«Черепашки-ниндзя: Погром мутантов» (Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutant Mayhem)
Одичавший в лаборатории генетик Бакстер Стокман надеется обрести семью путем выведения человекообразного ГМО-зверинца. Когда за чудо-мутагеном в его логово вламывается спецназ, ученый гибнет; его подросшее мушиное дитятко бесследно исчезает; а колба с радиоактивной жижей по неосторожности разбивается в канализации. Угодившие в зеленоватую лужу крохи-черепашки и сочувствующий им крыс стремительно мутируют — на эволюционном пике мало чем отличаясь от рядовой неполноценной нью-йоркской семьи. Так 15 лет отец-одиночка Сплинтер воспитывал четверых подростков на ютьюб-философии восточных единоборств. Тинейджерам, впрочем, смирение чуждо — они рвутся на поверхность, мечтая о том, как пойдут в школу и никто из сверстников не будет дразнить их за внешность.
Из важной для детства почти любого ребенка 90-х саги о ниндзя-черепашках комик Сет Роген задумал сделать цветастое гик-явление по типу паучьих «вселенных», но как бы его команда ни задрачивалась с анимацией, имитируя небрежно-ручную комикс-эстетику, на выходе все равно получается «Полный расколбас» (было такое мульт-гастропорно) для старшего школьного возраста. Грезящие социализацией недозрелые подростки-мутанты. Уставший от одиночества Сплинтер в поисках (до поры безрезультатных) самки для межвидовой любви. Омоложенная до неудачницы-журналистки школьной газеты Эйприл, от волнения дважды фонтаном блюющая перед камерой. Роген выбрал путь сентимательного упрощения, забив на мифологию сериала, — даже пиццу черепахи поглощают как-то дежурно, а Бибоп и Рокстеди здесь (спойлер) — так и вовсе вполне неплохие ребята.
Вместо четырех полярных характеров — в соответствии с возрожденческими именами — единый хор, напоминающий своевольного недоросля. Свои навыки квартет растрачивает на добычу продуктов по отцовскому списку — Doritos, йогурт, молоко, банка протеина и брикет мороженого, — а когда дело доходит до потасовок, неуклюже лажают, чудом выпутываясь из будничных передряг. Тайком в кинотеатре под открытым небом черепахи смотрят «Выходной день Ферриса Бьюллера», мечтая о том, что их когда-нибудь будут любить так же, как простой народ — героя Мэттью Бродерика. Жаждет признания и Роген, но с амбицией сделать грубый мультфильм в стиле Джона Хьюза его сценарную группу хватает разве что на SNL-скетчи — Сплинтер тащит в дом картонных Криса Эванса и Криса Пратта, чтобы дети чувствовали себя частью общества, — и тоскливые скабрезности, в сравнении с которыми даже фильм «Порки» — образец высокой комедии.
В плеяде черепашьих перезагрузок эта — определенно худшая: уступает даже тем пугающим фильмам, где панциреобразных ниндзя изображали артисты в ростовых костюмах. Родители опекают всех одинаково. Если тебя не принимает общество — никто не мешает оставаться героем. Семья — это те, кто рядом. Морали и содержания в «Погроме» как в одном эпизоде олдскульного мультсериала — и зачем тогда полтора часа мучить себя уродливо-мутантской версией «Форсажа»?
[STAT_ART_1]«Руби Гильман: Приключения кракена-подростка» (Ruby Gillman, Teenage Kraken)
Утро не вполне обычной девочки-подростка Руби Гильман начинается с ритуалов, знакомых всем, кого когда-то так же измучил переходный возраст. Пробуждение по звонку лучшей подружки. Погружение зубной капы в кружку с водой. Столкновение с незамеченной спросонья тарелкой хлопьев. И… маскировка жабр под воротником свитера. Семья Гильман — осевшие в прибрежном городе Океанвилль кракены, Руби же с малых лет настрого запрещено приближаться к открытой воде. Как назло, стоило старшекласснице робко попытаться пригласить на грядущий выпускной своего краша Коннора — скейтера с кустообразной прической, — как тот без чувств плюхается в море. Руби незамедлительно ныряет за парнем и ненароком активирует наследственные силы. Начинает тягать многотонные камни. Разрастаться из-за стресса до годзиллообразных состояний. Стрелять из глаз электрическими зарядами. И все прочее, что только подвластно внучке морской владычицы.
Беспозвоночная подделка под пиксаровский «Я краснею», при просмотре которой можно ненароком поймать приступ морской болезни. Вместо красной панды — еще один аватар дремлющей в ребенке этнической идентичности, инициированный пубертатной злостью и тревогой: громадный кракен, сдувающийся, когда Руби становится чуть поспокойнее. Трижды в календаре героини красным маркером обведен и ивент, ни много ни мало знаменующий маленький шажок для взрослого, но большой и самостоятельный для аутсайдера-подростка — девчонки из Торонто грезили концертом сладкоголосого бойз-бенда, молодежь Океанвилля — локальным выпускным балом. И там и там заветное времяпрепровождение скрашивает экшен по принципу «круши-ломай», разыгранный на глазах у изумленных зевак. Сколько русалочьих кайдзю нужно сразить Руби, чтобы наконец-то себя полюбить? Ведь просто так изгои свою «чудинку» не принимают, как и со старшими не мирятся, — придется пройти долгосрочный квест по управлению гневом и сдать зачет на (само)уверенность.
В излюбленной манере неканонической far-away-сказки (русалки плохие, кракены хорошие) DreamWorks играет в матриархат. Тормознутый Коннор — трофейная принцесса. Роль воинствующих моллюсков отведена самкам, тогда как отец/брат/дядя Руби — находчиво-беспомощная массовка, в родной стихии напоминающая поднявшиеся кусочки теста, распирающие полиэтиленовые пакеты. Единственная смешная шутка «Приключений» — и та вариация хохмы про странных канадцев: ими, не вызывая подозрений, и прикидываются четырехпалые синеватые Гильманы. Не считая броского посыла-слогана «выпусти кракена в себе», мультфильм лишен индивидуальности — совсем не ручной выделки, как парусники в бутылках, что для удовольствия собирает отец Руби. Авторы «Приключений» и рады бы втолковать своей аудитории, что каждый тинейджер иногда думает, что он «чудище»* (это нормально, это пройдет), но сами, вторя застенчивой Руби, стараются не отсвечивать на фоне студийных задир.
[STAT_ART_1.5]«Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы» (Ladybug & Cat Noir: Awakening)
Синеволосая школьница Маринетт до немоты и вспотевших ладошек влюбляется в белокурого юношу трудной судьбы Адриана — рано потерявшего мать и травмированного этим сына успешного модельера. Магия сводничества выбирает только бескорыстные сердца, так что парочке просто так по домам не отсидеться. Чтобы уберечь Францию от зла, Маринетт и Адриан получают сверхсилы: она становится храброй супергероиней Леди Баг (aka божья коровка), он — проворным Супер-котом (с характерными ушками). Тогда-то страдающий мажор и втюрится в напарницу — не подозревая, кто скрывается за маской.
Если в «Пробуждении силы» чему-то и признаются в любви, то Парижу. За вычетом музыкальных номеров, подражающих старорежимному Disney, это 100-минутная экскурсионная брошюра для неофитов-туристов. Темные силы методично разрушают французскую столицу, но Лувр, Триумфальная арка и торчащая на горизонте едва ли не в каждой сцене Эйфелева башня остаются непоколебимы (почти). Если герои не уминают круассаны сами или не стоят неподалеку от пиршества на витрине любой из пекарен, то борются с ходячим рогаликом размером с пятиэтажный дом во плоти. Не уступают в национальном изяществе и остальные антагонисты. Ожившая мраморная горгулья. Ряженные мимами рецидивисты. Злодейский-злодей Бражник в маске а-ля Фантомас.
На какой проспект ни выйди — наткнешься на мольберт уличного художника. В какой лицей ни зайди — местная стервочка будет хвалиться своим брендовым кашемировым топом. Даже квами Адриана (духоподобное существо, наделяющее героя силой. — Прим. SRSLY) и то с наслаждением трескает благородно плесневелый сыр. В этот мультфильм благополучно впихнули все, что стоило бы знать о таком многосерийном культурном явлении, как «Леди Баг», — да, в телеверсии это мелодраматическое издевательство с подростками, робеющими признаться друг другу в чувствах, скинув боевой раскрас, с садистским удовольствием было растянуто на долгие сезоны. Тем, кому предстоит познакомиться с этой историей, ограничившись «Пробуждением», повезет несказанно больше. В нем много патетики. Велеречивых рассуждений о предназначении и избранности. Детской романтики с полетами на облаках-валентинках. Но в пять лет (примерно) этот наив с призывом слушать сердце вполне сошел бы за откровение, а посыл «ты не обычная, а фантастичная» — уж точно менее зловреден, чем месседж — ты чудище, и ладно*. Летать над крышами Парижа — классно. Влюбляться так, чтобы в голове играла только Careless Whisper Джорджа Майкла, — тем более. В «Пробуждении» есть свое обаяние, но его сложно уловить в переводе: ведь разница как между звучанием «Супер-Кот» и «Кот-Нуар».
[STAT_ART_2]«Нимона» (Nimona)
В королевстве, где после исторической битвы со злом право стать рыцарем передавалось лишь по наследству, грядет классовая революция — посвящение вот-вот должен пройти воин-самоучка Баллистер. К церемонии простолюдину вручают автоматический меч с подвохом, в ответственный момент инициируя убийство королевы выстрелом из рукоятки. После монаршей трагедии разыскиваемый всеми безвинный Баллистер, скрывается в лачуге на городском отшибе, пока к нему не наведывается розововолосый бесноватый подросток Нимона, призывая свергнуть вековые устои — ну или хотя бы начать отмщение жестокому миру с восстановления рыцарской репутации.
Талантливая полумера, за годы производства подрастерявшая изрядную долю сложноустроенности героев своего первоисточника. Экранизация одноименного веб-комикса прошла через студийные медные трубы, вынырнув этим летом на Netflix, хотя большую часть материала когда-то подготовили умельцы не вовремя закрытой «Диснеем» анимационной студии Blue Sky («Ледниковый период», «Рио»). Здесь рубят руки и головы так ловко, что даже при отсутствии кровопролития в кадре остаешься в полной уверенности, что был свидетелем средневекового побоища. Это рисковое, категорически недетское (при рейтинге PG!) действо, подобно своей героине неуживчивое в строгой жанровой иерархии больших корпораций. Нимона забавна, но и груба. Чувствительна, но и эмоционально жестока. Дружелюбна настолько же (доверительно открывшись), насколько склонна безапелляционно ненавидеть общество целиком и полностью.
Анархистка с садистскими наклонностями Нимона — оборотень, выискивающий свою человеческую форму внутри, а не снаружи. Она не просто несет отпечаток порицания большинства — ее сила и ярость — прямое продолжение человеческой ненависти, питающей дьявольские огоньки в глазах этой норовистой миляги. На уровне узнавания авторы равняют «Нимону» с «Пипцом» Мэттью Вона, повторяясь в подборе песен и полагаясь на бойкий голос Хлои Грейс Морец. И в этой осознанной понтовой задиристости ощущается почти что импровизационная легкость, словно главным правилом при разработке мультфильма была универсальная заповедь его героини — «хаос, разрушение, что-то сделаем и победим». Никаких нотаций, Нимона — это универсальный образ каждого из нас: готового на ходу мимикрировать оборотня. И способность не соответствовать и перечить ожиданиям других — самая мощная сила, которая открыться со временем. Металл.
[STAT_ART_3]