Интервью, Кино — 27 июля 2023, 13:00

«Актерское мастерство — это работа энергии». Интервью с Анастасией Талызиной

На экраны вышел фильм «Кентавр», значит, в прокате таксует Юра Борисов, а на пассажирском месте компанию ему составила Анастасия Талызина. Антон Фомочкин поговорил с актрисой о том, как здорово прогуливать школу, пересматривать «Четыреста ударов» и думать о путешествиях.

Прочел, что для тебя очень важна музыка. Расскажи, что ты слушала сегодня и что попало в «любимое» за последние пару недель. 

Слушай, у меня настолько разнообразный плейлист! Вообще, мой музыкальный вкус формировался на классике, конечно — классике рок-н-ролла и джаза, всего-всего-всего основополагающего. Сейчас музыка — это неотъемлемая часть моей жизни. Не могу представить, что будет, если я, например, утром забуду наушники и поеду на смену. Тогда обязательно возвращаюсь за ними — иначе весь день пойдет не так. 

Понимаю, я однажды забыл наушники, а мне предстояло долгое путешествие по Москве на весь день, и в какой-то момент я просто купил новую пару. 

Да, я тебя понимаю! Ты спросил, что я слушала сегодня? 

Да. 

Буквально час назад я танцевала под фитнес-хиты двухтысячных. И поэтому я точно не могу сказать какое направление выбрала бы из всех направлений, понимаешь? 

Что же это были за фитнес-хиты такие?

Боже, это был прекрасный плейлист. Я его нашла случайно. Там собрано все. Просто все. Бритни Спирс, Рианна, Эминем, Мадонна. Когда мне грустно или не хватает энергии, я включаю что-нибудь такое бешеное и перезагружаюсь. 


Вспомнил клип Мадонны середины нулевых (Hung Up. — Прим. SRSLY), где у нее был фитнес-лук. Образ как раз работал на популяризацию культуры аэробики, танца и так далее. Так что это топ фитнес-плейлиста.

Да-да, есть такое. (Смеется.)

Хорошо, а что за последние пару недель тебя сразило? Попало в самое сердце? 

Где-то месяца два назад я решила переслушать The Rolling Stones и вдруг нашла трек, который я, может быть, слышала, но, знаешь, забыла. Так бывает. Открываешь какой-то свой любимый плейлист или группу, и вдруг… раньше не обращал внимания на песню, а теперь она тебе понравилась. Думал, что ты все уже наизусть знаешь, а тут какой-то подарочек. Этот трек называется Laugh, I Nearly Died.

А, я знаю эту песню, да. Она правда не первой приходит на ум, когда вспоминаешь The Rolling Stones. 

Да, да, но очень она красивая. Еще я люблю Funkadelic. В фильме «Воздух» Алексея Германа-младшего была сцена, где мне нужно было танцевать. Моя героиня Женя по сюжету в детстве занималась балетом. Не знаю, скорректирован был сценарий потому, что я сама занималась балетом, или так случайно вышло, но тем не менее. И я искала трек, который бы мне помог, потому что там было определенное настроение танца, нужно было раскрепоститься. Знаешь, такое состояние, когда на тебя все-все-все наваливается в жизни, ты не понимаешь, что делать дальше, и у тебя начинается внутренняя истерика. Нужно обязательно найти этому выход. И вот героиня начала танцевать. Я искала трек, который бы мне помог, и этим треком стал Funkadelic «Maggot Brain». Инструментальный трек.

Ты как-то сформулировала для себя связь между этим треком и своей героиней? 

В том-то и дело, что история моей героини была очень непростой и в чем-то больной. Судьба исковеркала жизнь девочки, которую я играла. И мне нужно было найти музыку, которая также является больной для меня. Нечто такое, что меня очень трогает и задевает за живое. 

Давай поговорим о том, что, по-моему, неразрывно связано с музыкой — это путешествия. Любишь долгие автомобильные поездки? 

Ты знаешь, у меня есть мечта — отправиться с близкими людьми на машине в какое-нибудь путешествие. Но это пока лишь мечта. Кроме как на съемки, я никуда не отправлялась на автомобиле далеко. 

