Обзоры, Кино — 16 марта 2020, 20:45

10 действительно лучших фильмов про катастрофы

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
В столь тревожный час подготовили для вас фильмы про происшествия, которые можно смотреть на карантине. Они помогут поверить, что все еще не так плохо. Тут вам и инопланетяне-надмозги, и люди в огне, и люди под водой, и акулы-убийцы, и великий и неповторимый японский крокодил Годзилла.



1. «Годзилла» (Gojira, 1954)


Самый старый фильм топа, настоящая киноклассика, предтеча всех блокбастеров, что вы когда-либо видели. Токио. 1954 год. Древний ящер Годзилла пробуждается от испытаний американского ядерного оружия в океане. В то время как ученые пытаются понять, чем же можно прогнать ихтиандра восвояси, он разносит дома и наводит ужас на японцев. В том, что Годзилла в фильме – механическая кукла, которая разрушает крошечные макеты домов кроется трогательная метафора. Это маленький мир на пороге больших страхов холодной войны, а монстр – их символическое воплощение. При том на чисто сюжетном уровне в «Годзилле» все сделано по нынешним голливудским меркам. Есть и антигерой — сумасшедший ученый, придумавший оружие, лишающее все живое кислорода, — есть и любовная линия, и конечно хэппи-энд. Впрочем, хеппи-энд не помешал японцам еще не раз (а если точнее, примерно тридцать раз) вернуть к жизни сверхуспешную в прокате «Годзиллу». Американцы тоже не прошли мимо, но все эти фильмы не были столь очаровательно наивны и одновременно тревожно прекрасны, как самый первый.


2. «Дело храбрых» (Only the Brave, 2017)


Новобранец Брендан (Майлз Теллер из «Одержимости» Шазелла), ни шатко ни валко завязавший с наркотиками, присоединяется к отряду пожарных под руководством могучего Эрика Марша (Джош Бролин). Команде предстоит тушение самого страшного пожара за всю историю штата Аризона. Сухой лес не знает пощады.

«Дело храбрых» — классическое кино про пожарных. Классическое в том плане, что вряд ли вы вспомните какое-то другое и едва ли есть лучше этого. Фильм про подвиг, фильм про героев, фильм про победителей стихии. В оригинале — Only the brave, в переводе по-хорошему — «только лишь храбрым» действительно это дело под силу. Режиссер Косински, несмотря на свой тяжеловесной стиль («Обливион», «Трон: Наследие»), умудряется превратить симфонию огня и мускул в довольно умную драму о дилемме долга перед отечеством и долга перед семьей, о человеческой природе американского Юго-Запада, о настоящих героях, которые непременно появятся на фотоснимке в конце под песню кантри-звезды Dierks Bentley Hold the light. Настоящее мужское кино, без лирических отступлений, без физических отступлений. Огнеупорный костюм — и вперед.


3. «Заражение» (Contagion, 2011)


В начале 10-х годов Стивен Содерберг отметился большим количеством экспериментов: это и «Нокаут», где Джина Карано в красивых интерьерах бесстыдно сворачивает мужикам шею, и «Побочный эффект», в котором Руни Мара сходит с ума от антидепрессантов, и, наконец, «Заражение» — тревожный, динамичный звездный триллер о пользе мыть руки с мылом, мастер-класс по саспенсу и работе с большими актерами. По миру распространяется пугающий смертельный вирус. Эпидемиологи, врачи, ученые пытаются ему противостоять. Развязка окажется предельно логичной, реалистичной, а поэтому пробирающей до мурашек. Колкую тревожную атмосферу поддерживает электронный саундтрек Клиффа Мартинеса. Боятся заразиться Мэтт Деймон, Джуд Лоу, Кейт Уинслет, Гвинет Пэлтроу, Марион Котийяр и другие первые лица Голливуда.


4. «Знамение» (The Knowing, 2009)


Конспирологический триллер Алекса Пройаса («Ворон») – один из последних фильмов в карьере Николаса Кейджа до того, пока он не стал мемом и ироническим достоянием общественности. Его герой Джон Кестлер — серьезный университетский профессор, который сталкивается с необъяснимым и загадочным. Оставленное в 1959 году послание от школьников во временной капсуле с множеством цифр отсылает к датам мировых трагедий. Кестлер догадывается, что числа не кончатся, а поэтому нужно как-то предотвратить новые. Возможно, «Знамение» один из самых умных фильмов с Ником Кейджем, но тут, прямо скажем, ему повезло поработать с Пройасом, очень неглупым американским режиссером (другой его фильм тоже есть в нашем топе). Несмотря на то, что это, правда, кино про интеллект, теории и загадки, снято оно за приличные деньги и поэтому совершенно нестыдно выглядит. В общем-то, если вы хотели и крушений, и инопланетян, и ощутить на себе чьи-то потусторонние глазки, то вам сюда. Такого кино больше не делают: 50-миллионный триллер на заведомо спорную тему — стриминги этого просто не позволят.


5. «Вздымающийся ад» (The Towering Inferno, 1974)


Замыкание проводки в одной из подсобных комнат приводит к тому, что начинается пожар в огромном небоскребе. В этот момент в нем как раз устраивался торжественный прием по случаю открытия, а значит архитектору (Пол Ньюман) придется очень непросто вместе с пожарным (Стив Маккуин) в спецоперации по спасению людей. «Вздымающийся ад» – настоящий семидесятнический блокбастер, кино максимально эффектное (редко встретишь фильм, в котором настолько реалистично горящие люди летят в бездну из лопающихся стеклянных окон), очень длинное (почти 3 часа) и в своей нише культовое. Отсюда, кстати, очень вдохновенно воровал Джордж Лукас (сравните Фэй Данауэй, ее прическу, костюм и мизансцену в горящих обломках с принцессой Леей Кэрри Фишер в «Звездных воинах») и многие стараются страшно и роскошно снять небоскреб в качестве одного из действующих лиц постоянно и до сих пор (тот же Бред Пейтон из нашего списка в фильме «Небоскреб»), но круче, чем в этом фильме, было только в «Крепком орешке».


6. «Капкан» (Crawl, 2019)


Пловчиха Хэйли (Кая Скоделарио) попадает под ураган самой опасной, пятой категории во время поисков своего отца в родном доме. Девушка спускается в подвал, а его уже настолько сильно затопило, что в там обитают целых два огромных аллигатора, от которых придется отбиваться, используя свои профессиональные навыки. Ситуация осложняется тем, что в подвале дрейфует раненый отец, которого как-то надо спасти из эпицентра библейского потопа. Хоррормейкер Александр Ажа («У холмов есть глаза», «Пираньи 3D») очень умело снял кино в жанре «сильная девушка против крокодилов», неожиданно для себя реализовав камерный сюжет как закрученный аттракцион, где нет ни одной крепкой ступеньки, ни одного безопасного выступа или карниза. Водоплавающими монстрами кишит буквально все. По форме это, конечно, сурвайвал-хоррор, но поскольку враги беспощадны, а выхода действительно нет (даже на крыше вертолет едва может заметить сигнальные ракеты выживших сквозь ливень),

«Капкан» — отличный пример камерного фильма-катастрофы, мир которого умещается в две соседние улицы. Правда, попробуйте поискать второе такое кино.


7. «2012» (2009)


Размашистый фильм Роланда Эммериха, вышедший в 2009-м, олицетворял важный переходный момент от одного десятилетия к другому. Первое подогревали интересом к пророчеству майя об апокалипсисе, второе еще только наступало, а потому все бесчинствующие катаклизмы в трехчасовой опере разрушения воспринимались чуть страшнее, чем обычно. Эммерих, конечно, не мог быть прав. А вдруг? C другой стороны, всей этой предсказательной риторике вторила вопиющая комедийная характерность персонажей (потный русских олигарх и его жирные детки) и событий (огромные огненные шары, между которыми красочно лавирует внедорожник). В том плане, что, может быть, «2012» в самом деле вершина постановочного ремесла режиссера Эммериха, у которого наконец человеческая глупость встретилась с вселенским апокалипсисом, почему кино, собственно и стало увлекательным и самоироничным. Религиозный популизм, тайны века и очень дорогие и внушительные спецэффекты. Да, это кино плохого вкуса и в какой-то мере катастрофа, но очень уж симпатичная. Венец нулевых.


8. «Разлом Сан-Андреас» (San Andreas, 2015)


Рэй (Дуэйн Джонсон) — крутой накачанный пилот спасательного вертолета. Однажды Калифорнию накрывает мощнейшее землетрясение и главный герой отправляется на поиски своей дочери через весь штат, который сильно пошел по шву. Дома складываются гармошкой, небоскребы сыпятся трухой, а в вертолетах невовремя кончается топливо. «Разлом Сан-Адреас», вышедший в 2015-м, подкупал своей старомодностью: это кино про настоящего супергероя без экстраординарных способностей, противостоящего стихии. Конечно, высшие цели, конечно, спасение семьи. Но в первую очередь — крышесносный (в прямом смысле) экшен и харизма Дуэйна Джонсона. Если вы хотите понять, почему Скала – один из самых высокооплачиваемых голливудских актеров, «Разлом» — самый правильный вариант знакомства. Посмотрите и поймете, что не симпатизировать этому парню просто невозможно.


9. «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» (Battle: Los Angeles, 2011)


Когда в 2011 году фильм Джонатана Либесмана вышел на экраны, он сразу попал под каток критиков и зрителей. Все довольно заурядно: в фильме «Битва за Лос-Анджелес» сама битва так и не состоялась, финальные кадры намекают на масштабное сражение и тут же возникают предательские титры. Но сквозь годы эту установку воспринимаешь как своеобразное достоинство. Стычки с инопланетными захватчиками происходят неожиданно, они очень круто сняты, саспенс разрывает, пришельцы прячутся в ландшафте города и внезапно дают отпор. Такого кино сейчас попросту не делают. К сожалению, и сам Либесман, и его оператор Лукас Эттлин, и, как кажется, Алекс Пройас не нашли себе места в новом Голливуде, который лихорадит от кинокомиксов к римейкам и обратно. Золотая, в общем, коллекция американских блокбастеров 10-х.


10. «Я, робот» (I, Robot, 2004)


2035 год. Дэл Спунер (Уилл Смит) работает копом и ненавидит роботов, которые проникли во все сферы жизни. Как назло, возникает дело об убийстве, к которому причастен робот, что только укрепляет в Спунере его техноксенофобию. Выливается это преступление, как ни сложно догадаться, в восстание машин. «Я, робот» – кино, в котором молодой Уилл Смит ходит в нелепом гангста-прикиде, а совсем юный Шайа ЛаБаф одурневше водит глазами. То есть, без оглядок на весь технологический наивняк, «Я, робот» это экранизация фантаста Азимова во взгляде нулевых. Провидческий пафос, музыка Марко Белтрами, Уилл Смит, хмурящий брови. В фильме Пройаса, правда, много ярких сцен, которые мало кому удавалось повторить за последние лет 10 (с погоней на мотоциклах в туннеле может посоревноваться только погоня на мотоциклах из «Первого мстителя: Противостояния», где Черная Пантера удирает, кажется, от Капитана Америки). Настоящий артефакт своего времени, чего и говорить, просто посмотрите на скриншот.


 

 

 

Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»