Юрий, будет ли на предстоящих шоу новое прочтение старых треков с «Грязного дельца»?
Не-не, это же день рождения альбома, юбилейный концерт. Наоборот, мы стараемся сделать все максимально близко к тому звучанию, в каком он изначально вышел. Будем играть его не подряд, конечно, чтобы не надоедать людям, поэтому разбросали почти все песни с него по общему трек-листу.
На новой пластинке, которая записывается сейчас, вы отходите от изначального рецепта синтеза кантри и рэпа?
Мы всегда стараемся чуть-чуть отойти и дать 10−15−20% чего-то нового, а на 80% сохраняем верность привычному всем саунду,
Я просто недавно слушал вашу версию песни «Угонщица» Ирины Аллегровой. Там вы соединяете уже как будто не кантри и рэп, а панк-рок с шансоном.
Тут не было цели сделать кантри — это была просто веселая шутка.
Акт музыкальной эксцентрики?
Типа того, да. У нас еще будет скрещивание разных жанров, которые мы раньше не соединяли, но звук пор этом останется узнаваемым. Во всяком случае, такая была цель.
По случаю этого интервью я стал размышлять о феномене кантри-музыки — она, как я понимаю, зародилась в среде сельской буржуазии библейского пояса, потому что у них были деньги сперва на скрипки, а потом они появились и на электрогитары, и все прочее.
Скорее всего. Это единственный жанр музыки, где благосостояние хорошо сказалось на культурном развитии. В большинстве жанров обратно пропорциональная динамика.
В рэпе, тем не менее, есть культ успешности.
Именно поэтому он там и есть, что «вы остались в жопе, а я — посмотрите какой теперь». Игра на контрасте. Если бы там изначально все были зажиточными дяденьками с большими особняками, наверное, их богатство никого бы не трогало.
Пожалуй, да. Мне кажется, мы даже не замечаем, насколько большую роль кантри-артисты играют в западной (точнее, в американской) общественной жизни. Месяца три назад был скандал с пивом Bud Light, поместившим на банку трансгендерную девушку Дилан Малвани. Я почти сразу увидел в новостях, что Трэвис Тритт (американский кантри-исполнитель. — Прим. SRSLY) запостил призыв вообще не употреблять продукты этой компании, а Кид Рок (музыкант и один из бывших мужей Памелы Андерсон. — Прим. SRSLY) расстрелял Bud Light из ствола.
В каком-то телешоу сказали, что, если Кид Рок стреляет в твою продукцию, у тебя реальные проблемы. (Смеется.) Дело в том, что Bud Light — №1 среди любимых сортов пива как раз у кантри-музыкантов, и фигурирует в очень большом количестве их песен, поэтому для них это был, конечно, удар по лицу. Они еще все такие консервативные чуваки, во всяком случае — производят такое впечатление. Так что тут ничего удивительного.
Консервативные — как раз в связи со своим происхождением из той самой фермерской буржуазии.
100%.
В России до сих пор считают кантри чем-то экзотичным, не замечая, что мировая поп-культура вышла из этой шинели — от Элвиса до Тейлор Свифт и Майли Сайрус.
Да, конечно. Самые главные имена современного кантри вроде какого-нибудь Тима МакГро, Люка Комбса — это же поп-музыка, просто не синтетическая, а с живыми барабанами и гитарой. А поют о том же, о чем русская эстрада: про девчонку из маленького города, которой ты не понравился, а сейчас посмотри, где она вообще — так и осталась у себя в Миннесоте, а ты большой артист. Короче, «ты была моя, а теперь не моя».
Главное — что в центре внимания личная человеческая драма.
У только что приведенного в пример Люка Комбса как раз одна из главных песен про то, что его бросила девушка. Она устала от того, что он все время пьет и тусит с друзьями и у него вечно нет денег. А после ее ухода ему улыбнулась удача: он выиграл на заправке упаковку пива, ему бесплатно заправили бак, потом он был пятым дозвонившимся на радио и выиграл какие-то билеты. И вот они с парнями так оттянулись! И даже ЭТО используется как рычаг, типа: «Ну, посмотри, тупая баба, от кого ты ушла». Вот у меня пиво, в тачке залит полный бак, мы собираемся с парнями поехать в Мексику по этими выигранными билетами. Даже уже, знаешь, не какие-то величайшие достижения, а вот такая копеечная история про то, что мне повезло, а ты теперь пожалеешь!
При этом обращается он, я так понимаю, к женщине, но на самом деле, эти песни адресованы мужчинам.
Естественно. Целевая аудитория — точно мужики.
Возвращаясь к «Заточке»: за эти 5 лет работы с Ильей (Погребняком, также гитаристом группы Anacondaz. — Прим. SRSLY) ты приобрел какие-то дополнительные навыки как музыкант?
Конечно. Я же до этого всю жизнь читал рэп. Что надо знать о вокале, если ты читаешь мрачный рэп? Ничего, по сути-то. Просто где-то намычал в припеве, на двух нотах что-то проинтонировал. А здесь уже приходится вникать в интервалы, какие-то приемчики, придумывать мелодии и так далее. Как будто бы вообще другая история. Ну это и есть другая история.
То есть в модусе «Новокаине» ты был просто рэпером, а сейчас уже вокалист?
Это тоже громко сказано. Вот мы записывались, например, с Артуром Беркутом (экс-вокалист групп «Ария», «Маврин». — Прим. SRSLY). Он приходит в студию, и то, на что у меня уходит пара часов (мы с чьей-то помощью строим терции, я пытаюсь выучить партию), он в голове делает секунд за 10, буквально: «Так, здесь нужен интервальчик, все, включайте, поехали. Бам-бам-бам-бам, все сделал, свободен». И реально через 20 минут партия записана. Это, с одной стороны, наводит меня на мысль, что мне еще учиться и учиться — то есть дает некий положительный импульс. А, с другой стороны, чувствуешь себя просто мальчишкой.
Но ты ведь действительно годишься ему в сыновья (Беркуту в 2023-м исполнился 61 год, а Юрию — 36 лет. — Прим. SRSLY). И за Беркутом все же — вокальная школа британского хеви-метала, которая, в свою очередь, восходит к оперной итальянской школе.
Кстати, да. Конечно, если бы это пришел и сделал у меня на глазах какой-нибудь 18-летний пацан, я был бы больше расстроен. А здесь, когда такое делает легенда... Это отец, что тут еще скажешь?
Какая у тебя была тема дипломной работы и на какой кафедре ты учился?
Тема моей дипломной работы: «Евангельский текст в романе Ф.М. Достоевского “Идиот”». Это была кафедра русской литературы XIX века. Часто слышу, что вот, филологическое образование, понятно, откуда все эти обороты. Но я отвратительно учился, был 100% худшим студентом на курсе и вообще чудом окончил универ. Поэтому я бы не стал называть себя филологом.
Просто дело в том, что филология — это дисциплина, для которой литература, словотворчество и есть объект исследования. А ты, получается, и есть этот объект исследования, потому что ты поэт.
Неплохо, кстати.
Абсолютно. Я к тому же уверен, что сейчас какой-нибудь студент, может быть, не дипломную работу, но точно какую-нибудь курсовую пишет о влиянии Достоевского на лирику группы «Заточка».
Если он найдет там влияние Достоевского, я бы сам почитал эту работу.
Вообще я почувствовал у вас «достоевщинку» — всматривание в мрачные стороны жизни. При этом ощущается надежда.
На самом деле, таков и был план. Надежда ощущаться должна обязательно.
Даже топор Раскольникова — это тоже своего рода заточка, только из классической эпохи. И этот рефлексирующий полукриминальный герой, возможно, неосознанно, но перекочевал и в русский рэп.
Только наш главный герой задуман не как трагичный, а как комичный персонаж, такой поверхностный неудачник, которого ничего не парит из того, что с ним происходит. Всё всегда кончается плохо, но ему каждый раз удается выйти сухим из воды.
Ты ведь, помимо прочего, еще и профессиональный тренер.
Да. В прошлом, я надеюсь. (Смеется.)
Тебе в этом прошлом не казалось, что в спортзалах Москвы какая-то проблема с саундтреком?
Ты просто не понимаешь. Что ты ни включишь в спортзале, к тебе подойдет человек и скажет: «#&@, уберите это прямо сейчас, пожалуйста, мне нравится под Rammstein качаться». Хорошо. На следующий день уже играет Rammstein. Но подойдет минимум два человека и скажут: «А есть какой-нибудь дип-хаус, чтоб не напрягало?» В конечном итоге (если это, конечно, не подвальная качалка) дежурный тренер просто заходит на какой-нибудь сайт с плейлистами и включает музыку из супермаркетов, чтобы ты вообще не чувствовал, что что-то играет.
Кажется, я один из этих людей, которые подходят.
Все — один из этих людей. Этот человек ни разу не повторился, это всегда разные люди. Тренеру просто не хочется тратить на тебя время. Знаешь, это как будто не тот случай, когда надо упереться рогом: «Так, через мой труп эту песню!» Поэтому он: «Да все, ладно, исчезни».
Вы сейчас катаетесь по фестивалям. У вас есть какие-нибудь специфические требования в концертном райдере?
Слушай, есть же такая байка, что многие группы включают в райдер что-то экстравагантное, чтобы убедиться, что промоутер его читал. Когда промоутер тебе пишет: «Так, а какого хрена тут четыре мешка с песком должно быть в гримерке?» Ты такой: «А, это нормальный промоутер». Но мы вроде работаем с опытными людьми (чаще всего), поэтому обходимся без всякой дичи в райдере. У нас самый стандартный и скучный райдер — из интересного только носки, про которые все всё время спрашивают.
Я не в курсе, но догадываюсь, что нужны просто свежие носки, правильно?
Да. Это самый удобный пункт райдера в истории составления райдеров. У тебя постоянно свежие носки — ты не возишь с собой старые и не стираешь. Выкидываешь их на месте, когда переодеваешься, и всегда нормально себя чувствуешь. Я постоянно советую всем начинающим артистам как можно раньше начать включать носки в райдер, потому что это новый уровень удобства в туре.
Мне кажется, если тебе их предоставляют в туре, значит, ты уже состоявшийся артист.
Хотелось бы так думать. Мне кажется, состоявшийся артист — это когда у тебя дорогие носки. Или вот эти, знаешь, классные — черные, бамбуковые, они короткие, но натянуть их можно прямо до жопы. Вот такие хочу, чтобы в райдере были.
Ты же успел сыграть бандита в сериале «Закон и беспорядок» (2020).
Ага.
Этот проект выполнен полностью в вашей эстетике. Помимо тебя в главной роли, там и музыкальное оформление, и стилистика, и черный юмор.
Дело в том, что это снимал наш старый друг — режиссер Володя Болгов, который все наши клипы делает и постоянно участвует в судьбе «Заточки». Так что эту стилистику он по сути придумывал вместе с нами.
А к запланированному на осень альбому выйдут клипы?
Видео — большая головная боль у нас всегда. Мы как будто приучили и людей, и себя, что...
Задали высокую планку?
Я даже не про планку и не то, что это должно быть всегда какое-то невероятное видео, а про то, что всегда должна быть рассказана какая-то история. Поэтому это болезненный процесс — придумывание, создание и сама съемка. Альбом на какой-то большой процент уже готов и он точно выйдет в сентябре, как раз перед началом тура в его поддержку. А 1 декабря уже в Москве в VK Stadium будет, я надеюсь, самый большой концерт в истории нашей группы, поэтому будем готовиться. Это важно.