Какую картинку ты себе представляешь, когда об этом думаешь? Снег, горы, озеро? Зима, весна, лето? 

Определенно это лето, потому что я абсолютно летний человек, и зимой я увядаю, мне становится очень тоскливо, думаю, как и половине жителей нашей страны. А маршрут — куда-нибудь в горы, может быть в сторону Байкала, хотя это, конечно, очень далеко. 


Чем дольше путешествие, тем оно как-то теплее, не знаю, уютнее. 

Да, да! Когда ты, знаешь, не ограничен вынужденными остановками или временем. Когда ты свободен, принадлежишь себе, месту, которое меняется с каждой секундой. Даже не знаю, чего мне хочется больше: отправиться на машине в какое-то путешествие или быть в этом моменте свободной. 

Главное, чтобы рядом с тобой не оказался контрол-фрика. Свободный ритм путешествия свел бы такого человека с ума, мне кажется. 

Да, есть такой момент. Но я, к счастью, не отношусь к подобным людям, ненавижу все контролировать. Если пытаюсь, то превращаюсь, не знаю, в какую-то бабку и не узнаю себя в зеркале. Хотя у меня есть близкий человек, который все контролирует, за всем следит, и я обожаю эту его черту характера, потому что я абсолютно другая. Мне нравится, когда такие люди есть рядом, потому что можно на них положиться. Я же сама не схожу с ума по тайминг, могу где-нибудь потеряться, найти что-то новое, вырулить и пойти дальше. У меня такая схема… она немного моя, неповторимая, знаешь, непредсказуемая. (Смеется.)

Ты говорила, что росла гиперактивной девчонкой, энергию которой стоит направлять в нужное русло. Куда сейчас уходит твоя энергия вне съемок?

Вне съемок? В последнее время я стала очень домашней, и мне это нравится. Выбирая между тем, чтобы остаться дома, и тем, чтобы пойти гулять, я останусь дома и буду делать свои дела. (Смеется.) В последнее время я много занимаюсь спортом, читаю, открываю что-то для себя, пересматриваю старое любимое кино, которое казалось важным. Энергию я направляю на себя, на развитие, на близких людей. За последний год я заметила, что стала чаще общаться с родными, видеться с мамой, как-то больше, чем раньше, погрузилась в семью. В какой-то момент было очень много всего: поездки, работа, встречи. После этого марафона я настолько потерялась, что молила Вселенную: «Дай мне перерыв, паузу, чтобы понять, кто я, где я, про что я, почему я здесь сейчас».

Итак, любимые-важные фильмы! Что ты пересматривала? 

Ой, недавно я пересматривала «Четыреста ударов» Трюффо, очень непростой фильм. Наверное, раз в четвертый или пятый. Это, конечно, фильм из тех, что открываются с каждым разом с разных сторон, всегда находишь что-то новое, как, кстати, и в музыке. Что еще? Боже! Так много всего. У меня был марафон мультиков. Что у меня с головой? Я забыла все названия. Помнишь мультик про загробную жизнь? 

«Тайна Коко»?

Да, да, да! Его я тоже смотрела раз в четвертый или в пятый. 

У тебя был марафон пиксаровских мультфильмов? 

Нет, самых-самых любимых. Еще пересматривала «Душу» и «Мулан».

Интересно, «Четыреста ударов», «Тайна Коко». Оба про мальчиков, ищущих себя в бунтарстве. А что ты для себя нашла на этот раз за пересмотром «Четырехсот ударов»?

Ой, серьезно, да? Ты хочешь прямо об этом поговорить? Мне кажется, это так занудно. (Смеется.) 

Я зануда! Так вот, «Четыреста ударов». Я видел его, наверное, три раза, два из которых — в институте. 

В институте, кстати, он произвел на меня не такой эффект. Может, потому что возраст был другой и восприятие тоже. А в этот раз я прямо разрыдалась: мне было так жалко героя, словно я сама очутилась на его месте… Ой, сейчас мы с тобой пустимся в какой-то трип по грустным станциям. 

Для меня этот фильм обладает очень странным свойством. В институте, так получилось, нам показывали его дважды. И хотя я его уже к тому времени видел, каждый раз, рассчитывая уйти после первых 5–10 минут, сам того не замечая, оставался до титров. Ничем не могу это объяснить. 

Он затягивает!


Раз уж мы начали говорить про детство, ты говорила, что хотела стать джазовой певицей, педагогом по танцу и модельером. Что-то из этих увлечений осталось в твоей жизни по сей день?

Я еще хотела стать психологом. 

Шьешь ли ты одежду по ночам? Практикуешь ли на дому психотерапевтические сеансы? Может быть, туда и уходит энергия, о которой мы говорили?

Я буквально вчера своему другу сказала, что было бы классно, если бы кто-нибудь подарил мне курс кройки и шитья. Тогда я могла бы создавать идеальную одежду себе и своим близким. Но что-то должно оставаться мечтой, знаешь. (Смеется.)

Но в детстве же ты делала какие-то выкройки? 

Да. В детстве я шила наряды всем своим куклам. Вот!  И все меня очень хвалили. Да я умею это все, подзабыла только, конечно. Училась делать чертежи, выкройки, когда играла роль швеи в сериале «Тонкие материи». Там моя героиня создавала новую линейку одежды, пыталась привнести в серый Советский Союз какие-то яркие цвета, свежее дыхание. 

Куклы-то точно остались довольны. 

Я тоже так думаю. (Смеется.)

Что ж, надеюсь, твой друг понял намек… Или считает его, если прочтет это интервью.

Ты знаешь, я всегда намекаю очень прямо, поэтому обычно трудно не понять. (Смеется.)

После того, как ты получила травму и поняла, что с балетом покончено, ты сразу загорелась актерством? 

Ты знаешь, это настолько быстро произошло в середине девятого класса… нужно было срочно куда-то переводиться, и мы выбрали школу с театральным уклоном. Меня, естественно, очень тянуло на сцену, но я не уверена, что тогда могла сформулировать, что хочу попасть в профессию. В балетной академии я всегда брала артистизмом. У меня не было идеальных данных: маленький рост, не очень длинные ноги, страдала техника, а вот артистизм… это да! Когда я перешла в эту школу, я почувствовала впервые в жизни, что нахожусь там, где должна. Бывает такое чувство… знаешь, будто ты вдруг оказался где-то и ощущаешь, что занимался этим всю свою жизнь, поднимаются интуитивные ресурсы. Дальше у меня вообще было пять школ, и для поступления у меня было несколько вариантов, но как ты уже понял…

Спойлер.

Да! Я для себя решила, что хочу пойти в профессию, хочу раскрыть и понять себя. Я была очень зажатой девочкой, особенно после балетной академии. Там же особенные люди, и мне было тяжело потом сойтись с моими сверстниками. Мы правда разговаривали на разных языках. Из академии я вышла с осознанием того, что у меня нет ничего, кроме растяжки. Никаких интересов — я не читала книги, не слушала музыку, не смотрела фильмы. 24 на 7 это был балет. Поэтому в нормальном мире я замкнулась. И когда я пришла поступать в театральный вуз, это стало для меня личностным спасением, понимаешь? Мне нужно было научиться разговаривать, слышать себя, понимать, что внутри меня происходит, и научиться это выражать.

А как ты заполняла эту культурологическую лакуну? Чувствовала голод до информации, фильмам, музыке, книгам? 

Ты прав. После травмы, когда произошел этот щелчок, я чувствовала себя чужой и не ходила в школу — много прогуливала. Собственно, я выходила из дома утром и (не знаю, как меня не убила моя мама) просто каталась на троллейбусах и автобусах, читая книги, рисуя, проводя время с собой, потому что так мне было комфортнее и безопаснее, сидя, не знаю, в метро. То есть вокруг тебя люди, но ты при этом с собой. Да и в этот момент голод, о котором ты говоришь, как цунами навалился на меня. Я стала изучать все подряд, абсолютно все. Это началось с литературы. Книги, поэзия, музыка… Музыка! Боже, да, музыка. Я помню, что… «Великий Гэтсби» у меня до сих пор ассоциируется с AC/DC. Потому что я прочла его за один учебный день, слушая все альбомы AC/DC. Это забавно.


Хочу понять алгоритм. Ты садилась в троллейбус, доезжала до конечной и пересаживалась на него же, просто в обратную сторону? Или курсировала по городу? 

Это всегда было очень хаотично. Я доезжала на троллейбусе или автобусе до конечной и дальше, как правильно ты сказал, пересаживалась и ехала обратно. Незамысловатый маршрут. Когда было тепло, гуляла. Когда замерзала, заходила в метро, грелась, ездила там. По настроению. Сегодня мне хочется налево, а завтра направо. 

То есть в пределах зоны комфорта, по маршруту, который знаешь. А ты не боялась спалиться?

Ну, знаешь, мама по-любому, мне кажется, все знала. Был еще такой момент, там же эти ужасные экзамены, ЕГЭ. Какой же кошмар! Я очень сочувствую всем школьникам, потому что это ужасное давление: друзей, учителей, родителей. Все, кто проходит через это, — абсолютные герои, потому что чем ближе ЕГЭ, тем все громче и хуже. Почему-то в моем случае они думали, что обязаны сказать: «Настя, ты в курсе? Ты не сдашь. Ты не знала, да? Сейчас напомним. Ты вообще очень тупая девочка. Вышла из балетной академии с провалами в голове, так что просто смирись». И мне это очень не нравилось! Зачем вы это делаете? Не люблю, когда на меня так давят.

Как же ты в балете просуществовала много лет? 

Это отдельная тема…

(Смеется.) Хорошо.

И поэтому чем ближе подбирался ЕГЭ, тем реже я ходила в школу. Готовилась самостоятельно, рассчитывала на свои силы, была уверена в том, что моей начитанности точно хватит на литературу. Так и произошло. 

ЕГЭ по литературе — вообще спасение, особенно для тех, кто пока не знает, чего хочет. Всегда можно сдать литературу и пойти в какой-нибудь творческий вуз. 

Да! А еще тоже у нас же не принято после школы брать академический год. Подумать, пожить, понять, кто ты, что ты, чего хочешь. Абсолютно все — родители, дети, учителя — сходят с ума, если ты после школы сразу никуда не поступил. Но это так странно. Вся жизнь же впереди. Большая, разнообразная, интересная. И этот год не лишит тебя чего-то, как кажется взрослым. Наоборот, можно отдохнуть после этой гонки и никуда не торопиться. 

Искала ли ты в театральном тот же уровень дисциплины, что и в балете? У тебя было инерционное ощущение, что строгий порядок должен быть и здесь? 

Это ощущение есть до сих пор, я тебе честно признаюсь. Хотя я только недавно сформулировала, что внутри меня сидит такая маленькая Жанна…

Жанна?

Да. Жанна сидит такая в очках, губы в трубочку, и говорит: «Ты ничего не успеешь, везде опоздаешь и вообще ты ленивая». Жанна меня постоянно ругает, подгоняет куда-то. Даже когда мне ничего не нужно делать, когда у меня действительно полноправный выходной. И когда я нашла ее внутри себя, все стало легче. 

Ты научилась запирать ее в комнате? 

Нет, научилась ее как-то успокаивать. «Жанночка, все нормально, все хорошо, давай-ка ты сегодня покинешь этот чатик». Это помогает, потому что 100% она родилась, когда я занималась балетом. 

В выходные дни у меня постоянно тягостное ощущение от того, что я ничего не делаю. И от этого правда тяжело избавиться. Здорово, если ты научилась успокаивать свою Жанну. 

Мне кажется, что в какой-то момент эта Жанна дает о себе знать у нас всех! 


Ты говорила о том, как тяжело было общаться со сверстниками после травмы. Легко было строить коммуникативную цепочку с однокурсниками в институте?

С однокурсниками вообще все было по-другому. Нас связывало чувство единства — когда вы все вместе поступаете и становитесь на ближайшие четыре года друг для друга семьей, это происходит здесь и сейчас. То, что это происходило, сначала мне очень помогло. И ребята все были совершенно прекрасные, добрые, нам очень повезло учиться вместе. 

