Вы обращаетесь к самым архетипическим формам народной музыки, и результат кажется очень отличным от того, что официально преподносится как народная музыка.
Денис: Совершенно верно. Народная музыка — это ведь не только пляски ради плясок. Это все те же глубинные переживания человека, которые можно найти у любого артиста. Мне кажется, что культурно-исторический контекст подчеркивает глобальность этих тем. Концепция альбома заключается в прослеживании человеческой жизни от начала до конца через череду обрядов. Мы старались показать разноплановый опыт человеческой души.
Насколько альбом «Обряды» был для вас исследованием, а насколько — препаривонием личного опыта? Иными словами, как вы искали и ищете материал?
Марина: Мы собирали песни и музыку из уже существующих источников, стараясь подобрать по тематике обряды с женским вокалом. Кроме того, много-много песен подбирается в порядке опроса. Всего существует четыре обряда жизненного цикла: рождение, рекрутский, свадебный и поминальный, но треков шесть — в случае со свадебным мы не смогли обойтись одним. Свадебный обряд хорошо сохранился в наши дни в деревнях в разных областях и настолько иначе строится в зависимости от региона, что хотелось это показать, уделить чуть больше времени. Не каждая пара сейчас использует даже некоторые из этих традиций.
А как вообще ваш проект образовался?
Тимур: Наше знакомство произошло на фестивале в Суздале. Мы с ребятами приехали выступить в трио (саксофон, рояль, барабаны плюс электроника) с программой, которую на тот момент обычно играли в «Сквоте ¾» в Москве. В наших выступлениях было много импровизации и взаимодействия с залом. В этот день среди зрителей был женский состав коллектива «Комонь». Они тоже были участниками этого фестиваля, и в конце нашего концерта самоорганизовался джем-сейшн.
Денис: Песенные структуры — как раз больше моя специальность, нежели импровизации. Этот альбом, по сравнению с дебютом, был концептуальным решением: окей, мы вдоволь наигрались в смешение всего со всем, давайте теперь попытаемся сделать что-то свое, постараемся объединить все в единое полотно.
Мне кажется, что, помимо перечисленного, в плане фолка и вашего направления все это время еще существовал такой эпический жанр, как фолк-метал, и в нем находили место подлинные народные мотивы.
Денис: Фолк-метал фолк-металу — рознь. Зачастую он якобы «фолк» просто потому, что использует определенную гармонию. Но суть-то не в этом. Суть именно в самом крике, который поднимается с самого-самого дна. Это не обязательно крик, это может быть и шепот, но важен уровень эмоциональной вовлеченности. Соответственно, мне кажется, любые другие жанровые эксперименты должны не терять из виду тот метод, через который они передадут само чувство.
То есть они апеллируют к российскому коллективно-бессознательному, глубинным архетипам.
Павел: Фолк живет вообще по своим правилам, своей жизнью. Если осовремениваешь фолк-материал, важно не идти по проторенной дорожке: наваливать сверху того, что считаешь классным, чтобы качало…
У вас уже был опыт выступления на региональных фестивалях с народной тематикой?
Тимур: Один из первых наших концертов был на таком дне — Масленице. Поскольку это сезонная история, такой опыт повторяется каждый год. Сейчас мы работаем на подобных мероприятиях по всей России, насколько это возможно, и видим, как реагируют люди: слушают, танцуют…
Но при этом вы абсолютно клубная, столичная группа. И вообще парадокс в том, что сейчас народная культура оказывается предметом наибольшего интереса не народа, а наоборот — городской интеллигенции, и живет она не на фестивалях блинов, а в современных интерпретациях — таких, как ваша.
Денис: Да, это какой-то новый виток культуры, как будто узнаваемый аутентичный жанр. Есть подозрение, что в ближайшее время это движение будет набирать силу — отчасти из-за наличия спроса, который всегда рождает предложение. Частично способствуют этому и внешние события: некоторые люди оказываются далеко от дома и начинают испытывать тягу к знакомым глубинным ассоциациям. Недавно посещал в Белграде выступление OLIGARKH (питерская электронная группа, позиционирующая себя, как «билет в страну победившего этно-футуризма». — Прим. SRSLY) и убедился, как эта ассоциация работала со мной. Мне кажется, в этой связи будет появляться больше того, о чем мы говорили в начале, — так сказать, «правильного» фолка. Имеется в виду, что это будет не фолк ради кредита доверия вещания некоего канала. Это будет диалог с частью нашей идентичности, попытка к ней тянуться.