Партнёрский материал — 21 августа 2023, 09:00

Позвони мне, позвони: учимся бороться с телефонным мошенничеством

Текст:
Светлана Любомская,
svetlana-lyubomskaya
Каждому знаком внезапный звонок — из МВД, банка, прокуратуры или Следственного комитета (нужное подчеркнуть). То злоумышленники развлекаются, пытаясь зловонными щупальцами дотянуться до наших кровно заработанных. SRSLY спросил читателей о самых запоминающихся случаях телефонного мошенничества, чтобы рассмотреть их с помощью экспертов мобильного оператора Tele2 и рассказать, как не попасться на удочку преступников.

Евгения, 43 года, финансовый аналитик: Позвонили из банка, попросили подтвердить заявку на привязку уведомлений к другому номеру. Я работаю в этой сфере, потому знаю: чтобы сменить оператора, не нужно менять номер. В ответ постепенно наглеющий женский голос спросил: «Так зачем вы отправили заявку?» Я сказала: «Давайте так — позвоню в банк и спрошу, зарегистрирована ли заявка». Меня зло спросили: «Зачем в банк звонить?» Ответила: «Затем, уважаемые, что вы, скорее всего, мошенники». Конец беседы. 

Ответ Tele2: Здорово сработано! В подобных случаях сразу звоните на официальный номер банка — он указан на сайте или в мобильном приложении

Вот похожая схема: звонит служба поддержки оператора и говорит, что SIM-карту скоро заблокируют. Требуют набрать USSD-команду — комбинацию символов и цифр для управления услугами, в том числе переадресации сообщений и звонков. Испуганный человек соглашается и, сам того не подозревая, переадресовывает сообщения мошеннику — в том числе с кодами подтверждения транзакций от банков. 

Ни одна служба поддержки не просит продиктовать номер банковской карты, паспортные данные, коды из SMS или push-уведомления.

Возникли сомнения — позвоните в банк сами или пообещайте это собеседнику, как сделала героиня истории. На том конце провода, скорее всего, положат трубку. 


Светлана, 19 лет, автор: Бабушке с незнакомого номера позвонила заплаканная девушка, представилась мной. Сказала, что сбила человека на машине, и теперь тот требует деньги. Просила скинуть сумму на карту по продиктованному номеру. Бабуля распознала подвох и позвонила мне — я же в это время сидела дома и смотрела сериалы. Пришлось отпаивать успокоительными.

Ответ Tele2: Пожилые люди — излюбленная мишень телефонных мошенников. Они доверчивы, добродушны и сделают все, чтобы защитить близких от несуществующих бед. Злоумышленники научились использовать программы, чтобы делать нарезку из голоса реального человека

Если звонят с незнакомого номера, представляясь другом, сватом, соседом или любимым котом, — набирайте личный номер человека или постарайтесь задать вопросы, ответы на которые знает только он.

Например, в какой школе вы учились или как зовут вашу морскую свинку. Проводите ликбез родственникам, чтобы были начеку. А бабушка героини — молодчина!


Алена, 35 лет, стоматолог: Батю развели классическим способом. Сказали, что на него по ошибке взяли кредит, нужно еще один, чтобы погасить первый. Отец никого не слушал, ну и попал. Моя же история началась со звонков в мессенджере — звонили каждые 20–40 минут под видом благой цели. Была, как папа, — под гипнозом. Растянулось на месяцы: держали на коротком поводке, вселяли ложные надежды и в конце концов пропали. Потеряла много денег — больше, чем отец. Ни имя, ни номер телефона мошенник не палил, виден только ник. Выплывала года полтора.

Ответ Tele2: Помните, что на удочку попадаются не только пожилые люди, но и молодежь, а наличие номера злоумышленника — не гарантия успеха. Излюбленный инструмент телефонных мошенников — технология подмены номера. Вместо него отображается «маска» — случайный номер или тот, что внешне напоминает службу поддержки банка. Иногда звонки поступают из-за границы. Мошенники выбирают коды стран, похожие на российскую мобильную нумерацию 790*: +901ххххххх (Турция), +495ххххххх (Германия), +8495ххххххх (Вьетнам), +915ххххххх (Индия). Будьте осторожны: старайтесь не брать трубку с незнакомых номеров.

Для борьбы с подменой Tele2 использует антифрод-платформу, блокирующую подозрительную активность. Верификация вызова происходит вот как. На абонента оператора А идет вызов с сети оператора Б, но платформу не проведешь — вдруг это звонок злоумышленника, который использует нумерацию оператора Б для подмены? Платформа стучится в антифрод-решение оператора Б и спрашивает: «Абонент правда звонит на мою сеть?» Если ответ положительный, звонок пропускается. Нет — блокируется. Аналогичные антифрод-решения установлены у ряда российских банков и мобильных операторов.

Ежедневно Tele2 предотвращает больше 1 миллиона звонков мошенников. Трафик сокращается в десять раз: злоумышленникам скучно, когда звонки не проходят.


Юлия, 33 года, флористка: Позвонили в мессенджер, представились полицейскими и посоветовали перевести средства на общий счет в банке. Я слушала, отвечала на вопросы, но, когда спросили паспортные данные или три цифры с банковской карты, бросила трубку и заблокировала номер.

Ответ Tele2: Мошенники давно придумали звонить через мессенджеры. Такие звонки — слепая зона мобильного оператора: контролировать их невозможно. Поэтому наша обязанность — информировать абонента, в очередной раз призывая к бдительности. Напоминаем: следователи на телефон не звонят!


Антон, 29 лет, учитель обществознания: «Представители банка» звонили через мессенджер. Страшилка одна: «Банк увидел подозрительные операции и заблокировал счет. Вы можете это остановить, если оставите данные карт и остатки по счету». Я — учитель обществознания, поэтому знаю, что банк подобного делать не может. Каждый звонок заканчивался моей лекцией о банковской системе. 

Мошенники либо благодарили за ликбез, либо посылали — вторых было больше. Но когда позвонили еще раз десять, понял, что знания среди них не приживаются.

Ответ Tele2: Каждый реагирует на обман по-разному: люди обзываются, шутят или пытаются воспитывать звонящего. Так делать нельзя! Мошенники мстят. Например, могут использовать ваш номер в качестве подменного. Результат — десятки звонков от посторонних людей, которые думают, что вы — мошенник. Разумнее просто класть трубку. 

Поверьте, воспитательные беседы не вернут злоумышленника на путь истинный.

Вы спросите: «Если все так круто, почему телефонные мошенники не угомонятся?» Защитить рынок на сто процентов пока не выходит: на рынке остаются сотни крошечных компаний, уязвимость которых и используют преступники. Закон обязывает подключиться к антифрод-решению до марта 2024 года — тогда, надеемся, масштабы мошеннических действий с подменой номеров сильно сократятся.

Реклама

Рекламодатель: ООО «Т2 МОБАЙЛ», ИНН: 7743895280 

18+


SMS — Short Message Service, короткое текстовое сообщение на мобильном устройстве 

Push-уведомления — всплывающие уведомления на экране устройства 

Антифрод — система, применяемая организациями с целью проверки подозрительных транзакций

Теги
Adv
Новости — 19:30, 10 октября
Вышел трейлер сериала Рейчел Сеннотт «Я люблю Лос-Анджелес»
Кино — 19:00, 10 октября
У нас труп, возможно, криминал: 5 детективов о разных эпохах
Новости — 17:08, 10 октября
Скарлетт Йоханссон может стать матушкой Готель в ремейке «Рапунцель»
Новости — 16:10, 10 октября
В Fortnite добавили скины в честь ивента «Кошмары»
Музыка — 15:22, 10 октября
«Кто меня любит — за мной»: Катя Павлова — о переиздании альбомов «Обе Две» «План побега» и «Радости страсти»