Интервью, Интервью — 21 марта 2020, 10:24

Как делают Baza. Большое интервью с Никитой Могутиным

Текст:
Саша Мансилья,
главный редактор
Очень любим телеграм-канал Baza, и поэтому за несколько месяцев до старта SRSLY решили, что нам обязательно нужно сделать интервью с Никитой Могутиным. Написали ему в фейсбуке, он довольно быстро ответил, и понеслась. Узнали много: кто ведет телеграм-канал Baza, на какие деньги существует проект, почему у Никиты нет высшего образования и какие медиа он считает «пустыми» (надеемся, в эту категорию мы не попадем).

Самый неочевидный вопрос, который только можно было задать Никите Могутину. Почему ты ушел из Mash?

Вааааау!

Ладно. Почему ваше юрлицо называется ООО «4 кота»?

Наконец-то хоть кто-то спросил! Мы особо долго не думали над этим названием. Просто однажды осознали, что на следующий день надо ехать на регистрацию нашего ООО, а названия до сих пор нет. Тогда мы в панике начали придумывать. Вариантов было много, но Толя Сулейманов (сооснователь BAZA. — Прим. ред.) как любитель котов (да и все мы их любим) говорит: «Давайте назовемся “коты”! Ну или что-нибудь с котами!». А мы ему: «Четыре кота». Я стал всех уверять, что над нами будут все смеяться. Название все-таки решили оставить. 

Ты в конце января написал в фейсбуке, что вам нужны авторы, обещал хорошую зарплату. Сколько вы платите авторам?

Смотря каким и за что. Вообще те условия, которые мы предлагаем, очень хорошие по рынку. Например, за самый простой текст мы платим обычно не менее 10 тысяч рублей. Если тема эксклюзивная, то можно получить до 50-60 тысяч. Например, человек, который помог нам с домом друзей Собянина, получил больше 30 тысяч, потому что у него есть фактура, и он очень активно участвовал в создании этого материала. Его личность мы не раскрываем.

Работаем мы круглосуточно, постоянно добываем информацию, пишем большие материалы

Сколько человек у вас работает?

В редакции примерно 40 человек, может, чуть меньше. В их числе монтажеры, ночные дежурные, дневная бригада. У нас большая информационная служба, в ней около 15 человек — самые сильные новостные продюсеры. Новости получаем либо от их знакомых, либо от пользователей, у нас очень развит UGC (user generated content). Юзеры присылают нам информацию везде, где только можно. Такой контент новостная служба всегда проверяет: нельзя же просто так доверять словам какого-то человека. Работаем мы круглосуточно, постоянно добываем информацию, пишем большие материалы. 

Сколько человек ведет телеграм-канал Baza?

Двое. Я и Никита Храмцов. 95 процентов пишу я, остальное он.

А рекламу на каких условиях публикуете?

В телеграме у нас есть рекламные интеграции на уровне пиара: мы делаем их только в том случае, если нам это интересно. Мы не рекламируем другие телеграм-каналы, алкоголь, табачную продукцию, казино и далее по списку. Плюс, мы не занимаемся джинсой (сейчас ее называют «нативкой»). В крайнем случае мы можем в том или ином виде разместить инфоповод компании, которая хочет привлечь внимание к чему-то. Да и то вряд ли мы поставим просто какой-то анонс, это неинтересно.

Его размещаете как раз за деньги?

Да, это будет уже реклама. Ее стоимость зависит от того, что и как надо делать. Сразу же отмечу: нам неинтересно работать с текстовыми форматами. Если мы работаем с партнером, то мы лучше сделаем для него целый спецпроект. К счастью, у нас нет острого чувства голода, и мы можем себе позволить браться только за то, что интересно нам самим.

На чем вообще зарабатывает Baza?

В основном на спецпроектах. За счет них, рекламных интеграций и разных пиар-возможностей типа пиара или джиара (GR —  выстраивание отношений с органами власти. — Прим. SRSLY) мы уже почти целиком отбили бюджет. Так делает большинство новых медиа. Дело в том, что активности на самой площадке приносят не так много — гораздо больше можно заработать за счет проектов вовне, делая что-то под клиента. Спецпроекты у нас на сайте и игры в нашем приложении — это пример механик, которые мы можем реализовывать. Многим эти проекты нравятся, они приходят к нам, чтобы мы им тоже что-то такое придумали и разработали. 