Тут еще был такой момент. Когда я поступила, из-за моей фамилии у всех было такое мнение, что меня туда засунули, что я прошла по блату. Я понимаю, что это нормально — так думать. И если бы была на месте ребят, тоже так думала. Поэтому сразу поняла, что мне нужно работать на репутацию, доказывать себе и одногруппникам, что я имею право быть здесь и занимать это место. Так оно и произошло. Когда я доказала это себе, ребятам, педагогам, все как-то пошло по-другому. 

У тебя не было мысли, когда ты только-только поступила, поменять фамилию? Наверняка были опасения, что сейчас начнут на нее равнять. 

Да, я очень переживала по этому поводу, и у меня была договоренность с моими родными, что они мне не будут помогать. Это было очень-очень важно для меня. Да и какой смысл? Мы с тобой выяснили, что у меня были и другие варианты и на актерстве этот список профессий не заканчивался. Поэтому, если бы я поняла, что эта дверь для меня закрыта, я бы не стала туда ломиться. Пошла бы по другому пути. 

Говорил бы сейчас с легендой джаза. 

В смысле?

Ты упомянула, что хотела стать джазовой певицей. Уже забыла о том, чего хотела сама в детстве? 

(Смеется.)

Я лучше знаю, чего ты хотела в детстве, чем ты сама!

Класс, класс. (Смеются.) Блин, так, может быть, нужно было все-таки пойти по другой дорожке. 

Может, все сложилось бы иначе, не забудь ты, что на свете есть джаз. Сейчас бы спрашивал тебя, насколько мультфильм «Душа» похож на то, что происходит в твоей жизни.

На то, что я чувствую!

Не буду спрашивать тебя о твоей семье. Хочу узнать вот что: бесит ли тебя слово «династия»?

Да, очень! С одной стороны, есть моя семья. У каждого человека она есть. Родные люди, которые никак не должны пересекаться со становлением, работой, значимостью человека в обществе. А династия — это какой-то, получается, мостик между моей профессией и семьей. И этот мостик, он есть, к сожалению, с ним ничего не сделать. Я безумно люблю моих девочек — маму и бабушку. Собственно, у нас абсолютно девичья семья. Так получилось. Но, с другой стороны, должно быть что-то, что принадлежит только мне. Какая-то моя личная маленькая горка из достижений, начиная с сознательного возраста. Когда у ребенка получилось перепрыгнуть через лужу, не задев воду. Хоп, это достижение. Оно попадает туда, в эту горку. И она постепенно растет, как и число твоих достижений. И, поскольку эта горочка у меня сейчас есть, я очень странно себя чувствую, когда меня начинают сравнивать или обесценивать. Ну, знаешь, отмахиваясь рукой: «А, ну понятно, это не ее горочка, это горочка ее фамилии, семьи». Но я очень благодарна моей семье, что они не помогали поступить в институт, а после — стать кем-то. Понимаю, что если бы с их стороны была какая-то поблажка, участие, то сейчас я комплексовала бы по этому поводу. 

Это твоя горочка!

Моя горочка! Не подходите к моей горочке!


А вуз ты тоже выбирала сама? 

Да. Студент же, когда поступает, ходит в разные вузы, знакомится и видит педагогов. Когда я впервые познакомилась с Владимиром Сергеевичем Сулимовым — это худрук Щепкинского училища — я абсолютно в него влюбилась как в человека, мастера. Это добрейший человек! Мы его любя на курсе прозвали «наш мастер Йода». Мудрый, какой-то внеземной. Никогда на нас не повышал голоса, не ломал, всегда шел от природы студента. Очень все это было в любви, юморе и нежности.

Помнишь, что читала на вступительных?

Да! Я читала «Послушайте!» Маяковского и прекрасную басню «Заяц на ловле» Крылова про политику. А что из прозы, уже не очень помню, но и неважно. Интересный момент. На конкурсе я так сильно переволновалась, что вышла на сцену читать программу, и у меня все вылетело из головы. Абсолютно все! Я ничего не помнила. Мне кажется, в тот момент я даже забыла свое имя. Сидят педагоги, студенты, мои будущие однокурсники. И кто-то мне подсказывает строки из Маяковского. А я говорю: «Ребята, спасибо, но это не поможет». В общем, тишина. И тут я сказала: «Слушайте, такая ситуация… давайте я хотя бы станцую или спою, что хотите». Все перешло в юмор, пусть я и была уверена, что меня не возьмут после такого, но взяли, запомнили!  

