Интервью, Интервью — 1 марта 2020, 13:40

Иван Макаревич: «Блогеры — это какой-то сатанизм и обман»

Текст:
Ольга Родина

«Блогеры, инфлюенсеры, что? Слишком много ненавистных мне слов», — так ответил нам Иван Макаревич, когда мы предложили ему интервью. Но пробивная харизма нашего креативного редактора Ольги Родиной сносила и не такую стену. Через несколько дней, потирая руки, мы уже назначали встречу в студии.

Встретить Ваню на вечеринке можно нечасто, ведь душным смолтокам и натянутым улыбкам он предпочитает сборы друзей прямо у себя дома. Спокойный образ жизни позволяет совмещать сразу три непростых дела: кроме съемок в кино и записи музыки, Макаревич еще и разрабатывает дизайн одежды для собственного бренда Chipoodl. В разговоре с SRSLY Ваня поделился, почему его бесят блогеры, в каком кино не стал бы сниматься даже за миллион долларов и как обстоят дела с его дебютным альбомом. Для тех, кто не сильно любит буквы, внутри есть видеоверсия.


Ваня, расскажи, в каких проектах ты сейчас занят?

Из актерских историй скоро выйдет фильм «Гроза» Гриши Константинопольского. Потом состоится релиз картины «Последний бросок» Уильяма Кауфмана. Еще будет проект «#c_училища», где я тоже снялся. Много всего на самом деле. Стал еще работать художником по костюмам. Недавно состоялся мой дебют как костюмера — мои работы можно будет увидеть в фильме «Последний рейв».

Известно, что ты написал рэп к картине «Гроза». Планируешь продолжать подобные эксперименты?

Так вышло, что Григорию Константинопольскому очень нужен был рэп. А я в этом плане такой, что лучше сам сделаю: помогу Грише, и ему не надо будет кого-то искать. В итоге переделал текст Островского в рэп. На мой взгляд, клево вышло. Обычно я просто саундтреки записываю, но здесь впервые задействовал свой голос.


О дуэте не думал?

Была дружба с Кирюхой Толмацким. Успели даже сделать один трек, но там только мой минус. Вот с ним с удовольствием бы поработал, но уже поздно. Но я скорее музыкант, чем «читака», поэтому интереснее минусовки писать.

Кого можешь выделить из современных российских рэперов? 

Хаски, пожалуй. Мне очень сложно с русским рэпом. Всегда нравился «Кровосток», еще бы раннего Дельфина отнес к рэпу. Из молодняка не нравится никто. У них нет ничего личного, только какие-то кривенькие копирочки. Знаешь, есть такое понятие, как быстрая мода: масс-маркет берет силуэт с подиума и упрощает. Мне кажется, что в России по такому же принципу делается рэп. Ребята особо не заморачиваются: «Так, а что сейчас модно? Дрейк? Давайте сделаем пару клипов, как он». А, например, Тимати, на мой взгляд, никакого отношения к хип-хопу не имеет.

А у тебя есть проекты, за которые стыдно?

Конечно. От одного из первых фильмов не мог отмыться еще пять лет. Все круги ада прошел. Лучше сниматься реже и не светиться на каждой премьере в красивом пиджаке, зато отвечать за каждый шаг.

В каком фильме хотел бы сняться, с кем поработать?

Мечтаю посотрудничать с Джимом Джармушем и Ларсом фон Триером. Из наших очень нравится Григорий Константинопольский, с которым и так работаю. А вообще интересных людей много. Иной раз думаю, что лучше вообще ничего не говорить о желаниях. Вселенная и так услышит.

Как относишься к переменам? 

Я адски люблю зону комфорта — я домосед. Но вместе с этим понимаю, что когда долго все плохо, то ждешь перемен.

А когда они случаются и, допустим, не очень хорошие, то, конечно, расстраиваешься. Но я верю в людей. Просто нужно чуть меньше фантазировать, потому что очень грустно, когда все сбывается совсем не так, как загадывал.

У тебя так было?

Да, несколько раз. Приведу простой пример: когда зовут в какой-то проект на главную роль. Режиссер, сценаристы, все в восторге от твоей кандидатуры: «Боже, какое попадание! Как все замечательно». Костюмы уже сшили, усы приклеили. Проект длинный: 108 съемочных дней, два сезона. Ты весь расцвел. И ровно за день до старта съемок всем присылают письмо, что картину решили закрыть без объяснения причины. А ты уже отменил съемки на полгода вперед, чтобы расчистить место. Вывод такой: не надо ждать. Нужно ко всему относиться по факту. Вот дали яблоко в руку, значит, оно есть. Если только пообещали, то нет гарантии, что ты его получишь.

Ваня, ты сказал, что домосед. А где тебя можно встретить?

Я люблю есть. Очень радуюсь классным фудкортам, которые появляются. Нравится «Депо», «Джаганнат». Люблю Jam Club — отцовский джазовый клуб. А так обычно дома время провожу: и кино там смотрю, и друзей собираю.

Инстаграм — это твой блог? Как ты его ведешь?

Это никакой не блог. Там отсутствует систематическая выкладка. Появляется мысль — пишу. А если нет, то неделями могу ничего не выкладывать. Никогда не хотел, чтобы инстаграм превратился в обязанность и занимал по три часа в день. Срочно нужен пост. О чем? О жизни? Не моя история. В основном, я делюсь рассказами: про животных, крабов. Не промолчу, если что-то сильно затронуло — как, например, история с Тимати. Понимаю, что без соцсетей тоже нельзя. Так или иначе все мои профессии публичные: одежда, музыка, кино.


Как относишься к блогерам? Я так поняла, что не очень…

Был такой интересный опыт. Меня пригласили провести несколько уроков для деток, которые каким-то образом планируют связать жизнь с кино. В аудитории собралось человек тридцать разного возраста: от шести до 20 лет. Спрашиваю: «Кто хочет работать в театре?» Ни одной руки. В кино? Две-три. В сериалах сниматься? Пять желающих. Оказалось, что большинство мечтают стать блогерами — модными, трэвел-блогерами, еще какими-то. 

Круто, когда есть подписчики и можно сотрудничать с брендами. Но когда я пошел в кино и театр, вообще не существовало таких понятий, как инфлюенсер, инстамодель. И вот сейчас радуюсь, что инстаграм стал лайки убирать. Прямо вижу, как горят все эти люди, и мне так нравится!

Но есть блогеры, которые появлялись еще на заре, когда войны за лайки не было. Те ребята круто рассказывали о еде, японских мечах, о чем угодно. А потом пришли эти: «Эй, всем привет!» Ничего не рассказал, а девять миллионов подписчиков. За что? Скулы красивые… Блогеров, которым симпатизирую, можно буквально по пальцам пересчитать. Женя BadComedian, Поля из Деревки... Кто еще? Ну, если покопаться в памяти, то, может, еще имена всплывут.

А что еще не нравится в блогерах?

Просто для меня все это как фильм ужасов... Например, все лайфстайл-блогеры очень однотипные. Как правило, это инстаграм в бежевых тонах с фотографиями из отеля в Таиланде, спа, ресторана... Смотришь и думаешь: «Как же здорово иметь такую жизнь! Еще и мужчина рядом». А бывает, что в реальности этот блогер ничего не успевает, все достало, но надо что-то выложить. Например, есть условная Анжелика, она классная и красивая. Лежит в спа в Турции. На нее подписаны 20 тысяч человек, которые живут в «жопе». И у них, разумеется, отсутствует понимание, почему Анжелика в шоколаде. Думают, что, если будут ее слушаться, все будет хорошо. А вот нет! Это какой-то сатанизм и обман. 

А у тебя есть зависимость от гаджетов?

Да, но я пытаюсь отучиться. Например, хотя бы телефон не брать сразу после пробуждения. Потом еще весь этот скроллинг в инстаграме и фейсбуке. Мы смотрим на жизнь других и невольно начинаем сравнивать: «Чего это он сейчас в Таиланде? А еще у него пресс есть». Все это левые вещи, которые не имеют абсолютно никакого отношения к реальной жизни. Поэтому стараюсь фильтровать, убираю все лишнее. Ну не хочу знать, кто какой салат ел и почему разошелся с женой. Сейчас я подписан в основном на страницы интересных брендов.

Как давно занимаешься дизайном одежды?

Три года вроде бы. Просто всегда очень любил шмотки: скупал тонны вещей в секонд-хендах и переделывал под себя. Когда друзья стали спрашивать, откуда сокровища, решил выпустить линейку. Первый блин был не комом, но с большими пузырями. Конечно, до серьезного бизнеса еще далеко, но я и не стремлюсь в фаст-фэшн. Скоро буду новую коллекцию рисовать. Обожаю то, чем занимаюсь.

Ваня признается, что с детства обожает одежду, которую раньше скупал тоннами в секонд-хендах //Фото: Алина Яровая
Несколько лет назад Макаревич-младший запустил собственный бренд, у которого сразу появились поклонники //Фото: Алина Яровая

Кто-то помогает?

Я сам создаю эскизы, покупаю ткани и нитки. Есть конструктор, которая занимается лекалами. Я же расписываю все до миллиметра, и мне отшивают.

Где приобрел самые ценные сокровища?

Крутые вещи всегда находил за границей — что-то из Штатов, что-то откапывал в больших винтажных магазинах Амстердама. Там есть где развернуться. И все стоит дешевле в тысячу раз. За четыре доллара можно найти куртку, которую потом полжизни будешь носить. И это здорово.

Расскажи про любимую вещь?

У меня есть джинсы, которые купил на Ebay у какой-то бабушки из Массачусетса. Это штаны ее мужа, но что он в них делал, не знаю: они такие протертые, буквально все в дырочку. Помню, как американские дизайнеры удивлялись: «Как ты это сделал?» А цена вопроса всего два с половиной доллара. Хожу в них уже лет восемь, любимейшая вещь.

А для родителей что-то шил?

Отец, мама и другие родственники ходят в моих вещах. У папы есть несколько костюмов, которые я сделал. Люблю радовать близких.

Чему посвятишь новую коллекцию?

Я дикий задрот и с детства люблю комиксы. Для меня это отдельный мир. Каждый год хожу на фестиваль Comic Con Russia. Я насмотренный, так что примерно понимаю психологическую составляющую такого творчества. У ребят, которые давно и серьезно занимаются играми и аниме, очень сложные отношения с социумом, они интроверты. Вот буду делать линейку про них.

Где можно купить твою одежду?

В инстаграме (@jamesoclahoma), «Цветном», шоуруме No Name.   

Подписчики подбрасывают идеи?

У меня не так сильно налажена связь с ними, но, может, это к лучшему. Тут два пути. Вот у моего друга Тимура есть бренд «Мурмуризм», который построен на постоянном диалоге с покупательницами. Мне же всегда очень нравились бренды, производящие впечатление какой-то недосказанности. Это как фильм, который не до конца понял. Воспринимаешь как искусство и сам додумываешь.

Судя по инстаграму, ты очень любишь животных. Я права?

Я дружу с приютом «Бим». Мы либо напрямую помогаем бездомным братьям меньшим, либо нет. Например, недавно выпустил футболки с принтом в виде собак и часть средств от продаж перевел в помощь.


У тебя есть животные?

Сейчас нет, но когда перееду в свой дом, то заведу полный набор: корову, козу, гуся, собаку, кошку…

Целое хозяйство хочешь?

О, боже мой, да!

И из дома не выходить?

Ну, ты пообщался с ними, зашел обратно.

Часто ли обращаешься за советом к родителям?