Кстати о приложении. Сколько может заработать человек, отправляя вам новости?

Заработать можно очень даже неплохо. От 500 рублей до нескольких десятков тысяч. Зависит от эксклюзивности новости.

Какие новости вы берете, а какие — нет?

Нас интересует тот контент, которого нигде нет, и важно, чтобы он был очень значимый. Можно, конечно, отправить дикпик и думать, что вам за это заплатят, но не надейтесь. Ох, сколько я их видел! Таких фоток нам приходит немало, но все-таки у нас, к счастью, большое количество хорошего новостного контента. Какой-то размещаем быстро, а какой-то оказывается настолько крутым, что мы просим отправителя узнать еще какие-то еще подробности и начинаем сами рыться.

Сколько человек уже скачало приложение?

Кажется, чуть больше 100 тысяч скачиваний. Активная аудитория у нас достаточно неплохая, читают постоянно. Но приложение — это всегда очень сложно. Если вдруг кто-то, кто собирается выпускать свое медиа, будет читать эти строки, прошу вас, подумайте сто тысяч раз, прежде чем делать свое приложение. Запомните: люди не любят что-либо скачивать. Уже прошло то время, когда мы бесконтрольно скачивали приложения. Сейчас все наши экраны настолько заполнены, что идет война за самое необходимое. Если ты создал приложение, то должен понимать, что оно будет бороться за место с иконкой, например, телеграма. И телеграм победит, потому что он мессенджер. Тебе нужно для себя четко обозначить цель: чем ты отличаешься от всех, зачем тебя скачивать.

Фото: медиафорум «Планёрка»

Сколько ушло времени на разработку приложения?

В общей сложности несколько месяцев. Сама идея приложения сформировалась у нас достаточно быстро, а вот разработка заняла гораздо больше времени. На это еще накладывалось отсутствие опыта работы с мобильными приложениями у всей команды.

А сколько это все стоило?

Очень дорого.

Дополненная реальность — это то, как мы видим технологии ближайшего будущего

Зачем вам дополненная реальность в новостном приложении? Ведь сделать AR — это всегда сложно. 

Дополненная реальность — это то, как мы видим технологии ближайшего будущего. В нашем случае она плотно связана с происходящими событиями. Например, под матч нашей сборной мы создали копию Артема Дзюбы, который бьет по воротам, под финал «Игры престолов» — летающего дракона, который при случае может сжечь твоего кореша. Под штурм «Зоны 51» в США мы запустили игру, где можно убивать инопланетян и освобождать звезд, которых держат в ангаре в «Зоне 51». В прошлом году к 9 мая мы делали выход на крышу Рейхстага. По фотографиям нам удалось воссоздать саму крышу и то, как выглядел Берлин 8-9 мая 1945 года. Ну и, собственно, пользователь тоже может увидеть то, что видели Егоров и Кантария.

Штурм «Зоны 51»/приложение Baza
Штурм «Зоны 51»/приложение Baza

А этой функцией вообще часто пользуются?

Интерес к ней стабильно нормальный. Не могу сказать, что там какие-то потрясающие цифры. Массы пока дополненной реальностью не увлекаются. Начнут они это делать только тогда, когда появятся нормальные очки. Например, я вот с тобой разговариваю, а у меня справа, в воздухе, всплывает экранчик, и я сообщение отправляю. Или имя твое над головой вырисовывается. 

Еще такой момент: большое количество бюджетных устройств не поддерживают дополненную реальность. Поэтому когда ты строишь свои проекты на основе дополненной реальности, ты должен понимать, что людей с недорогими смартфонами ты выбесишь. Они захотят этой функцией воспользоваться, но не смогут, и отношение к тебе и твоему продукту испортится. 

Сколько стоило разработать NewsAR?

Нельзя сказать, что это очень дорого стоило. Хотя нет, это неправильная фраза. Это стоит очень-очень дорого относительно вообще всего остального. Короче: это прям дорого.  

Откуда у вас на все это деньги? Кто ваши инвесторы?

Инвесторы — это мы сами, те самые четыре кота. И деньги тоже наши. Привлекать кого-то стороннего мы пока не планируем. Если соберемся реально масштабироваться, то уже будем искать дополнительных инвесторов.

Вы делаете очень резонансные материалы. Не было проблем из-за каких-то публикаций?

