Несмотря на то, что до полной победы над коронавирусом еще далеко, а скептики предсказывают вторую волну пандемии, музыкальная индустрия подводит кое-какие итоги прошедшего кризисного периода. Даже если болезнь вернется, эти три месяца можно расценивать как уникальный эксперимент над людьми, в том числе — над их потребительскими привычками. Едва ли не самый очевидный тренд этого времени — резкий рост онлайн-потребления всевозможного аудиовизуального продукта, в том числе музыки.
В недавнем материале ForbesLife о рынке онлайн-концертов сформулирована мысль о том, что без спонсорской поддержки такие выступления — не бизнес, и вся сверхъестественная статистика, которую приводят цифровые платформы, все эти миллионы кликов, о которых они сообщают, отчитываясь о концертах в интернете, — не более чем игра с цифрами. В тех случаях, когда музыканты тестировали модель выступлений за пожертвования, до самих исполнителей от этих донатов доходила лишь ничтожная часть. В России никто из больших артистов со стадионным потенциалом не рискнул сыграть за донаты, все выступили на деньги спонсоров и самих платформ. Никто из так называемых кассовых музыкантов не пошел ва-банк.
За рубежом совсем другая ситуация.
В начале лета рекорд по аудитории онлайн-концерта поставила корейская группа BTS. 14 июня главные герои k-pop сыграли программу под названием Bang Bang Con: The Live для 750 000 зрителей из 107 стран, каждый из которых заплатил за билет от 24 до 32 долларов. Доход от концерта составил 18 млн долларов. Это, конечно, совсем иной уровень разговора, нежели выступления в Сети русских поп-артистов, оплаченные рекламными бюджетами.
Продакшн концерта BTS был гораздо внушительнее, нежели привычные для нас декорации, напоминающие обычную телестудию с дополнительным концертным светом. Для BTS были сооружены две большие сцены и пять специально декорированных комнат. Зрители могли самостоятельно переключаться между шестью разными ракурсами. Кому-то нравился вариант «экран смартфона», а кто-то наслаждался общим планом с музыкантами и балетом.
756 600 зрителей (такова точная цифра в момент наибольшего числа подключений) — это эквивалент пятнадцати стадионных шоу, пишет профессиональное издание концертной индустрии IQ. И это не автоматический учет любого, даже секундного просмотра концертного эфира в ленте соцсети (что дает русским артистам цифры с шестью нулями), а реальные люди, купившие реальные билеты.
Такие показатели могла получить только группа с феноменальной фанатской поддержкой.
Группа BTS была сформирована в 2013 году ведущей продюсерской компанией сегмента k-pop Big Hit Entertainment. На сегодняшний день это единственный корейский коллектив, чей альбом, благодаря усилиям фанатов, дебютировал в чарте Billboard 200 на первом месте и продержался там семнадцать недель. Это прошлогодний альбом Map Of The Soul: Persona.
100-минутный концерт Bang Bang Con: The Live вошел в историю как самый посещаемый виртуальный концерт, на который продавались билеты. Причем члены фанатского объединения ARMY, поддерживающего BTS по всему миру, имели возможность купить билеты на $8 дешевле, нежели обыкновенные зрители.
Талант зарабатывать онлайн BTS продемонстрировали еще год назад, когда вдобавок к 120 тыс. билетов, проданных на два концерта на стадионе Wembley, они реализовали еще 140 тыс. доступов к онлайн-трансляции этих концертов и заработали на этом дополнительные 3,5 млн фунтов.
На первый взгляд, такие сенсационные цифры — удел только нескольких топовых артистов с очень молодой аудиторией, которая готова платить за любые варианты взаимодействия с кумирами. Однако, судя по последним событиям в американской концертной индустрии, онлайн-трансляции останутся на повестке дня и после того, как поразивший планету недуг отступит, а концерты вернутся в обиход.
Крупнейшие мировые концертные операторы — Live Nation и AEG — недавно заявили о радикальных переменах в отношениях с артистами. Теперь на плечи исполнителей ложится гораздо больше ответственности. Например, до выступления артисты будут получать только 10% от оговоренной в контракте суммы гонорара, и то — только при выполнении маркетинговых обязательств. Остальное — после концерта. А если концерт отменен из-за плохих продаж билетов, артист получит только 25% фиксированного гонорара. То есть теперь артистам не так-то просто будет отказывать журналистам в интервью — работа со СМИ впрямую сказывается на их заработке. Что же касается онлайн-трансляций, то теперь музыканты обязаны обеспечить съемку своих выступлений и передать сигнал партнеру — телекомпании или стриминг-сервису. А работа со спонсорами, которые чаще всего и финансируют трансляции, полностью переходит в зону ответственности промоутеров. Отныне артист не может запретить устроителю выступления осуществлять стриминг концерта под брендом спонсора.
Так промоутеры снижают свои риски. Формат, который в упомянутой статье ForbesLife назван «историей на один раз», приживается не только как вариант домашнего досуга, но и как источник дохода. Надо только научиться этот доход извлекать.