Алина, как вы предпочитаете сейчас представляться — актриса, режиссер или, может быть, режиссерка?
Точно не режиссерка. Я режиссер или актриса. Наверное, через запятую. В целом мне сейчас интереснее, конечно, режиссура, но актерство — это то, без чего, как я уже со временем поняла, прожить не смогу.
Вообще, я не всегда в своей жизни знала, что есть такая профессия — режиссер. Актрисой я стала потому, что мне постоянно говорили: «Ой, тебе надо быть актрисой». При этом у меня самой даже в голове не возникало мысли пойти учиться в театральный. Да, мне хотелось играть Маугли в детском спектакле — почему-то именно Маугли, — но на этом все. У нас были уроки театра в школе, правда, я пропускала их все мимо ушей.
А почему вы тогда пошли в театральный?
Я хотела быть писателем. Плохо вообще понимала, как мир устроен, если честно. Потом подумала: «Буду юристом. Адвокат — супер, круто! Люблю защищать». И пошла на юридический. Когда я училась на втором курсе юрфака, стало понятно, что это как-то мне не очень подходит. Ну и когда ты слышишь постоянно, что тебе надо идти в актрисы, начинаешь об этом задумываться. Мол: «Ну, наверное, надо, раз так все говорят». И идешь, пробуешь.
Я пыталась поступить в вуз Новосибирске, где тогда жила, но у меня была очень плохая дикция. Меня с трудом понимали, причем даже те, кто давно жил в Новосибе. Я еще немного шепелявила, звуки проглатывала. Короче, не поступила там в театральный и расстроилась. Потому что, когда готовилась к экзаменам, в моей жизни наконец-то появилась какая-то цель, какой-то смысл, мне это ощущение понравилось.
Короче, я решила ехать в Москву, куда хотела с детства — каждый день ложилась в кровать, закрывала глаза и представляла, что переезжаю в Москву. Вообще я всегда знала, что буду жить там. Когда я готовилась поступать в театральный в Новосибирске, то начала по-другому смотреть кино. Раньше — смотрю кино и смотрю. А тут я задалась вопросом: кто все эти люди? Режиссер — это же тот, кто придумывает кино. Блин, хочу быть режиссером! И пошла во ВГИК на курсы режиссуры.
Мне тогда только исполнилось 20 лет, и я была такая… очень непосредственная. Прям вот актриса-актриса. Ну какой из меня режиссер? Смешно просто. Такая телочка, которая хочет быть философом, режиссером, стихи пишет. Ужасно наивно. Я сама про себя понимала, что мне еще рано эту профессию осваивать. И поэтому пошла в актрисы: в 21 год поступила в Школу-студию МХАТ. Ну и потом на 3-м курсе я начинала дополнительно учиться у Германа Сидакова режиссуре. Там я потихоньку стала снимать и довольно быстро поняла, насколько сложно сделать хороший фильм.
Поэтому к своему первому фильму («Он придет», 2019. — Прим. SRSLY) я шла аккуратными шагами. Я вообще думала, что это будет видеоарт про вокзал, а потом мне пришла идея про этих женщин, ожидающих поезд, и пришло осознание: ну вот, уже кино.Наивный, может быть, вопрос, учитывая нынешнюю моду на 1960-е. Но почему «Он придет» снят именно в шестидесятнической эстетике?
Я старалась сделать так, чтобы время вообще не чувствовалось. То есть стояла задача безвременья.
Тогда все логично — в этом плане 1960-е самые «воздушные», самые нейтральные.
Со вторым фильмом («Объекты в зеркале», 2022. — Прим. SRSLY) я уже поверила в себя и поняла, что я реально классный режиссер! И решила написать безнарративный сценарий, без какой-то конкретной линейной истории — просто много маленьких сюжетов, связанных общей идеей. Монтировали долго, но я довольна этим фильмом. Сейчас я уже третий год работаю над полным метром.
Это жанровое кино будет?
Мистический триллер. Фильм про лешего, называется «Шурале».
Ага, зеленая книжечка («Мифология казанских татар», Каюм Насыри, Яков Коблов. — Прим. SRSLY) у меня тоже лежит.
Она шикарная! Там я нашла название для фильма. В Казани до сих пор пугают детей шурале, в него верят. Я бы сказала, что фильм будет с элементами фэнтези, но при этом вся фантастика происходит в голове у героини.
А есть у вас любимые режиссеры, на кого вы оглядываетесь? Знаю, что вопрос в жанре школьных тетрадок-анкет, но все же.
Очень люблю Андрея Тарковского, он мне невероятно много дал. Может быть, я не покажусь в этом плане какой-то изысканной, но именно с него у меня началась любовь к режиссуре, и за это я очень признательна. Фильмы Тарковского — это и есть язык кино. Между строк, между кадров. Поэтому мне и Ларс фон Триер очень близок — его кино тоже не всегда бывает приятным.
Еще я люблю Ульриха Зайдля (австрийский кинорежиссер — Прим. SRSLY), нравится, как он работает с актерами, какой звук в этом кино. Есть в его фильмах какой-то уровень документальности, но при этом есть и какая-то отстраненность. Это здорово. Я люблю и такую отстраненность и отстраненность Роя Андерсена. Апичатпонга Вирасетакула люблю.
Алина, а давайте теперь про ваши спектакли поговорим. Например, про тот, что вы ставили на фестивале «Выкса» (спектакль «Карамзин. Театр в деревне». — Прим. SRSLY).
Это был мой первый опыт театральной постановки. Я никогда не хотела делать что-то в театре, но когда мне предложили, то подумала, почему бы и нет. Плюс были какие-то вводные, — что это старый ДК, что это текст Петрушевской. Текст я сама редактировала, просто сделала из него выборку, подходящую для спектакля.В общем, как-то все это получилось, слава богу. Тут, кстати, хочется поблагодарить Федора Павлова-Андреевича, который на свой страх и риск взял неопытного театрального режиссера в лице меня и всячески поддерживал. И вот после этого «пошло». Например, спектакль в Ясной Поляне. Мы в этом году его опять покажем. Плюс сейчас я в Нижнем Новгороде делаю спектакль. Кроме того, у нас в планах масштабнейший проект, правда, я пока боюсь о нем говорить. Но это прямо очень круто.
Расскажите про то, как делалось «Муравьиное братство».
Я хотела сделать спектакль про смерть, потому что Толстой очень много писал про смерть. Я что-то придумала, стала накидывать референсы, а потом… В Ясной Поляне мы были почти неделю, и каждый день у нас происходили фантастические экскурсии, которые останутся в памяти навсегда. Было прям круто. Мы сразу осознали, что у нас будет спектакль-прогулка. Я понимала, каких актеров возьму первым делом. Плюс я как-то слушаю пространство, что оно предлагает, как оно вообще отзывается.
Наверное, потому, что Ясная Поляна своего рода non-place.
В конце концов нас возникла идея про оркестр — ведь у дедушки Толстого, графа Волконского, был свой крепостной оркестр.
Как и у многих дворян тогда.
Это круто. Каким-то образом каждый герой с ним был связан, с этим оркестром, — кто-то расскажет, что играл на трубе, кто-то — как у него депрессия была, а потом он понял, что он вообще-то дирижер, но дирижер леса, и он будто с лесом разговаривает. Я немножко изменила, дополнила спектакль в этом году, и там появился персонаж режиссера, который хотел снять фильм про этот оркестр. На самом деле очень добрый, хороший спектакль получился. И как-то хочется его даже попробовать на сцену перенести — в небольшой такой спектакль, но с этими же диалогами, монологами и песнями. Мне кажется, что на сцене будет тоже отлично работать. Жалко его потерять.
С Ясной Поляной все ясно, а как вам «гений места» Нижегородской области?
Это совсем другое. Есть село Владимирское, Воскресенский район, там живут удивительные люди. Туда вообще часто просто приезжают и остаются навсегда. Я исследовала это все и думала: «Господи, как бы не остаться нечаянно!» Потому что действительно там удивительные места, удивительные люди, просто титаны. Они восстанавливают церкви, парки, семьями приезжают, обучают сельских детей музыке. Это сильно потрясает, если честно. По легенде, кстати, именно там находится озеро, где затонул град Китеж. Есть такое поверье, что если три раза оползти озеро на коленях по часовой стрелке, дав какой-то обет, сильно чего-то захотев, то просьба исполнится.
Здорово, когда появляется возможность благодаря проектам так погрузиться во что-то. С точки зрения актерской работы тоже хочется подобных погружений — не просто прийти в вагончики, посидеть, подождать, когда тебя позовут сниматься, а действительно что-то изучить.А какой у вас вообще был самый интересный, «образцовый» актерский опыт?
Мне очень понравилось работать с Дашей Жук (Алина исполнила главную роль в фильме «Хрусталь. — Прим. SRSLY). Там вся группа была сплоченной, все сильно старались. Такое встречается не так уж часто. Плюс у нас была класснейшая девушка-оператор, бразильянка Каролина Коста. Хотелось бы, возможно, попробовать сыграть что-то историческое.
А какую эпоху?
Что-то советское — или может быть, даже раньше. Типа Лили Брик. Или просто какую-то советскую летчицу, не знаю. А вообще, знаешь кого? Кого-то эпохи Ивана Грозного времен взятия Казани. Я бы хотела даже снять такой сериал про Ивана Грозного! Кстати, был же такой персонаж — жена Петра I, Евдокия Лопухина. Вот ее бы я сыграла.
Вообще себя я как актриса плохо знаю на самом деле, потому что хочется довериться хорошему режиссеру. Много всего могу, а что именно — не знаю. Хочется что-то глубокое, интересное, сложное. Каких-то неоднозначных персонажей.