С угрозами пока не звонили. Даже на наши достаточно острые материалы почему-то никто не отреагировал. У меня вообще сложилось впечатление, что власти предпочитают делать вид, что нас нет. Вот мы о чем-то пишем, а они думают: «Если мы не будем шевелиться, эти чуваки подумают, что мы мертвые, и уйдут». А нам же так хочется хоть какой-то реакции на то, что мы делаем. Тот же взрыв в Магнитогорске: такую работу проделали, снимали, писали. Мы думали, что, может, хоть кто-то что-то скажет! Ну пожалуйста! Но нет, у них логика такая: если не смотреть, оно меня не укусит.

Единственное, на что способны многие журналисты — это переписывать пресс-релизы и интерпретировать слова пресс-секретарей

Есть ли темы, на которые вы по каким-то соображениям не будете писать?

Нет, мы пишем обо всем. Больше всего нас интересует, о чем остальные писать либо не хотят, либо не умеют. В России вообще очень много журналистов, которые кричат, что им ни о чем нельзя писать, никуда нельзя шевелиться. Ну хорошо, допустим, им разрешили писать вообще обо всем. Так они же ничего не могут! Многие из них — профессионалы лишь у себя в воображении. Единственное, на что они способны — это переписывать пресс-релизы и интерпретировать слова пресс-секретарей. Но почему-то эти люди считают себя вправе судить о деятельности Baza, размышлять, можно ли считать Baza журналистикой или нет, можно ли считать наши расследования расследованиями. Ни на секунду не умаляю ценность их труда — кто-то же должен переписывать пресс-релизы — но, чуваки, давайте не будем сравнивать то, что делаете вы и что делаем мы.

Слушай, а как ты вообще сейчас оцениваешь выпускников журфака, скажем, МГУ? Ты ведь тоже его закончил.

Нет, у меня нет высшего образования. Мне стало скучно на журфаке, и я ушел, стал работать в «Коммерсанте» внештатником. Я просто понял, что опережаю на световые годы своих одногруппников, а они живут в каком-то иллюзорном вакууме учебников. Например, эти ребята прекрасно знают, как устроен принтер. На журфаке есть такой предмет «Техника СМИ». Не поверишь, но на нем правда рассказывают, как пользоваться принтером. Экзамен по этому предмету я сдал с третьей попытки.

Сейчас сказать, что у тебя есть телеграм-канал — значит расписаться в том, что ты не смог ничего нового придумать

У Baza есть еще сайт. Планируете его как-то развивать?

Сайт у нас сейчас пока мало выражен. Он больше работает как площадка для спецпроектов. А вообще мы все делаем по принципу mobile first: когда что-то разрабатываем, то в первую очередь смотрим, как это будет выглядеть на мобильных устройствах. А на десктопе главное, чтобы не выглядело уродливо.

Мы будем скоро делать нормальный сайт — ничего особенного, просто удобный. Из-за того, что сейчас он не очень, мы теряем определенный процент аудитории, которой привычнее потреблять новости через агрегаторы, куда могут попадать ссылки на наш сайт. Честно говоря, я считаю, что новостное потребление сейчас в глубочайшем кризисе. Новых идей нет. Вот телеграм выстрелил. Все поняли, что это удобно, и решили, что будущее за ним. Но какое это будущее? Телеграм уже надоел, это глубокое прошлое. Сейчас сказать, что у тебя есть телеграм-канал — значит расписаться в том, что ты не смог ничего нового придумать.

А у тебя есть какие-то мысли, что делать, чтобы выделяться на фоне других?

Пока нет какой-то новой революционной идеи, как давать людям информацию: нужно быть удобным и, что важно, всеохватывающим. Кому-то удобнее получать ее через сайт, через агрегаторы, кому-то — через соцсети, а кто-то признает только видеоформат, поэтому смотрит ютьюб. Еще важно, чтобы контент не был везде одинаковым, а упаковывался непосредственно под площадку. Везде разные модели потребления.

Фото: медиафорум «Планёрка»

Расскажи, как решает эту задачу Baza.

Ну вот, например, наш инстаграм: он очень сильно отличается от всего остального. Это просто что-то прикольное, яркое, красочное, игровое. Другое дело — тикток. У нас, кстати, самый популярный аккаунт в тиктоке среди всех российских медиа: на Baza подписано больше 160 тысяч человек, хотя подписчики там никакой роли не играют. Когда мы его создавали, то отдавали себе отчет в том, что аудитории тиктока новости не нужны. С ней нужно разговаривать на языке тиктока и давать ей информацию, важную именно для этой платформы. Тикток — это замкнутая экосистема. Не надо пытаться людей оттуда вытащить или куда-то перелить. Работай с ними прямо там и не пытайся втюхать в то, что им на самом деле не нужно. Это главная ошибка всех российских медиа, которые завели аккаунты в тиктоке и провалились с ними. Они решили, что если работают с новостями, то и там надо тоже рассказывать новости. Просто под веселую музыку.

Тебе самому кто в тиктоке нравится?

Я дикий фанат тиктока! Причем мне больше нравится американский, чем наш или китайский. Он очень качественный. Там совершенно другое отношение к созданию видео. Звезды российского тиктока — это девочки и мальчики, пляшущие и переодевающиеся, а звезды американского — люди, умеющие делать очень хороший моушн. Один из моих любимых —  Josh Watson. Подпишись на него, посмотри, что вытворяет!


А на какие телеграм-каналы подписан?

Телеграм-канал с интересными фактами, с гифками, «Черных и его коростели» — это канал Саши Черных, журналиста «Коммерсанта», «Беспощадный пиарщик», «Лось (19,6)» — канал Димы Колодина, сммщика PornHub, «Гей на передержке» Красовского, Meduza, «Лентач», «Павел Чиков — глава Агоры», ну и вот все в таком духе.

У Baza есть маскот, который в тиктоке болтает с блогерами. Откуда он взялся?

Я его называю Свиноеж, но на самом деле это просто еж Базон. Мы создали его, потому что нам нужен был какой-то персонаж, который будет нас представлять. Время безликих проектов ушло, сейчас нужны голоса и личности. Пользователю очень важно понимать, что за контентом, который тебе дают, стоит кто-то живой. Вот мы и задумались о маскоте. Тогда дизайнеры прислали нам штук пять вариантов маскота. Из всех них мы выбрали Ежа, а для них это был и не вариант вовсе: они просто развлекались, рисуя его. Теперь везде, где мы снимаем офис, мы всегда рисуем на стене нашего Свиноежа.


Ты сам сказал, что никто не создает ничего нового. Вот вы создали тикток, телегу, дополненную реальность. Что дальше?

Нам нужны большие цифры и контент гораздо разнообразнее того, что есть сейчас. Будем масштабировать все существующие площадки, усиливать на них наше присутствие. Все, кроме, пожалуй, «ВКонтакте»: от него я вообще не вижу проку. Я вообще считаю, что эта соцсеть умирает. Лично у меня нет ни одной причины туда заходить. Мы будем делать упор в первую очередь на наши видеоформаты и на дополненную реальность. Запустим несколько больших форматов на ютьюбе и, конечно, будем развивать тикток: в эту площадку мы верим как ни в одну другую. Если ничего кардинально не изменится, то эта соцсеть может стать главной в этом году.

В интервью Сурвилло ты говорил про пустые медиа. Что для тебя пустое медиа?

Для меня самое страшное — это не пытаться что-то поменять, а просто существовать. Огромный процент российских медиа просто дышит. Понимаешь, такие витальное существование: просто дышит, ест, ходит в туалет. Зачем это все? Ведь никто даже не заплачет, если оно закроется. Журналистика должна оказывать влияние на умы на массы, что-то двигать, изменить ситуацию, повлиять на нее. Быть этакой четвертой властью. Ее должны бояться жулики. Сейчас слишком много всего и слишком все одинаково. Все словно боятся выделиться.

В том же интервью ты еще говорил, что хочешь написать книгу. Расскажи об этом.

Да, я понимаю, насколько смешно в XX веке писать книгу, но если ты очень любишь слово, то, наверное, тебе очень хочется написать книгу даже для самого себя. Книга — это отличный способ самоанализа. Поэтому если ты выбираешь какой-то сюжет, очень важно чтобы он был прям твой, плоть от плоти, кровь от крови. Чтобы, возможно, к концу повествования ты бы сам пересмотрел свои взгляды. Я бы хотел написать такую книгу, которая поможет пересмотреть свою жизнь не только мне, но и еще кому-то. У меня есть конкретная тема, которая мне кажется очень важной для людей на постсоветском пространстве. Это такое неотрефлексированное воспоминание.

Фото: Медиафорум «Планёрка»
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»