Обзоры, Музыка — 7 мая 2023, 17:50

«Мне нужно было, чтобы мир забыл про меня». Эволюция M83 от космического эмбиента до шугейз-гимнов и поп-хитов

Заслушав новый альбома M83 «Fantasy» до дыр, решили проследить эволюцию группы на примере ключевых синглов, малоизвестных треков и ремиксов за все время существования.

M83 — Unrecorded (2003)

Первые демки, записанные с помощью одного синтезатора, француз Энтони Гонсалес начал рассылать по лейблам еще в 17 лет, а первый альбом под вывеской M83 выпустил, когда учился в колледже. Пластинка, которая так и называлась — M83, была записана самостоятельно на восьмидорожечный магнитофон в дуэте с единомышленником Николя Фромажо, потому что, по словам Гонсалеса, «он не был уверен, что сможет со всем справиться в одиночку». Релиз не пользовался сколько-нибудь заметным успехом, но, несмотря на это, дуэт юных французских экспериментаторов продолжил работу, и уже второй лонгплей M83 — Dead Cities, Red Seas & Lost Ghosts 2003 года — привлек внимание критиков, буквально рассыпавшихся в многочисленных комплиментах.   


В качестве источника вдохновения Гонсалес взял классику шугейза — культовый альбом My Bloody Valentine «Loveless», только вместо гитар использовал синтезаторы. Стена звука, созданная M83, была настолько мощной, что могла обескуражить и даже напугать. Неопсиходелия и искаженное звучание шугейза здесь переплетались с электроникой в духе Boards Of Canada, а местами M83 внезапно забирались на территорию то Жан-Мишеля Жара, то Брайана Ино. 

На выходе получились очень кинематографичные композиции, будто написанные для какого-то сай-фай-хоррора. Например, трек Unrecorded легко вписался бы в самые кульминационные моменты саундтрека к постмодернистскому зомби-хоррору Дэнни Бойла «28 дней спустя».

M83 — In the Cold I'm Standing + I Guess I'm Floating (2005)

Расставшись с Фромажо, Гонсалес отправился в сольное плавание и записал пластинку Before the Dawn Heals Us, под которую, по словам рецензента Pitchfork, легко представить, что будто левитируешь. Все, что нужно, — это просто закрыть глаза. 

Знакомые по предыдущему релизу синтезаторные боевики здесь разбавлены пышными эмбиентными композициями. Драматичная In the Cold I'm Standing, как и обложка альбома, явно вдохновлены саундтреком к «Бегущему по лезвию», а I Guess I'm Floating — творчеством Брайана Ино. В честь последней был назван популярный блог об инди-музыке из 2000-х, а сама фраза, которую можно перевести как «Похоже, я завис над землей, парю по воздуху», стала крылатой.


После Before the Dawn Heals Us стало очевидно, что в коллекции винтажных винилов у Гонсалеса есть не только Жан-Мишель Жар и My Bloody Valentine, но и, например, Pink Floyd. Но при этом стало совершенно неочевидно, в каком направлении двинется музыкант на следующем своем релизе.

Bloc Party — The Pioneers (M83 Remix) (2005)

После успеха Before the Dawn Heals Us на Mute Records был перевыпущен первый альбом M83, а к Гонсалесу за ремиксами толпой побежали актуальные на тот момент инди-музыканты в диапазоне от Bloc Party до Placebo, а также гиганты вроде Depeche Mode. Ремикс на композицию «The Pioneers» Bloc Party впоследствии был использован в саундтреке к третьему сезону Netflix-хита «Тьма».


M83 — Graveyard Girl (2008)

После выпуска экспериментального эмбиентного релиза Digital Shades Vol. 1 свой пятый альбом под вывеской M83 Гонсалес записывал в компании с именитыми продюсерами Кеном Томасом, известным по работе с Cocteau Twins, Suede и Sigur Rós, и Эваном Пирсоном, работавшим с The Rapture и Ladytron.

На пластинке, получившей название Saturdays = Youth, Гонсалес решил отдать предпочтение форме и впервые записал четко структурированные песни. По словам музыканта, основным источником вдохновения во время записи Saturdays = Youth была музыка 1980-х, в частности, британские нью-вейв-интеллектуалы Tears for Fears и шотландские классики дрим-попа Cocteau Twins, а также эстетика подростковых фильмов Джона Хьюза «Клуб "Завтрак"» и «Шестнадцать свечей». Даже на обложке альбома можно обнаружить девушку, сильно напоминающую Молли Рингуолд, исполнительницу центральных ролей в этих картинах.


«Я считаю, что 1980-е — это просто блестящий период в истории современной музыки, и альбом стал для меня поводом сделать трибьют музыке этого десятилетия, — признавался Гонсалес в интервью Analogue Magazine того периода. — Но также это посвящение моим тинейджерским годам. Когда я делаю альбом, это всегда связано с воспоминаниями о прошлом, ностальгией».

И текст и видео к песне Graveyard Girl, второму синглу с Saturdays = Youth, максимально отражены и выбранные источники вдохновения, и тема трудностей подросткового периода. «Я одновременно хотел передать ощущение юности и атмосферу 1980-х», — рассказывает музыкант о песне в пресс-релизе. Текст песни повествует о реальной девушке из юности музыканта, которая «поклонялась Сатане», но при этом «мечтала о такой сестре, как Молли Рингуолд».

M83 — Kim & Jessie (2008)

В клипе к следующему синглу Kim & Jessie вынесенные в название песни подружки катаются на роликах, но, как уверяет автор популярного в те годы музыкального издания Stereogum, «что бы вы ни думали о героинях в начале клипа, его финал, скорее всего, вас в этом переубедит».

И Graveyard Girl, и Kim & Jessie впоследствии стали одними из самых ярких шугейз-гимнов поколения 2000-х. Гонсалес не только ненавязчиво познакомил новое поколение с шугейз-наследием 1990-х, но и в результате сотворил из ностальгических лоскутков что-то совершенно новое.

M83 — We Own The Sky (Maps Remix) + Kim & Jessie (Data Remix) (2008)

На волне успеха альбома Saturdays = Youth, ставшего в широких инди-кругах тем, что принято называть мгновенной классикой, M83 отправились в туры на разогреве у The Killers, Depeche Mode и Kings of Leon. Теперь настало время, чтобы другие музыканты делали ремиксы на треки M83. Что с удовольствием и провернули актуальные молодые инди-электронщики второй половины 2000-х. Британский продюсер Maps превратил тягучую синтезаторную балладу We Own the Sky в танцевальный бэнгер, а француз DatA добавил хит-синглу Kim & Jessie атмосферы фильмов Джона Карпентера. 



M83 — Black Hole (2010)

В 2010-м Гонсалес, всегда тянувшийся к миру кинематографа, попробовал свои силы в качестве автора саундтрека к франко-бельгийскому триллеру «Черные небеса», попавшему во внеконкурсную программу Каннского кинофестиваля. 


M83 — Midnight City (2011)

Придя в себя после туров и сторонних проектов, Гонсалес принялся за работу над своей самой монументальной на данный момент работой — двойным альбомом Hurry Up, We're Dreaming, на создание которого музыканта вдохновил культовый магнум опус группы The Smashing Pumpkins «Mellon Collie and the Infinite Sadness» 1995 года. «Сделать двойной, максимально эклектичный альбом было моей давней мечтой с тех пор, как я познакомился с этой пластинкой, и сейчас я чувствую, что готов к этому шагу», — говорил идеолог M83 тогда.

По словам музыканта, Hurry Up, We're Dreaming — это мрачный и «очень, очень, очень эпичный» альбом о мечтах и о том, как они отличаются в зависимости от возраста — в детстве, в подростковом возрасте и в зрелости. «Я очень горд результатом, — признавался Гонсалес в интервью Spin после выхода пластинки. — Когда ты делаешь такой продолжительный альбом, все песни должны быть разными, и я думаю, я справился с этой задачей».

Альбом был задуман как саундтрек к несуществующему фильму, и композиции в нем действительно заметно различаются по атмосфере, темпу. Каждая из них была записана с использованием разного набора инструментов. В записи приняли участие идеолог культовых американских шугейзеров Medicine Брэд Лейнер, бас-гитарист Nine Inch Nails Джастин Мелдал-Джонсен и инди-исполнительница Zola Jesus.      


Первый же сингл с пластинки Midnight City стремительно стал мировым хитом и по сей день является самым популярным треком M83, количество прослушиваний которого на Spotify перевалило за 800 тысяч. Судя по всему, в ближайшее время он присоединится к клубу «Миллиард прослушиваний», в котором — на минутку — состоят «Smells Like Teen Spirit» Nirvana и «Богемская рапсодия» Queen. По мнению критиков Pitchfork, Midnight City стала лучшим синглом 2011-го, а альбом Hurry Up, We're Dreaming занял третье место в итоговом топе за год.

С помощью Midnight City Гонсалес пытался передать детское восхищение от просмотра фэнтези и фантастических фильмов, а обложка сингла с причудливым существом отсылает одновременно к «Инопланетянину» Спилберга и фэнтезийному хиту 1980-х «Бесконечная история».      

M83 — Reunion + Wait

Видео к хит-синглу Midnight City, снятое французским режиссерским дуэтом Fleur & Manu, было явно вдохновленно «Воспламеняющей взглядом» и другими произведениями о детях с паранормальными способностями. Клип, в котором юные герои со сверхспособностями убегают от секретной правительственной организации, является первой частью трилогии, продолженной видео к песням Reunion и Wait. Гонсалес среди источников вдохновения называет также знаменитую мангу «Акира», классический триллер «Деревня проклятых» и «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга.


«Когда я создаю музыку, в моей голове возникают определенные картинки, и это то, что помогает мне в процессе. Кино оказывает сильнейшее влияние на мое творчество, даже большее, чем сама музыка. Альбом Hurry Up, We're Dreaming задумывался как саундтрек к воображаемому фильму, и трилогия клипов, начатая Midnight City, — это то, как этот фильм выглядел бы», — рассказывает Гонсалес историю возникновения трилогии Midnight City.


M83 — Ali & Matthias (2013)

При такой любви к кино совершенно не удивительно, что после того, как проект M83 стал известен широкой публике, Гонсалес начал плотно сотрудничать с кинобизнесом. Сначала он записал саундтрек для фантастического фильма «Обливион» с Томом Крузом в главной роли, а после — трек для экранизации сай-фай-романа «Дивергент». Поработав на голливудскую продукцию, Гонсалес переключился на авторское кино и создал саундтрек для эротической драмы «Встречи после полуночи», дебютной картины своего брата, номинировавшейся на два приза Каннского кинофестиваля в 2013 году. Релиз саундтрека, при создании которого Гонсалес вдохновлялся музыкой из французских фильмов 1970-х, предварял выпуск сингла Ali & Matthias.    


M83 — Do It, Try It (2016)

Впервые в карьере, взяв паузу в пять лет между альбомами, Гонсалес выпустил свой, пожалуй, самый странный альбом — Junk, в записи которого приняли участие такие, казалось бы, не имеющие ничего общего люди, как Бек и позабытый всеми гитарист-виртуоз из 1980-х Стив Вай.

На Junk Гонсалес совместил элементы буквально из параллельных музыкальных вселенных — винтажные синтезаторы и старые драм-машины сочетаются здесь с гитарными соло из 1980-х, струнными голливудского масштаба и джазовыми клавишными партиями. Сделай это кто-нибудь другой — посчитали бы за дурновкусие.


«Сейчас люди слушают альбом один раз, выбирают один трек, который им понравился, и добавляют его в свой плейлист. Они не собираются слушать пластинку еще раз, потому что у них на очереди еще один новый альбом, — объяснил концепцию Junk Гонсалес. — Сегодня все, что мы создаем, очень быстро становится космическим мусором. Это одновременно пугает меня и зачаровывает».

Видео к ведущему синглу Do It, Try It снял Дэвид Уилсон, режиссер клипов «Let It Happen» Tame Impala и «Do I Wanna Know?» Arctic Monkeys, а его премьера состоялась на кинофестивале «Сандэнс». 

Для исполнения песни на шоу Джимми Киммела фронтмен M83 Энтони Гонсалес преобразился в персонажа известного фильма 1985 года «Волчонок» (Teen Wolf) с Майклом Джей Фоксом в главной роли.

M83 — My Tears Are Becoming A Sea (2021)

К 10-летию прорывного альбома Hurry Up, We're Dreaming решено было выпустить приквел в трилогии Midnight City про детей со сверхспособностями в виде клипа к треку My Tears Are Becoming A Sea. Действие разворачивается за десять лет до событий классической трилогии. Родители одного из детей с паранормальными способностями едут в роддом и попадают в жуткую автокатастрофу. Еще нерожденному ребенку приходится применить свои сверхспособности, чтобы всех спасти.


M83 — Oceans Niagara (2023)

«Мне нужно было, чтобы мир забыл про меня», — так в преддверии выхода нового альбома Fantasy, релиз которого состоялся в марте, Гонсалес объяснил журналисту New Musical Express то, что почти полностью пропал с радаров после мегауспеха Midnight City. На новой пластинке музыкант вернулся к своему фирменному миксу гитарной и синтезаторной музыки, принесшему ему в свое время успех в инди-среде, и попытался приблизиться к энергии третьего альбома — Before The Dawn Heals Us. 


Анимационно-игровое видео к ведущему синглу Oceans Niagara снял брат Гонсалеса, Ян. «В этом треке я попытался передать ощущение дружбы и движения вперед, — рассказывает музыкант о треке. — Мне хотелось, чтобы под эту песню люди могли бы вместе бежать, ехать  в машине, лететь в космическом корабле. Эта песня, как волшебное зелье, которое принимаешь, чтобы очутиться в новых неизведанных мирах».


Фото: Getty Images
Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More