Обзоры, Кино — 18 августа 2023, 12:14

Короче, часть первая. Заметки с фестиваля короткометражного кино в Калининграде

15 августа в самом европейском городе России вновь собрались сотни неравнодушных к отечественному кино. А все для того, чтобы в 11-й раз окунуться в мир короткометражек, увидеть знакомые лица, узнать новые имена и понять, чем живет эта сфера российского кинематографа сегодня. Рассказываем, что происходит на фестивале «Короче-2023», прямо из гущи событий.

Что нового?

За десять лет своего существования «Короче» заметно подрос. Это относится к разным его аспектам, но в первую очередь — к программе смотра. С этого года он позиционируется как фестиваль не только короткометражного, но и дебютного кино. То есть, помимо традиционных коротышей, в Калининграде теперь оценивают и полные метры. В этом году в конкурсе их восемь.

По задумке команды, создающей «Короче», приглашение к участию дебютантов поможет молодым талантам громко заявить о себе. На молодости, к слову, был сделан особенный акцент, хотя понимать этот критерий стоит не в буквальном смысле как указание на возраст. По словам программного директора программы полного метра Ситоры Алиевой, свои заявки на конкурс присылали дебютанты в возрасте от 21 до 60 лет.


«Выбирая фильмы, мы сосредоточились на том, что объединяет, волнует и будоражит сознание молодых режиссеров. Оказалось, что всех волнует зритель, о зрителе думают все. Мы увидели невероятный поиск актуальных героев и, в частности, героинь. На финальной стадии мы поняли, что увидели впервые за много лет потрясающий триллер, отличную антиутопию, искристую и удивительную драмеди, которая откроет фестиваль, драму взросления, драму поиска любви в большом городе молодой девушкой и совсем зрелой женщиной. Нам хотелось показать кино молодое, молодым его делают истории, которые рассказывают нам авторы», — сказала Алиева на церемонии открытия.

За шесть дней фестиваля в конкурсной программе покажут восемь дебютных полнометражек и 28 коротких метров.

Программа короткого метра. Блок 1

В этом году короткометражную программу разделили на четыре блока, перемешав в каждом из них анимацию, графику, игровое кино, псевдодокументальное и все-все-все. В первом блоке лейтмотивом стала тема человеческих взаимоотношений.

Любовь показана во всевозможных вариациях этого чувства, в том числе отнюдь не положительных: «Калининград, проспект Калинина,107,5,236039 Марк Янсонс» иллюстрирует стремление дочери встретить отца, которого она никогда не видела, «Мы ненадолго» — огромную обиду, ставшую побочным действием любви, «Мама, он из метавселенной» и MINE — оцифровку человеческих отношений, «Дом» — искреннее чувство, спрятанное за сплетнями и легендами.

Выбивается из парадигмы «Биг», в основу которого лег анекдотичный случай, который когда-то давно сделал частью своей биографии Юрий Куклачев, а также сатира на современную корпоративную культуру «Нас все устраивает».

телеграм-канал фестиваля «Короче»

«Сказки Гофмана»

Ретро-драмеди «Сказки Гофмана», ставшее фильмом открытия фестиваля, представили как картину, которая учит говорить «нет» вместо «простите», «извините», «не хотелось мешать» и так далее. Это история о тихой и забитой библиотекарше Наде Страховой (Екатерина Вилкова), которая лишний раз не поднимает глаз, вечно извиняется и пресмыкается перед любым живым существом. Она работает на двух работах, чтобы содержать своего Виталика (Максим Стоянов) — не вылезающего из халата тирана-абьюзера, который женился на невидимке ради московской прописки. Жизнь Нади, которой еще в детстве объяснили, что она совсем не красавица, меняется, когда один режиссер (Евгений Цыганов) предлагает снять ее руки в рекламе. А потом еще в одной, и еще, и в фильме, и в сериале. Так руки Нади становятся ее спасением от прежней жизни.

кадры из фильма «Сказки Гофмана»

Первое, что стоит брать во внимание, говоря о дебюте Тины Баркалаи, это выбранная форма повествования: весь фильм сопровождается комментариями закадрового голоса, персонажи в чем-то карикатурны, с единственно выраженной чертой характера (забитая Надя, ленивый Виталик, уставший Гарик), цветовая гамма подобрана как в детских книжках, а симметрия кадра и показные жесты героев напоминают тиктоки, вдохновленные творчеством Уэса Андерсона. Да и сделанная в начале фильма ремарка о вневременности истории говорит о том, что команда снимала сказку.

Как и положено сказке, в фильме воспроизводится несколько классических сюжетных линий, герои типичны, а действия гиперболизированы, что и создает комичный эффект (помним, что жанр обозначен как ретро-комедия). Даже название выбрано как у многих знакомых с детства историй — по предмету, меняющему жизнь главного героя. Вместо аленького цветочка или золотого ключика у Нади Страховой — томик сказок Гофмана, который когда-то давно взял в ее библиотеке некий А. А. Фишман (Алексей Гуськов). Однако за соблюдением формальных правил экранных сказок теряется наполнение этой красочной обертки: диалоги героев и их поступки, повторяющиеся образы и сюжетные повороты рано или поздно заставляют зрителя поглядывать на часы.

кадры из фильма «Сказки Гофмана»

«Бери да помни»

Полнометражный дебют татарского режиссера Байбулата Батуллы, которого до этого в основном знали как создателя мема «А я думала сова» (кстати, главную героиню этого ролика тоже можно увидеть в эпизодической роли!). Режиссер, по собственному признанию, сделал фильм для своих родителей вместо семейной терапии. Его отец Рабит Батулла исполнил одну из главных ролей, а мать впервые увидела полный метр в зале на «Короче».

Ядэщ, или бери да помни — это игра на желания: два человека берут куриную косточку V-образной формы и разламывают ее пополам мизинцами, приговаривая: «Бери да помни». С этих пор, каждый раз, принимая что-то из рук своего соперника, нужно говорить «помню». Кто забыл — проиграл и обязан выполнить желание победителя. В эту игру дедушка (Рабит Батулла) предлагает сыграть своему внуку (Юнус Таиров), приехавшему в деревню на каникулы. Постепенно к игре подключается бабушка (Роза Хайруллина), а затем и вся деревня.

кадры из фильма «Бери да помни»

Фильму уже пророчат главную награду фестиваля — снайперское попадание в зрительские сердечки теплой душевной историей о доме и чуде. Практически с самого начала фильма зрителям обозначают трагичный контекст, на фоне которого человеческая радость и те позитивные изменения, которые происходят после преломления косточки, моментально возрастают в цене и становятся кратно более трогательными. Особенный шарм, разумеется, придает то, что весь фильм говорят на татарском, а в актерском касте много непрофессиональных актеров. Резюмируя: бери всю свою семью и помни, что картина выходит в прокат 14 сентября.


«Чайка»

Пока все ждут проката «Хозяина» и завершения продакшена «Лихих», мы смотрим на Юрия Быкова одновременно в «Последователях» и в полнометражной программе «Короче». На этот раз режиссер предстал в драме «Чайка» в образе востребованного писателя Валентина Чайки, одним из главных романов которого называют «Гумберт Гумберт». У Чайки тот же порок, что у набоковского героя, — склонность связываться с девушками сильно моложе себя, забирая от этих отношений все, чего хотелось, и оставляя в качестве прощального подарка психологические травмы. В «Чайке» показана история взаимоотношений Валентина с одной девушкой (Вера Кинчева), заканчивающаяся вместе с финалом фильма.

кадры из фильма «Чайка»

Сложно писать что-то нелестное про фильм, когда, представляя его, постановщица Полина Лазарева дрожащим голосом искренне говорила о ценности этой работы, своей команде и волнении. Но удержаться от вопроса «что это было?» тоже тяжело. Ответить на вопрос, что же сейчас идет на экране, оказалось довольно сложно что во время, что после просмотра. Сюжетные решения, диалоги персонажей, неуместные комичные вставки и отвлечения на ирреальность только усугубляют ситуацию. В 2023 году услышать от героя в исполнении Быкова фразу о том, что все женщины (ясное дело!) мечтают выйти замуж, и второй фильм подряд наблюдать за безвольными дамами, не мыслящими себя отдельными личностями, — то еще испытание для чуткой зумерской психики автора.
Фото: кадр из фильма «Сказки Гофмана»
Музыка — 14:29, 9 ноября
Депрессивный звук, синдром самозванца и саундтрек к «Новым Пацанкам». 15 вопросов фронтмену TRITIA Славе Мартюшову
Новости — 14:00, 8 ноября
Евгений Цыганов становится главредом в трейлере сериала «Первый номер»
Новости — 11:43, 8 ноября
Комплексы, карьера и конфликты: Оля Парфенюк стала новой героиней шоу Димы Ермузевича
Кино — 17:55, 7 ноября
Ну, посмотрим: «Лимонов, баллада об Эдичке», «Мегалополис», «Эмилия Перес», «История Сулеймана», «Дагомея»
Новости — 17:40, 7 ноября
«Таврида.АРТ» запускает «Делай музыку» — программу для начинающих артистов