Интервью, Кино — 16 апреля 2023, 17:59

Точка сборки. Матвей Лыков — о личностных границах, лингвистике и драконах

13 апреля на START выходит сериал «Жить жизнь» с Любовью Аксеновой и целой россыпью роскошных мужчин-актеров. Один из них — Матвей Лыков — поведал о своем пути от операторской работы к актерству и о мире моды глазами мужчины-супермодели.

Расскажите о своем герое из сериале «Жить жизнь».

Это во всех смыслах очень хороший парень! Образованный, воспитанный, уважающий личное пространство других людей, в отличие от других героев этой истории. И наверное, как будто не совсем адаптированный к суровой и циничной столичной реальности.

Внутренний стержень парня, выросшего в Петербурге 90-х, у вас лично остается?

Да, он всегда со мной. Все, что наращивается — наращивается сверху. А стержень, как вы сказали, Петербурга 90-х — он основной.

Матвей в сериале «Жить жизнь»

В «Жить жизнь» поднимается проблема абьюза, манипуляций. Если полистать европейскую прессу, складывается ощущение, что индустрию моды сотрясают скандалы, связанные именно с этими явлениями.

С обывательской точки зрения это, возможно, так и выглядит. Но если рассматривать индустрию моды изнутри, то там все очень профессионально и четко. Если вы модель, у вас есть агент. Агент будет общаться с кастинг-директором, кастинг-директор — непосредственно со своими работодателями и так далее. В рабочей сфере нет пересечения личностных границ. А комментарии по поводу внешнего вида нельзя принимать близко к сердцу, поскольку они исходят от людей, которые постоянно работают с цветом, с формой, с дизайном и стилем. Они сосредоточены на мельчайших деталях — это необходимая часть их профессии. Иными словами, особо чувствительные люди могут принять за абьюз обыкновенную профессиональную критику.

Мне кажется, в любой работе ничего не надо принимать на личный счет. Как говорится, бизнес — ничего личного.


А вот «Треугольник печали» (Тriangle of Sadness) рассказывает про закулисье моды в сатирических тонах.

Это потрясающий фильм. Я очень смеялся. Это гипербола, это сюр. Все так и есть, но, чтобы выразить мир моды в форме киноискусства, создатели добавили гротеска.

Там показано, что для деятелей моды современные идеи типа экологии или дайверсити — это поза, а не убеждения.

Этот маленький эпизод кастинга нельзя воспринимать как единственно подлинный пример закулисья мира моды. Кастинги — разные для разных работ, поэтому их нельзя сравнивать между собой. А сотрудники модных домов — дизайнеры, художники, директора — очень чутко следят за искусством во всех его проявлениях — музыка, кино, живопись, выставки, музыкальные фестивали. Мне правда кажется, что нет людей, которые были бы более осведомлены в том, что сейчас происходит. Когда я работал моделью, всегда знал, что будет в тренде через полгода, а то и через год. То, что нам кажется модным сейчас, создавалось в индустрии год назад.

Будучи режиссером по образованию, вы имеете амбиции сам что-то режиссировать или поставить?

В какой-то момент жизни мне пришлось выбирать. До того, как стать актером, я успел поработать оператором в классной команде на документальном фильме о том, как Джеймс Франко снимал рекламу для Gucci — Techno Color Sunglasses. А потом абсолютно случайно я попал на съемки клипа Iron Woodkid — это была захватывающая, потрясающе интересная работа.

Матвей в клипе Woodkid — Iron
Матвей в клипе Woodkid — The Golden Age
Матвей в клипе Woodkid — I Love You
Матвей в клипе Woodkid — I Love You

После нее я пошел учиться актерскому мастерству на курс Cours Florent в Париже, вступительная подготовка для которого длится месяц. Ты делаешь этюд и с ним поступаешь на основной курс. За неделю до экзамена я сломал обе руки. Я просил незнакомцев на улице, чтобы они пустили меня ко мне же в квартиру. (Смеется.) Пришлось уехать домой в Петербург, чтобы вернуть себе дееспособность.

В это же время я решил поступать в знаменитую французскую школу La Femis. Преподавание и вступительные экзамены там только на французском языке, поэтому я в срочном порядке отправился в Сорбонну учить французский. В принципе, за эти три месяца я неплохо освоил язык, но как оказалось недостаточно хорошо для 6-часового письменного экзамена. А поскольку поступить в La Femis можно только до 27 лет, то это была моя первая и последняя попытка. В итоге учиться режиссуре я отправился в другую интернациональную школу (EICAR — Международную школу кино и телевидения в Париже. — Прим. SRSLY).

Сейчас я в Москве и уже два месяца интенсивно готовлюсь к большому проекту, поэтому полностью сконцентрирован на актерской профессии. Возможно, через какое-то время, когда я достигну определенных результатов, то осмелюсь работать с другой стороны камеры.


Тем более что сейчас, пока у вас есть фактура, этим логично воспользоваться.

Я честно пытаюсь поддерживать форму, следить за собой, чтобы эта фактура осталась на долгие годы.

Ваша первая крупная актерская работа была в фильме «Он — дракон» (2015). Когда выстрелила «Игра престолов», где драконы играют центральную роль, у вас не сложилось легкой досады, что чуть-чуть поторопились вы с драконами?

Матвей и Мария Поезжаева в фильме «Он — дракон» (2015)

Я бы не стал сравнивать. Фильм занял свою нишу, его продолжают показывать по всему миру. Особенно приятно, когда после просмотра благодарные зрители смотрят кино еще раз, но без дубляжа и в итоге увлекаются изучением русского языка. Меня как лингвиста-преподавателя (Матвей окончил факультет иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена. — Прим. SRSLY) это не может не радовать.

У меня как раз следующий вопрос об этом. Какие вы бы посоветовали приемы, чтобы овладевать языками быстрее?

Просто смотрите свои любимые фильмы или сериалы на английском, если хотите — с субтитрами. Главное, слушайте.

Языки даются тяжело в самом начале, когда нет представления о том, что такое другой язык. Если нет возможности непосредственно оказаться в среде, где на нем говорят, то нужно зубрить. А потом самое главное — преодолеть ступор, не задумываясь над грамматикой — просто говорить.


Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова