Интервью, Образ жизни — 15 августа 2023, 21:35

Старые медиа, новые технологии. 9 вопросов обо всем художникам Марселю и Софии Ялаловым

Текст:
Художники, которые постоянно находятся в коллаборации академического образования и современной школы, искренности и лицемерия современного мира, единства и индивидуальности, — это все о Марселе и Софии Ялаловых. Арт-блогер Анна Демина специально для SRSLY поговорила с творческим дуэтом о работе в тандеме и будущем искусства в мире ИИ.

С точки зрения стиля ваших работ, как вам удается быть такими разными и в тоже время целостными?

София: Мы очень давно знакомы, в прямом смысле со школы. И хотя каждый рос и развивался по-своему, со своими мыслями и идеями, нас во многом сформировал родной город, любимые педагоги, среда и совместные путешествия. Но мы всегда видели и продолжаем видеть друг в друге самостоятельных авторов. Мы проводим большую часть времени вместе, при этом каждый ведет свои наблюдения и поиски. И это гораздо интереснее, чем работать совместно.

Я думаю, у нас негласное соревнование, кто сделает свою следующую работу лучше, и хотя вслух мы этого не говорим, но у меня всегда есть это ощущение. И я думаю это круто: таким образом формируется желание расти и каждую работу сделать сильнее предыдущей.

Марсель: Тут все просто — мы разные, смотрим на одни и те же события под разным углом.

Целостность приходит в обсуждении, советах, спорах.


Расскажите про историю вашего знакомства. Все изначально было связано с искусством?

София: Мы всегда шли рядом, учились у одних педагогов, и я считаю, нам очень повезло — у нас практически не было шансов не найти друг друга. И да, всегда объединяющим фактором становилось искусство.

Марсель: Мы учились в одной художественной школе, а после в одной группе училища, так что да, искусство нас связало.

Могли бы вы сами сформулировать, в чем ваши главные различия как художников?

София: Мне кажется, у нас первоначально разное восприятие картины мира и рефлексии на него. Отсюда и различия в нашей работе. Мы экспериментируем с разными материалами и в разных медиа. Но много времени проводим вместе, и это неизбежно оказывает влияние.

Марсель: Разность стиля, думаю, из-за разного угла зрения, собственного взгляда на мир. В то же время наши стили достаточно близки — возможно, этому способствует работа в одном пространстве и параллельное обсуждение.

 

Ваш творческий союз помогает вам в работе? Советуетесь ли вы, перед тем, как сделать что-то и исследуете какие-то новые форматы и идеи вместе?

София: Мы вместе путешествуем, посещаем выставки и обсуждаем их. Но над своими идеями и эскизами каждый работает по своему. На каком-то этапе мы показываем их друг другу, иногда советуемся, еще реже прислушиваемся. Так получается, что мы практически всегда в одном пространстве — в мастерской, поэтому неизбежно видим процесс. Вмешиваемся редко, хотя можем и спросить, кто что думает или просто высказаться, если видим, что произведение получается супер или результат уходит от задуманного.

Я считаю, что мы усиливаем друг друга.

Марсель: Мы постоянно обсуждаем идеи и эскизы в процессе работы. Для меня важно профессиональное мнение со стороны. Возможно, я к нему не прислушаюсь, но это очень важно. У нас есть совместные муралы.


Марсель, в твоих работах считывается интерес к новым технологиям и возможностям коммуникации с ними. Как бы ты сам сформулировал этот процесс в настоящем и его возможности в будущем?

Марсель: Сложно подобрать слова... Если упростить: мне нравится сочетание старых медиа (масло, акрил, холст) с современной реальностью, сочетание эскиза, сделанного на компьютере, и олдскульной техники. Тут происходит некая двойственность, когда цифровая техника фиксирует материальный мир, а я в свою очередь цифровой файл-эскиз материализую в краске и холсте.


Как ты видишь репрезентацию новых технологий в «старой доброй» живописи?

Марсель: В принципе, как и сейчас: подменяешь основную функцию новой технологии своей идеей, и вот промышленный робот собирает жижу с пола. Мне кажется, это бесконечная история — в искусстве можно использовать все, что угодно из современных технологий, от 3D принтера до адронного коллайдера. Я использую компьютер и графические редакторы, пока мне этого хватает.

Самые разнообразные новые формы будут появляться в сотрудничестве художников с учеными и инженерами, и мне бы очень хотелось поработать в таких объединениях.

София, в твоих работах наблюдается некая игра, переплетение новых технологий с темой детства. Они тебе не кажутся наивными?

София: Нет, дело не в этом. Технологии меня как раз впечатляют, скорее, все мы дети перед новой «игрушкой». На мой взгляд, мы не знаем как технологии влияют на нас, и не представляю, как это стремительное развитие повлияет в дальнейшем. Это очень занимательно.


Расскажите, как вы видите развитие искусства? Живопись будет актуальна всегда?

София: Живопись не просто будет всегда актуальна — уверена, с развитием технологий она станет еще более уникальным и ценным явлением.

Марсель: Ее уже хоронили столько раз, а она все живет.

Нанесение краски на поверхность не может потерять актуальность, как технология. Тут главное ЧТО, а не КАК.


А вы следите за тем, что делает ИИ? Сможет ли алгоритм сместить человека в искусстве будущего?

София: Прекрасно, что появился ИИ. Это новый виток в истории искусства. В идеале художники будут прибегать к помощи ИИ, и это только усилит их практику, возможно, благодаря этому ускорится время на создание работ, если они выдержат этот темп. Увеличится конкуренция, а это всегда хорошо для искусства. Но придумать новое сможет только художник, ведь ИИ может генерить только из того, что было.

Марсель: В искусстве очень важен сбой, неправильность, надо периодически давать то, чего не было, переживать новый опыт. ИИ — это компиляция уже полученного опыта, а нужна случайность, которая рано или поздно осмыслится. ИИ легко заменит то, что было, но ему недоступно то, чего не было.


Фото: личный архив героев
Новости — 14:00, 8 ноября
Евгений Цыганов становится главредом в трейлере сериала «Первый номер»
Новости — 11:43, 8 ноября
Комплексы, карьера и конфликты: Оля Парфенюк стала новой героиней шоу Димы Ермузевича
Кино — 17:55, 7 ноября
Ну, посмотрим: «Лимонов, баллада об Эдичке», «Мегалополис», «Эмилия Перес», «История Сулеймана», «Дагомея»
Новости — 17:40, 7 ноября
«Таврида.АРТ» запускает «Делай музыку» — программу для начинающих артистов
Новости — 15:09, 7 ноября
«Аркейн» стал самым дорогим мультсериалом в истории