Кельтский шотландский язык имеет все шансы потерять носителей в ближайшие 10 лет, если не остановить это вымирание. Об этом пишет CNN со ссылкой на соответствующее исследование.
Команда экспертов из Университета Северо-Шотландского нагорья и островов и исследовательского проекта Soillse исследовали местные коммьюнити и обнаружили, что гэльский язык почти не используется в обиходе для общения и не передается следующим поколениям, что ставит его на грань вымирания. Эти выводы ученые зафиксировали в своей книге «Кризис гэльского языка в местных коммьюнити: расширенное социолингвистическое исследование».
Гэльский использовался в Шотландии на протяжении как минимум 1500 лет. В статье говорится, что хотя этот язык успешно и заменили английским, он все-таки остается частью культуры народа шотландского нагорья и островов.
На данный момент в Шотландии насчитывается около 11 тысяч носителей гэльского, большая часть которых старше 50 лет. По данным переписи населения 1981 года, 80% местных могли говорить на гэльском (с разным успехом, но могли), а к 2011 году их доля упала до 52%.
Авторы исследования отмечают, что попытки правительства возродить гэльский язык провалились. Речь идет о создании младших и средних школ, преподавание в которых ведется на этом изолированном языке. Если не разработать другой подход к этой проблеме, то только в школах гэльский и будет звучать.
«Гэльский станет вторым языком или наследием Шотландии, но не языком живого общения», — говорится в статье.
Похожая история происходила и с другим языком кельтской группы — валийским, однако сейчас на нем говорит более полумиллиона жителей Уэльса (20% населения). Несмотря на давление со стороны английского, он смог закрепиться и не потерять своей привлекательности для молодежи. В Уэльсе сильны националистические настроения, в данном случае язык играет роль дополнительной идентификации человека. А вот еще одному кельтскому языку повезло меньше. Корнский язык до недавних пор считался вымершим (последний носитель умер в 1676 году), но в XX веке власти стали предпринимать попытки вернуть язык к жизни. И, надо сказать, у них получается: число носителей растет.