Обзоры, Кино — 19 июня 2023, 22:54

Ну, посмотрим. «Форсаж 10», «Трансформеры: Восхождение Звероботов»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
В мировом прокате — десятая часть главной гоночной франшизы на планете и новый фильм про Трансформеров (без звезд из прошлых частей, но с роботами, похожими на фурри).

«Форсаж 10» (Fast X)

Над Домиником Торетто (Вин Дизель) и его командой стритрейсеров aka стражей галактики (™) нависает новая угроза. Харизматичный злодей с многозначительным именем Данте (Джейсон Момоа) готовится сбросить бомбу на Ватикан, и это лишь отправная точка в плане мести своему заклятому врагу. Причины для вражды вполне себе кровные: в пятой части франшизы, где основное действие происходит в Рио-де-Жанейро, Доминик расправляется с автомобилем наркобарона Эрнана Рейеса (Жоакин де Алмейда) — отца Данте.

Новый «Форсаж» разгоняется довольно плавно. Поначалу кажется, что ничего нового не происходит. Восковой Вин Дизель статуей застывает в кадре (чего стоит план на фоне Колизея), сквозит неминуемая ностальгия по Полу Уокеру, Рим выполняет функцию очередного туристического аттракциона, в дорогущей погоне под звуки ’O sole mio крушатся достопримечательности. Но появление Данте, настоящей рок-звезды, которую будто вытащили из вселенной игры Bulletstorm, меняет правила привычных заездов с многолетней историей. 

Психопат с накрашенными ногтями, распыляющий молекулы гендерофлюидности в мире токсичной маскулинности, — свежее пополнение в пантеоне врагов Торетто и, пожалуй, самое радикальное. Надо видеть, КАК Момоа отрывается.

Ну, и «Форсаж» с десятой серией и появлением режиссера Луи Летерье («Перевозчик», «Невероятный Халк»), наконец, обрел самость. Это разворот Vogue от мира боевиков и кино боевых искусств, где стиль никоим образом не оттеняет главного правила игры: все моральные баталии по-прежнему выясняются не только на кулаках, но и, конечно, в гонках.

В какой-то момент на бешеной скорости, когда автомобиль Доминика достигает максимальных цифр на спидометре, опережая частоту сменяющихя кадров, а фигура Торетто сливается с зеленым экраном, «Форсаж» превращается в непреднамеренный экспрессионистский рисунок. Так в комбинированной съемке в шестидесятых опережали время Шон Коннери и Стив Маккуин. Так, в общем то, писалась история кино. И хотя бы ради этого неуловимого, сверхзвукового движения, «Форсаж» не должен заканчиваться. Настоящий demolition theatre (загуглите шоу Fast N' Loud), игриво передающий привет бондиане в своих финальных титрах, оставляет следы от протекторов шин на аллее славы Голливуда. И даже если в этой серии уже давно нет контакта с реальностью, то однозначно есть контакт с трассой реальности кино. Тем и восхищает.

[STAT_ART_2.5]

«Трансформеры: Восхождение Звероботов» (Transformers: Rise of the Beasts)

1994 год. Ноа Диас (Энтони Рамос, «Гамильтон») перебивается случайными заработками, фанатеет от Тупака Шакура и пытается разобраться, как наладить свою жизнь. Выбор оказывается невелик. Угон тачки становится судьбоносным решением в его жизни: автобот по имени Мираж (озвучка Пита Дэвидсона) увлекает Ноа в многолетнее межгалактическое противостояние команды Оптимуса Прайма с лязгающим злом.

Первый фильм серии без Майкла Бэя (не считая спин-оффа про Бамблби) лукаво было бы обозвать грандиозным провалом, поскольку и в руках Бэя «Трансформеры» давненько заржавели. Эпичная машинерия без пупсового обаяния Шайи ЛаБафа и смазливой улыбки Меган Фокс, выбравшаяся из гетто дорогущих артефактов нулевых, годами не трогала никого. Поэтому действие решили закинуть в гетто настоящее, перевести фокус на молодого латиноамериканца и привлечь новую аудиторию. 

Режиссер Стивен Кейпл-младший при этом пытается втиснуть еще и какой-то номинально интеллектуальный контекст, запрягая в помощь Диасу музейную работницу Елену Уоллес (Доминик Фишбэк), уверенную в неземном происхождении ископаемых в архивах музея. Но в итоге «Восхождение Звероботов» при всех своих драматургических перестроениях и попытках поиграть в Ваканду в сюжете про технологии — как ни старайся, смахивает на мегаломанскую рекламу шин Cordiant

И все это вместо того, чтобы смахнуть ностальгическую слезу по времени, когда бэйевские лучи солнца заволакивали экран, а ЛаБаф боролся с испаринами на лбу от нескрываемого вожделения при взгляде на изгибы Фокс, орудующей под капотом.

Но, очевидно, у Hasbro есть свои планы на будущее вселенной, потому что кончается кино жирным намеком на объединение Трансформеров с миром G. I. Joe («Солдат Джо», «Бросок кобры», etc). И, в общем-то, если дальше Ченнинг Татум будет навешивать люлей фурри-роботам или запрягать их в колесницу, то, возможно, франшизу и ждет хоть какое-то светлое будущее.

[STAT_ART_0.5]

Фото: кадр из фильма
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова