потерявшего все самое дорогое Олега берется его друг детства Виталик (Сергей Волков), который становится главной опорой героя и снова ведет его в профессиональный спорт, тем самым возвращая смысл в некогда разбитую на мелкие осколки жизнь.

Сам жанр спортивной драмы заставляет тяжело вздохнуть еще до первого знакомства с фильмом, поскольку в подсознании проносятся десятки шаблонных историй о преодолении, которыми уже никого не удивить. Но «Крецул» удивляет по-настоящему. В фильме отлично работают многие характерные для жанра паттерны, а облачение их в небанальную визуальную форму и продуманную сюжетную рамку выгодно выделяет фильм из той массы, которая приходит на ум до просмотра. Картина Лихачевой заставляет эмоционально подключиться к происходящему на экране и плавно погрузиться в повествование, а после фильма — в очередной раз задуматься о том, что кажется банальностью, но никогда не имеет внятного ответа.


«Тайм-аут»

Программа дебютов не грешит однообразием, это факт. После двух пробирающих до глубины души драм смотр преподнес комедию о любви, для разнообразия — не юношеской, а вполне себе взрослой (может быть, даже взрослой+). В основу сценария легла пьеса Марины Крапивиной, которую много лет ставят на театральной сцене. И этот факт во многом объясняет все то, что происходит на экране.

Фильм Владимира Скворцова — о соцработнице Людмиле (Наталья Щукина), которая заботится о стариках с трудными характерами, одна растит дочь-подростка, фанатеет от харизматичного певца и по несколько раз на дню повторяет аффирмацию, убеждая себя, что ее жизнь — супер. Разочарование в разных составляющих этой формулы подталкивает героиню к изменениям, которые в конце концов ведут к хеппи-энду. Зрителей же «Тайм-аут» может довести разве что до фейспалма и истерического хихиканья, и это не комплимент.

кадры из фильма «Тайм-аут»

Программа короткого метра. Блок 2

Если снова попытаться подобрать слово-описание для всех фильмов второй подборки, это будет слово «триггер». Практически каждый короткий метр, показанный в середине программы фестиваля, запоминается характерной деталью или эмоцией, которая во время просмотра выдергивает из медитативного состояния, навеянного беспрерывным просмотром кино.

В фаворите этого блока «Мне надо вам что-то сказать» условным триггером становится тема интерсексуальности, которая заставила значительную часть зала гуглить во время просмотра. В «Папе» появляется неведома зверушка, похожая на нечто среднее между рыбой-каплей, аксолотлем и младенцем, в «Прическе» красной тряпкой для героев становится манера укладки волос, в «Бернаки» — татуировка над бровью, в «Теплом» — метафора про разделение людей на тип собак и кошек, в «Здесь и сейчас» — сломанная тачка.

В этом году программа короткого метра кажется просто филигранно подобранной, каждый просмотренный проект заслуживает как минимум выхода в цифре, но пока не каждый нашел свою площадку, поэтому точно сказать, получится ли увидеть все то, что показали на «Короче», пока нельзя.

кадр из фильма «Теплое»
кадр из фильма «Папа»
кадр из фильма «Мне надо вам что-то сказать»
кадр из фильма «Бернаки»

Третий блок короткометражек оказался самым лаконичным. На утином кряканье состоялся диалог:

— Ну что, ушла?

— Да.

Темный экран. Тишина. «Что-то кончилось». Технические шоколадки. Узнаем, чем же все закончилось, в следующие дни фестиваля. Stay tuned.


Фото: кадр из фильма «Мне надо вам что-то сказать»
Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More