Новый альбом кингисеппского дуэта «Щенки» начинается с яростного трека «Мир обречен». Именно так и должна звучать пластинка группы, которая в последние пару лет совершила нечеловеческий рывок и фактически вошла в первую тройку отечественного панк-рока, наряду с Lumen и «Порнофильмами». Как и всегда у «Щенков», опыт жизни на самом краю переплетается в текстах с отчаянной взрослой лирикой вроде «Сердце твое — камень, поэтому стрелять нужно в голову». Теперь к ним добавились апокалиптические предчувствия, и на альбоме присутствуют треки с названиями «Мир обречен» и «Смерть неизбежна». Мир действительно обречен, и вы удивитесь, когда по окончании прослушивания альбома окажется, что он, скорее, о надежде, нежели о всеобщем конце.
Марина Демещенко из города Великие Луки представляет на отечественной инди-сцене эльфийский фолк зашкаливающей милоты. То, что три года назад в творчестве polnalyubvi казалось свежим, сегодня может по-настоящему цеплять только преданных поклонников всяческой фолк-готики. Но и их на альбоме ждет сюрприз. Песня «Моменты» — это типичный «форматный» поп-рок с отчетливым влиянием певицы МакSим или даже группы «Город 312». Девушка, о которой можно было говорить, как о будущей «нашей Кейт Буш», двинулась совсем в другом направлении. Впрочем, «Моменты» — самый вопиющий пример такой тенденции, в остальном альбом все же держится привычных фортепианных конструкций, и певица в основном оправдывает ожидания. А финальная песня «Дикий райский сад» с тяжелой электронной аранжировкой вселяет надежду на то, что Марина еще вырулит в правильную сторону.
Kosogor — дебютный альбом дуэта, в котором к уважаемой и опытной Яне Кедриной (Kedr Livanskiy) присоединился электронщик и видеоартист Flaty, он же Евгений Фадеев. У «Косой горы» неплохо получается интегрировать в расфокусированную фолктронику стихи в духе прожженных поп-звезд 90-х типа Лики Стар. Как, например, в песне «Музыка волн». «Опять кружится голова, мы позабыли те слова, что написали на песке, — их унесла давно волна» — это прямо образцовая лирика типичного участника программы «Музобоз».
Лет восемь назад казалось, что нет на отечественной сцене певицы более склонной к экспериментам, чем Надежда Грицкевич. Ее группа «Наадя» писала так, чтобы было понятно: она знает, как захватить внимание слушателя, но не это — ее цель. Как говорил Том Уэйтс: «Джентльмен — это человек, который умеет играть на аккордеоне, но никогда не делает этого». А вот в 2021 году Надежда Грицкевич приняла участие в концерте Льва Лещенко — спела с ним «Надежду». И это совсем не означало, что певица доросла (или опустилась) до эстрадного формата. Просто ее возможности и интересы стали за годы гораздо шире. И новый альбом группы «Наадя» «Решения» — это одновременно работа на территории поп-музыки и мощнейший инди-альбом с остроумными текстами. Текст первой же песни «Сильная» напоминает о тех временах группы «Моя Мишель», когда ее еще не ассоциировали в первую очередь с песней «Зима в сердце». И в то же время «Сильная» — это крутейшая композиторская работа. Такие песни когда-то писал для отечественных вокалисток Александр Зацепин, и это не преувеличение. Делавшиеся на протяжении шести лет «Решения» — в буквальном смысле альбом сильной женщины, примерно в том смысле, который вкладывает в песню Flowers Майли Сайрус. Заглавная песня пластинки — это одновременно и Кайли Миноуг, и самая эмоциональная отечественная эстрада 2010-х. Все это звучит очень неожиданно, как и сэмпл старой венгерской группы Locomotiv GT в песне «Сильная». И за все это, надо понимать, мы должны быть благодарны битмейкеру Ивану Калашникову, а также еще целому ряду персонажей из первого ряда инди-сцены, среди которых — Витя Исаев («Решения»), Григорий Полухутенко («Луна»), Евгения Попова («Почти»). Еще одно доказательство силы «Наади» — решение в середине альбома резко сменить регистр и перейти к песням на тревожащие всех темы сегодняшнего дня («Легион», «Почти»). Что не делает их слабее в музыкальном плане.
Катя Шилоносова — одна из самых заметных российских инди-артисток на международной сцене, а альбомы, которые она выпускает на бруклинском лейбле RVNG Intl, — одно из самых ярких доказательств того, что отечественная «легкая» музыка еще совсем недавно переживала большой международный прорыв, хоть и не замеченный мейнстримовыми медиа. В прошлом году Kate NV собрала свой хрупкий и по преимуществу инструментальный авангард под обложкой альбома bouquet, записанного вместе с кларнетистом Андреем Бессоновым. Новый альбом — WOW, как и предыдущий, насыщен звуками игрушечных инструментов и отголосками джазовых импровизаций, отсылающих к ее российской группе «ГШ». Здесь совсем мало слов, а те, что есть — японские. WOW вдохновлен японской поп-музыкой 1980-х и сфокусирован на микроскопических трогательных звучках, каждый из которых хочется погладить по головке или пощекотать.
Нижегородский музыкант и поэт Вадим Демидов на сцене уже почти сорок лет, а его группа «Хроноп» фигурировала в разного рода отечественных рок-энциклопедиях в те времена, когда большинства читателей SRSLY еще и на свете не было. Так что сам факт долгожительства и творческой результативности «Хронопа» уже заслуживает уважения. Вадим Демидов отлично владеет сонграйтерским мастерством, глубоко знает современную музыку и даже дает онлайн-уроки по сонграйтингу. Только что-то подсказывает, что если бы Вадим Демидов положил свой новый альбом на стол главе какого-нибудь сегодняшнего лейбла или если бы альбом стали бы слушать 25-летние сотрудники на совещании в гипотетическом отделе A&R, вердикт представлял бы собой что-то вроде «а где здесь фокус-трек?» или «на стримингах это не зайдет». Гиперсерьезная лирика и многозначительный полушепот Вадима Демидова — это пример длящейся уже десятилетия традиции хипповского русскоязычного сонграйтинга на русском языке.