Обзоры, Кино — 23 апреля 2023, 17:33

Имитируя контекст: полевые заметки о 45-м Московском кинофестивале

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
В Москве открылся 45-й ММКФ. Смотр, некогда одаривавший призами дебютанта Рубена Эстлунда («Гитара-монголоид», 2004) и провожавший взглядами Брэда Питта в 2013 году, теперь больше напоминает экспо-хаб для стран БРИКС с затесавшимися в лайн-ап редкими фестивальными и винтажными привозами. Авторы SRSLY, кинокритики Денис Виленкин и Антон Фомочкин, обозревают ММКФ уже десять юбилейных лет, и в этом году программу фестиваля категории «А» приходится перетряхивать в поисках контекста программ и смыслов кураторских задумок, да и в целом имитировать контекст изо всех сил. It’s not kinda dead, it seems to breath. But maybe just seems.

«Дитя карнавала» (L’enfant du carnaval, 1934)

Программа «Русский Голливуд на Сене»

В программе, названной в честь прозвища одноименной русской студии «Альбатрос» в Париже, показали целых два фильма. Больше то ли не нашли, то ли не оцифровали, а показы с пленки — забудьте! В условиях нынешнего ММКФ, где по традиции в самый неожиданный момент слетают субтитры даже в любимом «Художественном», — задача если не невыполнимая, то по крайней мере, довольно казуистическая.

«Дитя карнавала», 1934

На сайте фестиваля фильмов в секции заявлено больше, но сериал 1921 года Анри Диамана Бержера «Три мушкетера» переехал в собственную секцию «Свободная мысль», потому что программ пусть и не меньше обычного, но их наполнение, как и ретроспективных показов, оставляет желать лучших времен.

«Дитя карнавала» — картина российского режиссера Александра Волкова, автора знаменитого «Отца Сергия» (1918). В главной роли — звезда немого кино Иван Мозжухин, уехавший из России в 1920 году вместе с Волковым, режиссером Яковом Протазановым и другими. 

«Дитя карнавала», 1921

По сюжету богатый мужчина Анри Строгонофф (Иван Мозжухин), загулявший на карнавале в Ницце приходит домой под утро и обнаруживает подброшенного младенца. Вместе со своим дворецким он начинает искать ему няню. Фильм хоть и потерял примерно пятнадцать минут экранного времени, но какое удовольствие смотреть на Мозжухина с подведенными глазами, по законам великого немого кино утрирующего эмоции в этом звуковом фильме. При желании, в картине можно обнаружить и источники вдохновения («По поводу Ниццы» гения Жана Виго, вышедший на несколько лет раньше), а вооружившись киноведческим интересом, отметить, что «Дитя карнавала» 1934-го — ремейк немого фильма 1921 года с тем же самым Мозжухиным, ныне частично утерянный. 

[STAT_ART_3.5]

«Магнум 578» (578: Phát đạn của kẻ điên, 2022)

Программа «Дикие ночи»

Хунь (Александр Нгуен) — дальнобойщик. Он очень любит проводить время со своей дочерью, но однажды герой попадает в передрягу с ее похищением. Пожалуй, кроме одной строчки синопсиса о фильме лучше не знать вообще ничего. Это большой вьетнамский файтинг, успешный на родине (вьетнамцы даже отправляли фильм на соискание «Оскара»), безумный, идиотский и абсолютно любительский во всем, что не касается драк. Они поставлены не хуже и не лучше последнего «Джона Уика». Вполне допустимо, что «Магнум 578» способен стать предметом культа у ценителей вьетнамских кулачных боевиков, но всем остальным стоит знать, что это однозначно не «Фурия» Ле-Ван Кьета, совершившая тихую революцию в жанре в 2019 году. Впрочем, если ученые мужи вроде Николаса Виндинга Рефна занесут это себе в любимые фильмы года, а потом снимут что-то в десять раз лучше примерно в тех же самых аккордах — мы будем только за.

[STAT_ART_0,5]

«Горный лук» (Mountain Onion, 2022)

Программа «Трудный возраст»

Джабай (Куантай Абдимади) вместе с родителями и сестрой Санией живет в казахском селе, куда отец всех перевез из города по понятным только ему причинам. Отец проводит время за медитациями и пытается построить дом своими руками, мать серчает на безалаберность мужа, а дети торгуют луком у трассы. 

«Горный лук» Эльдара Шибанова был снят при поддержке венецианской программы Biennale College и показан на Венецианском кинофестивале в прошлом году. В общем-то, в нем достаточно хипстерских находок, чтобы быть востребованной картиной под эгидой симпатичной диковинки. Уэс Андерсон натягивает плащ «Капитана Фантастика», дети носятся с полароидным фотоаппаратом, мама наряжается в костюмы, достойные Пенелопы Крус из «Образцового самца» (2016), ностальгия по девяностым трансформируется в переживание на тему безвременности казахского придорожья. «Горный лук» по началу симпатичен, но чем дальше в степи, тем больше ощущения, что отрыв от реальности, продиктован не столько режиссерским желанием сказочного киносложения, сколько удобной возможностью экспроприировать нативную фактуру, превращая ее в страннинку, которая, в свою очередь, может привести в восторг не Николаса Виндинга Рефна, но Тайку Вайтити и прочих поклонников историй про пубертат бойскаутов в штанишках на подтяжках. И в этом смысле, даже явно абсурдистский и как бы наивный подход взглянуть на мир детских шалостей, выглядит как очень закономерная упаковка дурацкого сувенира. From Kazakhstan with love.

[STAT_ART_1.5]

Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова