Наверняка многие из вас не раз слышали о том, какой губительный эффект оказывает пластик на нашу планету, и это утверждение неоспоримо. Однако в некоторых случаях он является более экологичной альтернативой другим материалам, к примеру, когда дело касается упаковки для доставки товаров — к такому выводу пришла команда «Яндекс.Лавки». Вместе с партнерской компанией «Экотехнологии» она провела сравнительное исследование, в котором оценила жизненный цикл нескольких материалов от момента их производства до утилизации. Полученными результатами поделилась в фейбуке Надежда Васянина, консультант экологических инициатив «Яндекс.Лавки».
В процессе поиска наиболее экологичного варианта эксперты учитывали ресурсные затраты на производство, транспортировку, а также возможность повторного использования и утилизации. Бумажные пакеты, в которых «Лавка» изначально доставляла свои товары, сравнили с эко- и биопакетами, биоразлагаемыми пакетами из особых полимеров и упаковкой, изготовленной из полимеров высокого давления.
Как ни удивительно, но бумажный пакет эту битву проиграл: несмотря на то, что он разлагается быстрее по сравнению с пакетами из других материалов, он все-таки менее долговечен. Бумажную упаковку практически не получается использовать повторно, а в добавок ко всему, на ее производство уходит намного больше ресурсов, чем на производство пластика, что делает бумажные пакеты не такими уж экологичными.
От использования эко- и биопакетов «Лавка» тоже решила отказаться: в их состав входят добавки, из-за которых материал распадается на микропластик — тот самый, который загрязняет воду, почву и воздух и в результате попадает в организм человека по пищевой цепи. Существуют действительно экологически безопасные пакеты, но они могут разлагаться только в компосте, а в нашей стране система компостирования на данный момент не развита.
По итогу наименьшим злом оказались именно пластиковые пакеты. Из-за их прочности и пригодности для многократного использования «Яндекс.Лавка» остановилась именно на них. Команда проекта отмечает, что проводила оценку исключительно исходя из целесообразности тех или иных материалов в рамках сервиса доставки и при походе в обычный магазин все-таки следует пользоваться многоразовыми сумками-шопперами, авоськами или теми пакетами, которые уже есть у вас дома.
«Яндекс.Лавка» представляет собой альтернативу привычному магазину у дома, заметно расширившуюся в период пандемии коронавируса. Выбор в ней несколько уже, чем в среднестатистическом супермаркете, но зато в «Лавку» не нужно ходить — курьер доставит заказ примерно в течение 15-20 минут после его оформления.