Читал, что ты обычно ведешь борьбу с персонажем, когда пытаешься понять логику его поведения. «Кентавр» в этом смысле — показательная история, потому что почти все там, как мне кажется, происходит вне логики. Как ты побеждаешь такие внутренние противоречия? 

Я скорее ищу понимание, сочувствие. Есть сценарий, в нем описана какая-то ситуация, где, например, моя героиня поступает не очень хорошо. И это нужно внутри отмотать, подумать, что было на три шага раньше, что привело ее к этому решению. 

Я не верю в плохое начало в людях. Верю, что мы всегда хотим как лучше, но получается как всегда.

Думаю, человек, прежде чем сделать что-то, уверен, что делает это правильно (не говорю про психопатов и социопатов). То же самое можно сказать про Лизу — она не выбирала, как попасть в эту ситуацию, оказаться в таких обстоятельствах. Она предстает перед нами загнанным зверьком в клетке. И в такой ситуации никто бы не сказал наверняка, как бы действовал на ее месте. Правда! Наш фильм — история про инстинкты. 

У меня долго не получалось понять Лизу, не возникало добрых чувств к ней. Я не понимала, в чем проблема, это был блок внутри меня. И потом я осознала, что элементарно осуждаю ее. За профессию, за выбор, за то, что она вообще оказалась в такой вот ситуации. 

Осуждение — неотъемлемая часть нас. Мы к этому привыкли. Осуждаем все подряд, профессию, внешний вид, способ, стиль жизни, что угодно. На этот же крючок я попалась со своей героиней.


Ты обычно разговариваешь с таксистами или поездки проходят в благоговейной тишине? 

Сейчас я осторожно веду себя с таксистами. Но обычно все зависит от обстоятельств, настроения. Иногда разговор, знаешь, появляется органично, сам собой. Но чаще мы просто очень вежливы, и все это проходит под музыку или в тишине. А ты, кстати, ставишь оценки? Не забываешь?

Обычно ставлю, если мы, конечно, не дрифтовали по МКАДу на 240. Когда, как ты выразилась, мы оба были вежливы, стараюсь быть лояльным. 

Тяжелая это работа. Мне кажется, мы правда недооцениваем водителей, и, кстати, очень зря, потому что от них зависит наша жизнь каждый день. От внимательности, от собранности. Как бы это банально ни звучало. 

Кадры из фильма «Кентавр»

Балет, как мне кажется, всецело про одержимость своим делом. А актерством ты одержима? 

Недавно мне задали вопрос: «Что бы вы выбрали: профессия либо личная жизнь?» Для меня это странно. Почему вообще есть такое разделение? У меня есть страсть, огромная страсть к моей работе. Но я тоже устаю, выгораю, беру какой-то перерыв, отдых, чтобы выйти на новый виток этой спирали. Это точно не граничит с сумасшествием, понимаешь? Единственное, я поняла, что не могу совмещать несколько проектов разом, работать в параллель. Я верю, что энергия не бесконечна, а актерское мастерство — это как раз работа энергии. И, чтобы ее вернуть, мне нужно расслабляться. 

Я размеренная, медлительная, иногда мне нужно позалипать, ощутить время.

Что такое для тебя идеальный отдых? 

Я никогда не была на островах и не видела океан. Хотелось бы на месяц там оказаться. Я очень люблю воду, обычно плаваю до посинения или на часы ухожу в ванную. Вода — это один из инструментов, чтобы привести себя в порядок, смыть какие-то негативные эмоции. Так что это был бы идеальный отдых. 

Мне понравилась история про белого мохнатого медведя, который охраняет тебя уже 15 лет. Как он у тебя появился? 

(Смеется.) Точно помню, что, когда мне его подарили, мы с ним были одного роста. Он где-то 40 сантиметров в длину. Тогда он казался мне таким огромным, таким прекрасным, таким мягким! И я его безумно полюбила. С тех пор он со мной рядышком, обнимаю его, когда мне грустно. 

Значит, теперь ты охраняешь его.

Да! Я все-таки выросла. (Смеется.)


Фото: пресс-служба
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля