Частный коллекционер из Валенсии решил очистить принадлежащую ему копию картины Мурильо «Непорочное зачатие», созданную в XVII веке. Для этого он обратился к специалисту по реставрации мебели, который мало того, что изменил лицо изображенной на полотне Девы Марии до неузнаваемости, так еще и потребовал с заказчика 1200 евро за проделанную работу.
Когда владелец картины увидел результат, он потребовал, чтобы реставратор все исправил, но это решение обернулось роковой ошибкой: после второй попытки все стало еще хуже и некогда юная Дева Мария обзавелась бровями-ниточками в стиле начала 2000-х, не очень удачным макияжем и ярко накрашенными полными губами. Теперь обладатель копии работы испанского живописца отчаянно ищет того, кто сможет вернуть все как было.
Этот инцидент спровоцировал бурную дискуссию в испанском сообществе, занимающемся восстановлением и сохранением предметов искусства, и натолкнул его членов на мысль о том, что Испания должна более строго регулировать вопросы сохранения своего национального наследия.
«Работы, которые подвергаются непрофессиональному вмешательству, могут быть необратимо испорчены», — заявила в своем интервью изданию Europa Press Мария Борха, вице-президент испанской профессиональной ассоциации реставраторов и хранителей предметов искусства.
«Непорочное зачатие» стало уже далеко не первым печально известным случаем неудачной реставрации. Примеры работ низкоквалифицированных реставраторов нередко попадают в интернет и становятся мемами. С одной стороны, наблюдать за всем этим достаточно забавно, но если воспринимать ситуацию серьезно, то она крайне губительна для мирового культурного наследия. За последние несколько лет в одной только Испании было испорчено множество работ, которые за годы своего существования пережили войны и революции, но пали жертвами горе-реставраторов.
К примеру, в 2012 году прихожанка базилики Santuario de la Misericordia в испанском городке Борха решила восстановить фреску Элиаса Гарсиа Мартинеса Ecce Homo, которую художник создал в начале XX века. Хотя женщина и преследовала исключительно благие намерения, ее навыков оказалось недостаточно для качественной реставрации, и фотографии работы разлетелись в Сети под названием «Пушистый Иисус».