Обзоры, Музыка — 10 апреля 2023, 18:53

«Синекдоха Монток», polnalyubvi и еще пять важных весенних альбомов 2023-го

Игорь Гаврилов рассказывает о самых интересных отечественных пластинках сезона.

«Щенки» — «Комплекс и синдром»


Новый альбом кингисеппского дуэта «Щенки» начинается с яростного трека «Мир обречен». Именно так и должна звучать пластинка группы, которая в последние пару лет совершила нечеловеческий рывок и фактически вошла в первую тройку отечественного панк-рока, наряду с Lumen и «Порнофильмами». Как и всегда у «Щенков», опыт жизни на самом краю переплетается в текстах с отчаянной взрослой лирикой вроде «Сердце твое — камень, поэтому стрелять нужно в голову». Теперь к ним добавились апокалиптические предчувствия, и на альбоме присутствуют треки с названиями «Мир обречен» и «Смерть неизбежна». Мир действительно обречен, и вы удивитесь, когда по окончании прослушивания альбома окажется, что он, скорее, о надежде, нежели о всеобщем конце.

Несмотря на весь мат и грязь, это, возможно, самый романтичный альбом весны, а брейкбитовый трек «Когда умирают кони» с цитатой из Велимира Хлебникова — самая красивая баллада.


polnalyubvi — «О чем поет твое сердце»


Марина Демещенко из города Великие Луки представляет на отечественной инди-сцене эльфийский фолк зашкаливающей милоты. То, что три года назад в творчестве polnalyubvi казалось свежим, сегодня может по-настоящему цеплять только преданных поклонников всяческой фолк-готики. Но и их на альбоме ждет сюрприз. Песня «Моменты» — это типичный «форматный» поп-рок с отчетливым влиянием певицы МакSим или даже группы «Город 312». Девушка, о которой можно было говорить, как о будущей «нашей Кейт Буш», двинулась совсем в другом направлении. Впрочем, «Моменты» — самый вопиющий пример такой тенденции, в остальном альбом все же держится привычных фортепианных конструкций, и певица в основном оправдывает ожидания. А финальная песня «Дикий райский сад» с тяжелой электронной аранжировкой вселяет надежду на то, что Марина еще вырулит в правильную сторону.

Kosaya Gora — Kosogor


Kosogor — дебютный альбом дуэта, в котором к уважаемой и опытной Яне Кедриной (Kedr Livanskiy) присоединился электронщик и видеоартист Flaty, он же Евгений Фадеев. У «Косой горы» неплохо получается интегрировать в расфокусированную фолктронику стихи в духе прожженных поп-звезд 90-х типа Лики Стар. Как, например, в песне «Музыка волн». «Опять кружится голова, мы позабыли те слова, что написали на песке, — их унесла давно волна» — это прямо образцовая лирика типичного участника программы «Музобоз». 

В лучшие моменты, как, например, в песне «Те слова», Kosaya Gora словно измеряет расстояние между Таней Булановой и Янкой Дягилевой, и оно оказывается меньше, чем можно было ожидать.

«Наадя» — «Решения»


Лет восемь назад казалось, что нет на отечественной сцене певицы более склонной к экспериментам, чем Надежда Грицкевич. Ее группа «Наадя» писала так, чтобы было понятно: она знает, как захватить внимание слушателя, но не это — ее цель. Как говорил Том Уэйтс: «Джентльмен — это человек, который умеет играть на аккордеоне, но никогда не делает этого». А вот в 2021 году Надежда Грицкевич приняла участие в концерте Льва Лещенко — спела с ним «Надежду». И это совсем не означало, что певица доросла (или опустилась) до эстрадного формата. Просто ее возможности и интересы стали за годы гораздо шире. И новый альбом группы «Наадя» «Решения» — это одновременно работа на территории поп-музыки и мощнейший инди-альбом с остроумными текстами. Текст первой же песни «Сильная» напоминает о тех временах группы «Моя Мишель», когда ее еще не ассоциировали в первую очередь с песней «Зима в сердце». И в то же время «Сильная» — это крутейшая композиторская работа. Такие песни когда-то писал для отечественных вокалисток Александр Зацепин, и это не преувеличение. Делавшиеся на протяжении шести лет «Решения» — в буквальном смысле альбом сильной женщины, примерно в том смысле, который вкладывает в песню Flowers Майли Сайрус. Заглавная песня пластинки — это одновременно и Кайли Миноуг, и самая эмоциональная отечественная эстрада 2010-х. Все это звучит очень неожиданно, как и сэмпл старой венгерской группы Locomotiv GT в песне «Сильная». И за все это, надо понимать, мы должны быть благодарны битмейкеру Ивану Калашникову, а также еще целому ряду персонажей из первого ряда инди-сцены, среди которых — Витя Исаев («Решения»), Григорий Полухутенко («Луна»), Евгения Попова («Почти»). Еще одно доказательство силы «Наади» — решение в середине альбома резко сменить регистр и перейти к песням на тревожащие всех темы сегодняшнего дня («Легион», «Почти»). Что не делает их слабее в музыкальном плане.


Kate NV — WOW


Катя Шилоносова — одна из самых заметных российских инди-артисток на международной сцене, а альбомы, которые она выпускает на бруклинском лейбле RVNG Intl, — одно из самых ярких доказательств того, что отечественная «легкая» музыка еще совсем недавно переживала большой международный прорыв, хоть и не замеченный мейнстримовыми медиа. В прошлом году Kate NV собрала свой хрупкий и по преимуществу инструментальный авангард под обложкой альбома bouquet, записанного вместе с кларнетистом Андреем Бессоновым. Новый альбом — WOW, как и предыдущий, насыщен звуками игрушечных инструментов и отголосками джазовых импровизаций, отсылающих к ее российской группе «ГШ». Здесь совсем мало слов, а те, что есть — японские. WOW вдохновлен японской поп-музыкой 1980-х и сфокусирован на микроскопических трогательных звучках, каждый из которых хочется погладить по головке или пощекотать.

«Хроноп» — «Между никогда и всегда»


Нижегородский музыкант и поэт Вадим Демидов на сцене уже почти сорок лет, а его группа «Хроноп» фигурировала в разного рода отечественных рок-энциклопедиях в те времена, когда большинства читателей SRSLY еще и на свете не было. Так что сам факт долгожительства и творческой результативности «Хронопа» уже заслуживает уважения. Вадим Демидов отлично владеет сонграйтерским мастерством, глубоко знает современную музыку и даже дает онлайн-уроки по сонграйтингу. Только что-то подсказывает, что если бы Вадим Демидов положил свой новый альбом на стол главе какого-нибудь сегодняшнего лейбла или если бы альбом стали бы слушать 25-летние сотрудники на  совещании в гипотетическом отделе A&R, вердикт представлял бы собой что-то вроде «а где здесь фокус-трек?» или «на стримингах это не зайдет». Гиперсерьезная лирика и многозначительный полушепот Вадима Демидова — это пример длящейся уже десятилетия традиции хипповского русскоязычного сонграйтинга на русском языке. 

Своего рода музейный экспонат, который продолжает сам себя воспроизводить.

«Синекдоха Монток» — ACUME


Московский музыкант Савва Розанов больше 10 лет выпускает свою русскоязычную фолктронику под псевдонимом «Синекдоха Монток». У его нового альбома ACUME множество источников вдохновения. Прежде всего, на ум приходит музыкальная Исландия с ее вечным холодным умом и безграничной изобретательностью продакшена. 

Если бы для этих песни были созданы англоязычные тексты, альбом легко можно было бы представить себе в подборках свежего на самых авторитетных сайтах и в самых чутких меломанских блогах, где-нибудь рядом с Самфой и Мозесом Самни.


Но со словами у Саввы Розанова такие же отношения, как у российских артхаусных режиссеров. Он словно стесняется быть понятым. Как на экране герои отечественного арт-кино не должны говорить внятно, так и в песнях «Синекдохи Монток» многое остается вне поля понимания. При этом тексты у Розанова достойны самого пристального внимания. Но и читать их отдельно, как стихи из буковок, — не самое большое удовольствие. «Русская жизнь кончается ничем. Полетом на саночках сугробом сахарным. Хор собак, сучий вой, ком соплей под кадыком. Варварское счастье, маленькая магия, большой роддом. Так все начинается» («Сибирская шавасана») — этот по-летовски широкий и дикий словесный поток должен жить вместе с музыкой.


Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова