15 августа в самом европейском городе России вновь собрались сотни неравнодушных к отечественному кино. А все для того, чтобы в 11-й раз окунуться в мир короткометражек, увидеть знакомые лица, узнать новые имена и понять, чем живет эта сфера российского кинематографа сегодня. Рассказываем, что происходит на фестивале «Короче-2023», прямо из гущи событий.
Что нового?
За десять лет своего существования «Короче» заметно подрос. Это относится к разным его аспектам, но в первую очередь — к программе смотра. С этого года он позиционируется как фестиваль не только короткометражного, но и дебютного кино. То есть, помимо традиционных коротышей, в Калининграде теперь оценивают и полные метры. В этом году в конкурсе их восемь.
По задумке команды, создающей «Короче», приглашение к участию дебютантов поможет молодым талантам громко заявить о себе. На молодости, к слову, был сделан особенный акцент, хотя понимать этот критерий стоит не в буквальном смысле как указание на возраст. По словам программного директора программы полного метра Ситоры Алиевой, свои заявки на конкурс присылали дебютанты в возрасте от 21 до 60 лет.
«Выбирая фильмы, мы сосредоточились на том, что объединяет, волнует и будоражит сознание молодых режиссеров. Оказалось, что всех волнует зритель, о зрителе думают все. Мы увидели невероятный поиск актуальных героев и, в частности, героинь. На финальной стадии мы поняли, что увидели впервые за много лет потрясающий триллер, отличную антиутопию, искристую и удивительную драмеди, которая откроет фестиваль, драму взросления, драму поиска любви в большом городе молодой девушкой и совсем зрелой женщиной. Нам хотелось показать кино молодое, молодым его делают истории, которые рассказывают нам авторы», — сказала Алиева на церемонии открытия.
За шесть дней фестиваля в конкурсной программе покажут восемь дебютных полнометражек и 28 коротких метров.
Программа короткого метра. Блок 1
В этом году короткометражную программу разделили на четыре блока, перемешав в каждом из них анимацию, графику, игровое кино, псевдодокументальное и все-все-все. В первом блоке лейтмотивом стала тема человеческих взаимоотношений.
Любовь показана во всевозможных вариациях этого чувства, в том числе отнюдь не положительных: «Калининград, проспект Калинина,107,5,236039 Марк Янсонс» иллюстрирует стремление дочери встретить отца, которого она никогда не видела, «Мы ненадолго» — огромную обиду, ставшую побочным действием любви, «Мама, он из метавселенной» и MINE — оцифровку человеческих отношений, «Дом» — искреннее чувство, спрятанное за сплетнями и легендами.
Выбивается из парадигмы «Биг», в основу которого лег анекдотичный случай, который когда-то давно сделал частью своей биографии Юрий Куклачев, а также сатира на современную корпоративную культуру «Нас все устраивает».
«Сказки Гофмана»
Ретро-драмеди «Сказки Гофмана», ставшее фильмом открытия фестиваля, представили как картину, которая учит говорить «нет» вместо «простите», «извините», «не хотелось мешать» и так далее. Это история о тихой и забитой библиотекарше Наде Страховой (Екатерина Вилкова), которая лишний раз не поднимает глаз, вечно извиняется и пресмыкается перед любым живым существом. Она работает на двух работах, чтобы содержать своего Виталика (Максим Стоянов) — не вылезающего из халата тирана-абьюзера, который женился на невидимке ради московской прописки. Жизнь Нади, которой еще в детстве объяснили, что она совсем не красавица, меняется, когда один режиссер (Евгений Цыганов) предлагает снять ее руки в рекламе. А потом еще в одной, и еще, и в фильме, и в сериале. Так руки Нади становятся ее спасением от прежней жизни.
Первое, что стоит брать во внимание, говоря о дебюте Тины Баркалаи, это выбранная форма повествования: весь фильм сопровождается комментариями закадрового голоса, персонажи в чем-то карикатурны, с единственно выраженной чертой характера (забитая Надя, ленивый Виталик, уставший Гарик), цветовая гамма подобрана как в детских книжках, а симметрия кадра и показные жесты героев напоминают тиктоки, вдохновленные творчеством Уэса Андерсона. Да и сделанная в начале фильма ремарка о вневременности истории говорит о том, что команда снимала сказку.
Как и положено сказке, в фильме воспроизводится несколько классических сюжетных линий, герои типичны, а действия гиперболизированы, что и создает комичный эффект (помним, что жанр обозначен как ретро-комедия). Даже название выбрано как у многих знакомых с детства историй — по предмету, меняющему жизнь главного героя. Вместо аленького цветочка или золотого ключика у Нади Страховой — томик сказок Гофмана, который когда-то давно взял в ее библиотеке некий А. А. Фишман (Алексей Гуськов). Однако за соблюдением формальных правил экранных сказок теряется наполнение этой красочной обертки: диалоги героев и их поступки, повторяющиеся образы и сюжетные повороты рано или поздно заставляют зрителя поглядывать на часы.
«Бери да помни»
Полнометражный дебют татарского режиссера Байбулата Батуллы, которого до этого в основном знали как создателя мема «А я думала сова» (кстати, главную героиню этого ролика тоже можно увидеть в эпизодической роли!). Режиссер, по собственному признанию, сделал фильм для своих родителей вместо семейной терапии. Его отец Рабит Батулла исполнил одну из главных ролей, а мать впервые увидела полный метр в зале на «Короче».
Ядэщ, или бери да помни — это игра на желания: два человека берут куриную косточку V-образной формы и разламывают ее пополам мизинцами, приговаривая: «Бери да помни». С этих пор, каждый раз, принимая что-то из рук своего соперника, нужно говорить «помню». Кто забыл — проиграл и обязан выполнить желание победителя. В эту игру дедушка (Рабит Батулла) предлагает сыграть своему внуку (Юнус Таиров), приехавшему в деревню на каникулы. Постепенно к игре подключается бабушка (Роза Хайруллина), а затем и вся деревня.
Фильму уже пророчат главную награду фестиваля — снайперское попадание в зрительские сердечки теплой душевной историей о доме и чуде. Практически с самого начала фильма зрителям обозначают трагичный контекст, на фоне которого человеческая радость и те позитивные изменения, которые происходят после преломления косточки, моментально возрастают в цене и становятся кратно более трогательными. Особенный шарм, разумеется, придает то, что весь фильм говорят на татарском, а в актерском касте много непрофессиональных актеров. Резюмируя: бери всю свою семью и помни, что картина выходит в прокат 14 сентября.
«Чайка»
Пока все ждут проката «Хозяина» и завершения продакшена «Лихих», мы смотрим на Юрия Быкова одновременно в «Последователях» и в полнометражной программе «Короче». На этот раз режиссер предстал в драме «Чайка» в образе востребованного писателя Валентина Чайки, одним из главных романов которого называют «Гумберт Гумберт». У Чайки тот же порок, что у набоковского героя, — склонность связываться с девушками сильно моложе себя, забирая от этих отношений все, чего хотелось, и оставляя в качестве прощального подарка психологические травмы. В «Чайке» показана история взаимоотношений Валентина с одной девушкой (Вера Кинчева), заканчивающаяся вместе с финалом фильма.