Существуют вещи, с которыми не дружу всю жизнь: бухгалтерия, бумаги всякие. В плане деловых отношений трудности случаются, ведь я все еще немного наивный и доверчивый в этом отношении. Если человек понравился, то сразу готов работать и даже контракты не подписывать. Иногда, когда попадаю в дурные ситуации, то могу посоветоваться с родителями. Лет в 16, конечно, регулярно консультировался с отцом насчет театральных студий и проектов. У папы очень хороший вкус.

Как относишься к критике?

Нормально. На самом деле нужные замечания бывают крайне редко. Обычно это просто поток камушков. Я дико самокритичный, поэтому редко снимаюсь, шью коллекции. Альбом, который хотел выпустить еще в мае, пока не готов…

Расскажешь про него?

Я всю жизнь создаю музыку, но редко об этом говорю. У меня есть аудитория — несколько тысяч человек. Не только в России, но еще в Штатах и Японии. Часто думаю, что все уже написано, чего я еще со своей музыкой полезу. Просто выкидываю треки в Сеть и смотрю на реакцию, хотя это неправильный подход. Когда долго варишься во всем этом, то начинаешь слышать больше, чем другие. Так же и с одеждой. Никогда не попадаю в сезон, потому что могу шить год.

Ты писал в инстаграме, что российским режиссерам не стоит гнаться за иностранными. Как думаешь, в чем главная проблема отечественного кинематографа?

У нас отвечающие за искусство такое говорили, что никакой культуры быть не может. Впрочем, их уже отправили в отставку.

Кто, например?

Вспомним историю про доцента Олега Соколова, который зарезал девушку. И вот Мединский (экс-министр культуры России. — Прим. SRSLY) спросил: «А чем вам не понравился Соколов, если Джокер полюбился?» Он же считает, что увлекаться комиксами могут только умственно отсталые. 

Когда стал работать с Гришей Константинопольским и ездить на «Кинотавр», немного изменил мнение насчет отечественного кинематографа — увидел, что все же есть хорошие фильмы. И вдруг снова падение, и такая стыдная трешня выходит на экранах.

А людям нравится! Если премьера на центральном канале, то обязательно скажут: «Ну вот, Голливуд курит в сторонке». Да епрст, 2020 год! Ну не стыдно? Там уже никто ни за кем не гонится лет 50.

А что тебе понравилось из того, что делают наши режиссеры?

Сериал «Измены», все проекты Гриши Константинопольского, Миша Сегал, который снимает нежное и немного непонятное кино. Но их так мало…

Если бы тебе предложили миллион долларов за роль в какой-нибудь дурацкой российской комедии, ты бы согласился?

Нет. У меня были истории, когда называли ставку в четыре раза выше обычной, а потом читал сценарий и понимал: «Ой, нет, это похоже еще и про патриотизм какой-то, причем ложный, и с жутким юморком». Пытался переубедить себя: «Да хорош, успокойся. Надень синий пиджачок с футболкой. Иди на премьеру, фотографируйся, обнимай продюсеров и беги на госзаказы».

Зато сразу бы свой домик появился…

Да моментально! Но мне спокойнее так не делать. Но как только представляю стыд за то, что умираю внутри, меня прям отводит. Не хочу!

Но на какие-то премьеры ходишь?

Конечно, я же не затворник. Просто очень избирательно. У нас любят вешать ярлыки. Вот ты появился в неправильной тусе, и все: будут с этим местом ассоциировать. Так не хочу.

Какие девушки тебе нравятся?

Нет какого-то определенного типажа, внешность не важна. Привлекает энергетика. Бывает, сидит девушка, от которой оторваться не можешь — такая красавица. Подошел к ней, она сказала: «Привет!» И все упало внутри. А бывает наоборот, когда ты понимаешь: «Господи, я хочу с ней жить».

Поделись планами на 2020 год.

Делать все то же самое, только еще лучше. Кино, музыка, одежда.

Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова