Советский писатель Громов после Второй мировой войны начинает писать классические повести о трудовых буднях и заслугах обычных людей. Из-за посредственного содержания и клишированных банальных сюжетов книги остаются пылиться сначала на полках магазинов, потом оседают нераспроданными партиями на складах, в сырых подвалах и небольших сельских библиотеках. Вначале 90-х, уже после смерти автора, совершенно случайно открываются «магические» свойства его книг. Если тщательно и запоем прочитать любое из семи произведений Громова, то можно на непродолжительное время получить суперспособность (у каждой книги она своя). Группы людей, владеющие громовскими повестями, объединяются в «библиотеки». Главами же этих группировок становятся: бывший зэк Шульга, интеллектуал Лагучев и сиделка из дома престарелых Мохова, которым сверхъестественный потенциал книг открылся первым.
Самой редкой является Книга Смысла, из-за которой, в том числе, и начинаются конфликты между «библиотеками», приведшие к масштабной Невербинской битве. Это эпохальное сражение унесло огромное количество жизней громовских последователей и привело к созданию Совета (очень напоминающего Инквизицию из «Ночного дозора»), взявшего на себя обязанности контролировать оборот книг внутри тайного общества. В функционал Совета также входило урегулирование конфликтов и слежка за соблюдением правил на поле битвы, если проблемную ситуацию не получалось решить мирным путем. После этого поворотного момента и начинается основной сюжет истории.
Главный герой — 27-летний Алексей Вязинцев (в экранизации его сыграл Никита Ефремов). Он отправляется разобраться с наследством, оставленным после смерти его дяди (в сериале: ушедшего из семьи отца в исполнении Андрея Мерзликина) и попадает в ожесточенные разборки между «читальнями», в одной из которых его дядя(папа) был библиотекарем. Ничего не понимающего Алексея назначают главой Ширинской читальни, и все обязанности по сохранению Книги Памяти ложатся на его плечи.
Большое количество второстепенных персонажей в романе, которые не запоминаются и, как у Джорджа Мартина, гибнут практически на каждой странице, вызывают вместо сопереживания только раздражение (не стоит даже и пытаться запомнить имена и отчества всех действующих лиц). Создатели сериала пошли же другим путем и постарались выделить самых ярких соратников главногогероя, большую часть оставив на страницах книги.
Сериал скрупулезно передает на экране жестокие битвы стенка на стенку, которых в романе огромное количество, и занимают они примерно одну треть от всего произведения.
А могла бы разрастись вширь и стать с таким-то заделом многотомной сагой.
И напоследок небольшой совет: лучше начинать знакомиться с вселенной «Библиотекаря» именно с просмотра сериала, все серии которого уже вышли в онлайн-кинотеатрах, а уже потом приступать к книге. Тогда идеально вписавшийся каст всегда будет стоять перед глазами во время чтения романа Елизарова.