Интервью, Кино — 4 июля 2023, 13:04

Hey look Ma, I made it. Соня Присс — о монологе Пятачка, работе в пончиковой, фильме «Сквозь время» и игре самопознания

В прокате «Сквозь время» — англоязычная (с Бероевым и Корешковым) ненаучная фантастика о временной воронке в очередной «сталкеровской» зоне. Одну из главных ролей в фильме исполнила Соня Присс. Антон Фомочкин поговорил с актрисой о посетителях американских пончиковых, игровых радостях в компании плойки и многочисленных субличностях (всех — не пересчитать).

Давай начнем эту беседу с чего-то внезапного — недавно увидел у тебя в сторис игру «Лила», расскажи о ней.

(Смеется.) У меня есть подружка, которая занимается проведением игр «Лила» (индийская настольная игра самопознания. — Прим. SRSLY) в Москве. Собираются люди — до десяти человек обычно — и много-много часов играют в эту игру, сидя на полу. Насколько я знаю, это очень древняя тема, непонятно, дошла ли она до наших дней в первозданном виде, но суть осталась прежней — «Лила» работает на каких-то энергиях. Я мало, что в этом понимаю, но меня поразило, что игра действительно не впускает: ты не можешь начать играть, если, бросая кубик, неправильно формулируешь вопрос или сам себя обманываешь. Совсем не обязательно произносить вопрос вслух — главное подумать. Нужно, чтобы выпала шестерка — тогда игра тебя впустит, но на неверные вопросы всегда выпадает значение меньше. Люди спрашивают: «Когда будет повышение по работе?» или «Когда я выйду замуж?», а на самом деле их волнует что-то другое. И пока до них не дойдет осознание того, что для них на самом деле важно, они не смогут войти в игру.

Я играла первый раз и была в шоке. Думала: «Мне вот этот вопрос интересен». Нет. Задаю другой. Тройка выпала. Потом моя подружка, которая и проводила игру, подсказала: «Может быть, все-таки вот этот попробуешь?». И действительно, выпадает шестерка. Я играла в компании трех девочек — первой вошла в игру и первой закончила — а они так и не вышли. Оказывается, можно играть не одни сутки и не пройти ее до конца! Проходя по полю, ты вскрываешь какие-то свои болевые точки. Когда меняешь свое внутреннее содержание, игра «разрешает» продвигаться дальше, иначе будет водить кругами. Может, психосоматика — я сразу размышляю о том, как это устроено, через актерское. Но своими глазами видела, как девочки, играя в «Лилу», плакали, и это были живые эмоции. В общем, рекомендую всем, кто не чурается немножко странных эзотерических игр. Мне было любопытно, и я бы точно поиграла еще раз, если будет возможность.

Ты чувствовала что-то иррациональное, пока проходила по игровому полю?

Я начала чувствовать какие-то странные вещи, когда поняла, что число, которое выпадет на кубике, полностью зависит от моего намерения. Например, собралась пойти в игре через две клетки, а потом выйти — так и получилось, словно я это запрограммировала, потому что число, которое кубик покажет, — рандомное, ты просто кидаешь его на пол. Мне нравится использовать такие необычные вещи как инструмент самопознания.

Фото: Дима Крапивин

Следуя этой логике, мыслью можно запрограммировать случай. Ты задумывалась о том, что на самом деле все случайности выходят из твоих желаний и запросов?

Да, 100% так и есть! У меня просто мама очень увлекается всеми этими системами, а я сама читала «Трансерфинг реальности» Вадима Зеланда. Многое пропустила мимо, но вот одно правило запомнила — про существование энергетических маятников. Мне это откликается, потому что актеры тоже работают с энергией. Если человеку с улицы сказать, что есть какие-то энергетические потоки у тебя в сфере, он в ответ просто покрутит у виска пальцем. Но Зеланд писал о том, что есть энергетические маятники, и когда очень сильно чего-то хочешь, ты этот маятник раскачиваешь. Таким образом он никогда не попадет в цель. То, чего ты хочешь — не придет, потому что ты тратишь слишком много энергии без действий. Очень сильно чего-то хотеть — тоже плохо, равно как и ничего не хотеть вообще. Нужно, чтобы было…

Умеренно.

Да. «Ну, будет и будет — не будет, так не будет».

Ты использовала эти навыки в том, что касается получения ролей?

У меня есть такое маленькое правило в отношении кастингов: я стараюсь сильно не зависать на идее, что сплю и вижу, как меня утвердили на какую-то конкретную роль. Более здоровый подход — когда подготовился настолько, насколько мог, приложил максимум сил, вышел и забыл. Если тянуть это за собой, уходить в самокопание, особенно когда на носу следующие пробы — подготовиться к ним не получится. Выходя с кастинга, я сбрасываю все мысли. Потому что жизнь проходит, на самом деле, мимо, пока люди копаются в себе.

Ты занимаешься йогой?

У меня в театральном институте была йога! Наш мастер ввел ее как экспериментальный предмет, и мы были первым курсом в истории российских театральных вузов, который сдавал его в качестве государственного экзамена и зачета. У нас в зачетках написано: «Русский», «Английский», «Литература», «Актерское мастерство» и… «Йога». Занимались три раза в неделю, целых четыре года.

Есть лайфхак, как успешно сдать зачет по йоге?

Не пропускать, на ней не спишешь. (Смеется.) На самом деле, это очень тяжелая работа над собой. В асане нужно быть расслабленным, но асаны очень тяжелые, потому что там нужно напрягать мышцы, и мы не могли понять, как в тех позах это вообще возможно. Все скручивается. Ноги где-то за головой. Даже стоять в выпаде с идеально ровным руками — все равно тяжело. Но суть всех асан в том, чтобы принять форму и в ней расслабиться.

Я подумала, что это так похоже на актерскую работу: очень-очень-очень долго работаешь над ролью, становишься персонажем и расслабляешься — не в подготовке, а внутри роли, чтобы быть живым.

Таков мой вывод после четырех лет йоги. (Смеется.) Эта мысль очень понравилась моему мастеру, кстати. Станиславский даже писал труды о йоге для актеров, но, как нам рассказывали, эти труды не были опубликованы — считалось, что это что-то рядом с эзотерикой. Мой мастер (Сергей Дмитриевич Черкасский. — Прим. SRSLY), кстати, тоже пишет книги, и о йоге в том числе.

Ты ездила в Айдахо по программе обмена студентами... Звучит как раз как материализовавшаяся мысль.

Да-да-да!

Что это был за период твоей жизни?

Я училась на факультете иностранных языков в своем родном городе в Зауралье, куда поступила, потому что мой папа — учитель английского. Никто не спрашивал, куда я собираюсь — все было предрешено еще с детского садика(Смеется.) Студентам иняза доступны всякие разные плюшки, в том числе возможность ездить по обмену. Тогда выделялась квота на двух студентов, я в нее не попала, но в Америку все равнл очень хотелось — так в моей жизни появилась программа Work and Travel, по которой едешь работать. И я поехала: провела там полгода, посмотрела Нью-Йорк, набила свою первую татуировку — в общем, отрыв. А работала в сфере обслуживания — в пончиковой, которая была открыта только по ночам. Там продавали дикие пончики, например, с кленовым сиропом и беконом. Это реально очень вкусно, но они едят их ночью, представляешь?!

Вернувшись в свой иняз, я подумала: «Блин, что-то не хватило мне Америки, хочу еще». И просто начала гуглить «как поехать в Америку бесплатно». Первая выскочившая ссылка вела на программу обмена Global UGRAD — типа Global Undergraduate, это международная программа для студентов профильных вузов — тех, кто учится в инязах по всей России. Суть в том, что ты заполняешь анкетку, проходишь небольшой языковой тестик прямо на сайте, и потом тебя должны отобрать. Конечно, так как программа бесплатная — желающих тучи.

Я ни на что не надеялась, на самом деле — куда мне с моим провинциальным знанием языка. Оказалось — нет, меня вызвали в Москву на экзамен TOEFL. Мест было мало, и я понимала, что буду 3066-я какая-нибудь. Через пару месяцев на электронную почту пришло письмо с результатами. Я смотрю: моя фамилия ровно под чертой, разграничивающей тех, кто прошел. Мест 10-11, а я — 12-я. Но, честно говоря, я все равно была очень рада оказаться в первой 20-ке по всей России. Потом кто-то из первой десятки выбыл, и таким волшебным образом я снова поехала в Америку.

Фото: Дима Крапивин

Нас распределили в Айдахо, маленький город Льюистон. Там есть Lewis-Clark State College — маленький колледж, но очень атмосферный. Честно говоря, в городе ловить нечего, в штате тоже. В Айдахо — что там? Выращивают кукурузу, картошку. Очень похоже на мой родной город чем-то (Курган. — Прим. SRSLY) — он такой же тихий, после восьми вечера все уже замирает. Никаких тусовок, ничего такого интересного. При колледже кампус, точно такой же, как показывают в кино: кирпичные такие здания — для парней, для девушек. Но территория классная.

Когда были каникулы, я съездила в Лос-Анджелес, где живет моя подружка. Посмотрела Голливуд. Все вот говорят: «Голливуд! Голливуд!». А это просто район, обычные дома и все — вообще ничего такого. Машины припаркованные стоят и просто холмики, холмики, холмики. Так что Нью-Йорк, Лос-Анджелес — это, конечно, впечатления, а Айдахо — я бы не сказала. Обыкновенная американская провинция.

В чем, по-твоему, отличие людей из Айдахо от тех же нью-йоркцев?

В Айдахо такая обычная рабочая жизнь, никто никуда не торопится. В Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, конечно, по-другому. Там все заряженные. (Смеется.)

А с первой татуировкой, которую ты в Нью-Йорке сделала, получилось спонтанно, или ты ее запланировала?

Я собиралась, но не знала, где сделать. Мне хотелось какого-то символизма. Набила ее в день, когда уже улетала в Россию. Рейс был в 8 утра, а в полночь я нашла какое-то место в центре, куда зашла, не записываясь. Они и набили, посмеялись, конечно, что я пришла одна, девочка — мне было 18 лет — да еще и ночью. Но чего мне бояться — я в своем городе больше боялась гулять ночью, чем в Америке. Там всегда много людей, и до тебя никому нет дела.

Кто обычно заходит за пончиками глубокой ночью?

Я работала в очень популярном месте, которое называется Back Door Donuts, — они до сих пор существуют. Прикол в том, что в эту пончиковую нет входа, только задняя дверь. Ровно в 12 ночи этот черный ход открывается, выставляется столик, на нем устанавливают кассовый аппарат, а дальше подходят люди, встают в очередь. В основном приходит молодежь всякая — чаще всего с родителями, потому что поздно — или люди, которые с работы едут. Все на машинах. И каждый вечер был аншлаг, люди даже дрались в очередях. Я не представляю, честно говоря, чтобы в Москве в 12 ночи кто-то пончики покупал. (Смеется.) Но все это действительно дикость какая-то! Я еще тогда увлекалась веганством и как назло меня распределили работать туда, где бекон и все такое. Пару раз попробовала, но это жесть — вкусы очень странные.

Та самая татуировка. Фото: из личного архива Сони

Мне кажется, у нас донатсы просто в какой-то момент не прижились, как культура фастфуда.

Наверное, да. Вообще, к нам заходил обычный рабочий люд, представители всех профессий — американцы, в принципе, все на ходу перекусывают что-то. Вспомнила забавный случай: у нас как-то была дочка Обамы, старшая, кажется (Малия. — Прим. SRSLY), ее отец тогда отдыхал поблизости. И мы для нее самые красивые пончики заранее выбирали — знали, что заедет. Там есть еще In-N-Out — такая бургерная очень популярная. И вот это то, что люди могут поесть в городе. Нет такого, как в Москве, что можно зайти салатик съесть или блинчик в «Теремке». Там нет разнообразия еды. В Лос-Анджелесе есть, потому что это такая культура… пляж, все на здоровье помешаны. В Москве, конечно, все иначе — да и сферу обслуживания я лучше не встречала.

Что очень плохо в Штатах — это все, связанное с банками. Никаких приложений! Помню, переводила себе 100 долларов с одной карты на другую и это заняло четыре дня. А если из одного банка в другой — было бы неделю. У нас-то зашел в приложение, перевел — готово. А в Америке — прямо боль. И карту тебе на дом никто курьером не отправит. (Смеется.) Любые манипуляции с деньгами — идти в банк, назначить appointment, талончик брать и приходить ножками. А на горячей линии — просто никто не ответит. Я еще недавно была в Израиле, там тоже все сложно: долго, медленно, на рабочих местах не хватает людей.

Помню, когда приехал в Италию, удивился, что супермаркеты и большинство заведений закрывается в 8-9 вечера.

Да-да-да. Мне кажется, мы реально впереди планеты всей. Я тоже была в Европе — ты вставляешь карту в банкомат и не знаешь…

Съест он ее или нет!

Да! (Смеется.) Потом комиссия каждый раз — тоже головняк. С доставками в Штатах тоже беда: можно месяц прождать чехол на телефон. Это у нас что-то за полчаса привозят. Короче, считаю, что мы молодцы, горжусь.

Слушаю тебя и как-то все складывается. Отец педагог английского, учеба в инязе, сейчас выходит фильм, где ты говоришь на английском. Съемки в «Сквозь время», кстати, легко дались?

Очень, потому что я свободно разговариваю. У меня есть друзья, которые живут по всему миру, мы периодически созваниваемся. Есть агент в Лос-Анджелесе — она говорит по-русски, но по-английски ей удобнее. Поэтому у меня постоянная практика. Когда играю в игры на «плойке» (PlayStation. — Прим. SRSLY), тоже никогда не ставлю русскую озвучку. Кино, сериалы, музыка — он как-то везде, этот английский. Так и должно быть, мне кажется — очень легко потерять язык, навык.

Я так понимаю, на главные роли в «Сквозь время» брали именно тех актеров, которые могут говорить — весь фильм снят на английском с прицелом на зарубежный прокат.

У нас на площадке «Сквозь время» был коуч, все учили текст. Но для России мы сами себя переозвучили на русский и это просто кошмар — очень интересно и сложно, так как длина фразы разная. Попасть в губы (это называют еще lip-synch) вообще невозможно, когда это другой язык. Где-то выкручивались, иногда переписывали фразы, уменьшая или растягивая, если в кадре я все еще открываю рот в этой сцене. (Смеется.) А для иностранного проката нас всех в итоге переозвучили носителями.

Обидно! Тем более, на площадке работал коуч… Он часто вносил какие-то правки между дублями?

Вносил, но не так часто — мы старались репетировать, чтобы обходилось без эксцессов на площадке. У меня не было таких сцен, где мы бы сильно запинались. Чаще всего коуч подсказывал, если кто-то забывал текст или произносил что-то не то.


Я прочел, что ты чуть ли не с детства ходила в театральную студию. Как этот интерес появился в твоей жизни, если родители рассчитывали на иняз?

Я была еще очень маленькая и любила смотреть советские фильмы. Меня не интересовали феечки Winx, хотя у нас и был Nickelodeon с мультиками. Я любила советское кино, не могла оторваться. «Бриллиантовая рука» или «12 стульев» с Андреем Александровичем Мироновым меня совершенно покорили. Он остается моим любимым актером до сих пор. Я пересмотрела вообще все, где он появлялся. Покупала тогда кассеты для видика, потом DVD, CD с аудиокнигами или интервью. Когда в доме провели интернет, посмотрела все концерты и спектакли. Тогда-то и подумала: «Блин, а может, я тоже актриса?»

У меня просто вся семья такая. Например, бабушка с дедушкой всегда на мой день рождения разыгрывали какие-то сценки, писали стишки — это было очень смешно. На общих праздниках было принято петь песни собственного сочинения и читать стихи. У меня есть старшая сестра, сейчас она живет в Новосибирске, но в свое время тоже работала в театре, только в театре музкомедии. В общем, у нас все дети пошли в какое-то творчество. Как-то я так сказала: «Папа, отвези меня в ТЮЗ», там я в итоге десять лет и прозанималась. Из нашего выпуска я одна пошла в профессию, остальные ребята ходили для души. А я вот отнеслась очень серьезно(Смеется.)

Какой твой любимый советский фильм?

Конечно, я смотрела самое разное советское кино, но хочу назвать что-то с Мироновым! Люблю «Бриллиантовую руку», хотя сейчас это немного такое клише — в 2023 году ее до сих пор везде показывают, даже когда заходишь в салон на маникюр. Так что не хочется ее называть. (Пауза.) Есть картина Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». Она очень тяжелая, но потрясающе сделана. Подбор лиц — персонажей без текста, простого народа — вообще не выглядит, как массовка, даже не знаю, как это так сделано, будто бы документальная съемка.


Тяжело было перейти от этих десяти лет в ТЮЗе к инязу?

Там было так: я сказала родителям, что хочу быть актрисой, и мне ответили, что самые крупные театральные вузы у нас в Москве и Питере. Мы жили в Зауралье, еще дальше Екатеринбурга. «Ну что, ты сейчас поедешь в Москву одна, в 17 лет? У нас там никого нет, мы там никого не знаем. Будешь жить где-нибудь в общаге, потом тебя отчислят, ты пойдешь работать поломойкой», — в общем, родители себе уже напридумывали ужасы и меня не пустили. Мол: «Вот поступи пока в иняз, тебе же нравится английский. Папа твой закончил, дядя — тот же факультет, мама с бабушкой — в этом же институте. Будешь переводчиком или педагогом английского».

Я действительно поступила в иняз, но знала, что там не доучусь. И мне стыдно, что я заняла чье-то бюджетное место. Самое смешное, что после первого курса я и уехала по программе на работу в Нью-Йорк. Логика родителей вообще вышла из чата: Москва — это далеко, а Нью-Йорк — езжай, пожалуйста. (Смеется.)


Обычно как. Следуя логике — у твоей семьи либо кто-то есть в Москве, либо нет. А в Нью-Йорке — практически ни у кого никаких «связей». (Смеется.) Туда можно спокойно ехать — будешь на равных.

Да. (Смеется.)

И после одной из стажировок ты поехала в Петербург поступать в театральную академию?

Там тоже была смешная история, потому что я точно для себя решила, что хочу учиться актерству именно в России. Иногда меня спрашивают: «А можно ли было остаться в Штатах и стать там голливудской звездой?» Да нельзя было. По условиям программы тебя учат полгода, покупают всё, простыни и подушки — за счет колледжа, даже платят стипендию. Но после этого — ты пять лет невъездной в Штаты.

Пять лет?

Да, виза заканчивается, поэтому остаться было нельзя. Хотя я знаю, что по первой программе, Work and Travel, вообще остаются — в основном девчонки. Выходят замуж, и таким образом все легально. Но это не мой случай. На тот момент я была в академе, меня ждал второй курс иняза. А я думаю: «Блин, а я же хотела стать актрисой. У меня есть последняя возможность в жизни». Еду с пересадками из Айдахо домой, впереди рейс Москва — Курган, и в промежутке есть три дня на то, чтобы закончить дела с документами и закрыть визу. И я решаю: «Блин, поеду-ка в Питер пробовать поступить». А в Питере я вообще до этого не была. Села на какой-то автобус — на что хватило денег. Мы тогда с молодым человеком были вместе — сначала я ждала его из армии, потом он ждал меня из Америки(Смеется.) Забавно получилось — взаимно друг друга ждали.

Фото: Дима Крапивин

В Питер мы приехали на утреннем автобусе, вечером был уже другой — обратно в Москву. Я ищу по картам театральный институт, прихожу и говорю: «Здрасьте, вы курс набираете?». Мне отвечают: «Да, сегодня вообще-то последний день». Я такая: «А кто у вас набирает?» — «У нас два мастера, но у одного все девочки укомплектованы. Идите лучше к другому, но вообще-то вы поздно». Меня поставили на единственное свободное место. У меня не было никакой программы. Я читала что-то типа монолога Пятачка — не шучу. «Винни-Винни! Кажется, дождь начинается!» — это из прозы. Стихи — я знала и любила всегда Пушкина, мы с бабушкой его много учили. Прочла, что помнила, и увидела себя в списках на первый тур. В итоге поступила на бюджет.

И родителям некуда было деваться.

Да. (Смеется.) Я просто позвонила, и они спрашивают: «Ну что, доченька, ты завтра прилетаешь?» Я говорю: «Я тут немножко в Питере, поступила на актерский». Это был, конечно, шок, но они уже ничего не могли поделать. Поняли, что это точно сознательный выбор.

Соня Присс и Виктор Добронравов в фильме «Сквозь время»

Ты несколько раз говорила, что роли современных девушек тебе даются несколько сложнее, чем героини из фильмов с историческим сеттингом. Чувствуешь какое-то внутреннее соответствие прошлому?

Мне кажется, у меня есть несколько субличностей. Люблю исторические проекты, но никогда о них не думала, пока меня не стали на них утверждать. И мысли не было о XIII−XIX веках, я росла в 90-е, 00-е — откуда бы этому взяться? Но все говорили, что у меня какая-то такая внешность — исторический профиль. И во мне развилась эта субличность исторического персонажа. Когда ты надеваешь корсеты — у тебя выпрямляется спина, ты начинаешь по-другому говорить — и я научилась это в себе включать. (Смеется.) Так что есть такая историческая Соня XIX века. Еще люблю советскую эпоху…

Советская Соня!

(Смеется.) Очень хотелось бы хотя бы на денек заглянуть в это время, посмотреть как жили люди, о чем думали. Иногда смотрю разные архивные съемки, не знаю… Интервью продавщицы в универмаге 70-х. Люди говорят по-другому, у них иной словарный запас. Меня в связи с выходом фильма спрашивают во многих интервью: «Если бы у вас была машина времени, куда бы вы отправились?» В СССР, хотя бы на денек! Это то, что у нас есть по сюжету в «Сквозь время» — там я как раз играю советскую девушку. Короче, моя мысль опять материализовалась. Но у меня есть и современная субличность: я бы очень хотела сыграть какую-нибудь гитаристку в рок-группе. (Смеется.) Еще очень люблю играть в игры — в GTA, Red Dead Redemption.

Фото: Дима Крапивин

Ого!

У меня в детстве была Sega, с тех пор я игроман, но довольно избирательный. Еще мечтаю наконец-то купить себе хорошую электрогитару, потому что умею играть, но из-за того, что часто переезжала туда-сюда, не получилось заиметь собственную. Никто не знает, наверное, но у меня есть пирсинг — проколота правая бровь — знак такого подросткового немножко эмо-рок прошлого. И все эти Сони на удивление хорошо уживаются! (Смеется.)

Какая твоя любимая игра?

Red Dead Redemption 2 и Watch Dogs.

Есть все-таки еще одна субличность — брутальная Соня, которая любит мужское начало в играх.

Да-да. А вообще, почему-то в играх главные герои — почти всегда парни.

Многие считают, что геймеры — зачастую парни, поэтому на них и ориентируются.

Дискриминация! (Смеется.)

Я, к слову, много думал на тему «чистоты речи», когда прошлым летом изучал 90-е и заодно смотрел телешоу тех лет: их молодые участники — практически без исключений — говорили как аспиранты филологического факультета.

Да-да-да!

Меня настолько удивила незамутненность не только речи, но и мысли, что до сих пор не могу понять, куда это ушло, выветрилось едва ли не за десятилетие.

Есть такое! Я вот недавно оцифровала видеокассеты за 1997–1998 годы. Когда я только начинала говорить, родители меня снимали — они тоже есть на записи. Так услышав, как они со мной маленькой говорили, я сразу позвонила им и сказала: «Мама, вы говорите как советские люди на этой пленке! Вы звучите как в советском кино, у вас интонации такие же. Сейчас вы говорите по-другому!» А они не поверили. Они не замечают, что у них поменялась речь, что она осовременилась. А это те же самые люди, хотя записи, казалось бы, чуть больше 20 лет.


Фото: Дима Крапивин
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом