Балетная афиша на апрель изобилует прекрасными спектаклями и даже несколькими премьерами. Для вашего удобства мы выбрали шесть лучших спектаклей, которые можно и нужно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Исследовательница балета и современного танца Маргарита Махрина подробно рассказывает, почему каждая постановка достойна вашего внимания.
«Пламя Парижа»
Где: Большой театр, Москва
Когда: 18−20 апреля
С февраля 2022 года репертуар Большого театра сильно обеднел и продолжает таять на глазах. У главного театра страны постепенно заканчиваются права на западные балеты, а контракты не продлеваются. К всеобщему сожалению, руководство театра не объявляет заранее, что такой-то блок такой-то постановки будет последним. Так, зритель постфактум узнает, что мартовский показ потрясающей «Зимней сказки» Кристофера Уилдона был финальным (и не говорите, что мы вас не предупреждали). Аналогичная история была с обожаемым зрителями балетом «Онегин» Джона Кранко. Единственный спектакль, с которым Большой никак не может проститься, это «Пламя Парижа» Алексея Ратманского. Артисты вводят зрителей в заблуждение, прощаясь в соцсетях с балетом каждый раз. Но в июле 2023 года права все-таки закончатся.
Балет «Пламя Парижа». Филипп — Александр Волчков, Жанна — Мария Александрова, Жером — Денис Савин. Фото: Большой театр
Во времена управления балетной труппой Большого театра Ратманский занимался восстановлением не только старых императорских балетов («Корсар»), но и забытых советских. «Пламя Парижа» Василия Вайнонена (1932) и «Светлый ручей» Федора Лопухова (1935) были с любовью восстановлены, а местами пересочинены Ратманским. И пускай «Пламя Парижа» не самый яркий балет и не самый актуальный, однако он обладает своим очарованием и уже несет в себе историю современной труппы Большого театра и печать советского драмбалета. «Светлый ручей» уже не поймать, а вот прикоснуться к истории в лице «Пламени Парижа» есть последний шанс!
«Зазеркалье»
Где: МАМТ, Москва
Когда: 14−16 апреля
Пока Большой театр до конца не придумал каким образом, кроме нескончаемых балетов Юрия Григоровича уже 60 лет подряд, прикрывать дыры в афише, МАМТ активно занимается импортозамещением.
В нашем недавнем интервью с Максимом Севагиным молодой худрук балетной труппы говорил о том, что его не беспокоит уход западных хореографов из России и объявил курс на молодые российские таланты. В доказательство тому в апреле в театре на Малой сцене состоится премьера работы Константина Семенова «Зазеркалье».
Балет «Зазеркалье». Фото: МАМТ
Севагин планирует развивать репертуар труппы на разных площадках, поэтому для Малой сцены будет привлекать хореографов, работающих в современном танце. Автор «Зазеркалья» Константин Семенов — победитель конкурса современной хореографии Context. Diana Vishneva, а в последние годы также хореограф одноименного фестиваля.
«Зазеркалье» Семенова вдохновлено сказкой «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, однако, как сказано в программе, не ставит перед собой задачу напрямую проиллюстрировать книгу. В работе над спектаклем принимали участие: прима-балерина Ксения Рыжкова, ведущие солисты Валерия Муханова, Елена Соломянко, Анастасия Лименько, Евгений Жуков и многие другие артисты труппы, что делает балет еще более интересным для постоянных зрителей МАМТа.
Хореограф Константин Семенов на репетиции балета «Зазеркалье». Фото: МАМТ
«Дочь фараона»
Где: Мариинский театр, Санкт-Петербург
Когда: 30 апреля
На прошлой неделе в Мариинском театре наконец-то состоялась премьера выстраданной «Дочери фараона». Реконструкцию старейшего балета Мариуса Петипа (1862) Алексей Ратманский начал несколько лет назад. Но премьера постоянно откладывалась. В 2021 году балет был поставлен Ратманским на 80%, однако не поспевали декорации. А в феврале 2022-го Алексей Осипович отказался сотрудничать с Мариинским театром, поэтому премьеру снова отложили на год.
В СМИ и у обычных балетоманов-любителей уже давно ведутся дискуссии о соблюдении авторских прав Ратманского (перепоставить спектакль был приглашен никому не известный итальянец Тони Канделоро). Спорят и о правильности самой реконструкции старинного балета, а также о гигантских суммах, потраченных театром на постановку балета. Как минимум все это и непрекращающаяся дискуссия вокруг балета делают его привлекательным и, что называется, из разряда must visit.
Балет «Дочь фараона». Аспиччия — Виктория Терешкина. Фото: Мариинский театр
Но мы рекомендуем вам держа в голове все споры и контекст сходить на «Дочь фараона» 30 апреля. На сцену в партии Аспиччи впервые выйдет прима-балерина Олеся Новикова. Если кто-то и способен своим присутствием на сцене свести к нулю все дискуссии о минусах балета, то это именно Новикова. Несравненная балерина только вышла из своего четвертого (!) декрета и готова радовать зрителей магией. Стремитесь видеть и помните, что балет поставлен так, как его, предполагается, видели зрители более 100 лет назад.
«Павильон Армиды / Венгерские танцы / Sextus Propertius»
Где: Урал Опера Балет, Екатеринбург
Когда: 14−16 апреля
К всеобщему счастью, балетная жизнь России не ограничивается двумя культурными столицами, а в некоторых постановках и назначениях смело может конкурировать с Москвой и Петербургом. Так, в августе хореограф Мариинского театра Максим Петров сменит на посту худрука балетной труппы Урал Опера Балет Вячеслава Самодурова.
Хореограф Вячеслав Самодуров. Фото: Урал Опера Балет
Урал Опера Балет в этом году имеет множество номинаций на «Золотую маску», в том числе за балет L.A.D, поставленный Максимом Петровым, Максимом Севагиным, Андреем Кайдановским и все тем же Вячеславом Самодуровым. А уже 14 апреля в Екатеринбургском театре оперы и балета пройдет премьера новой тройчатки, снова поставленной ведущими российскими хореографами — Петровым, Пимоновым и Самодуровым.
Хореограф Максим Петров. Фото: Урал Опера Балет
Российские хореографы научились коллаборироваться, что не может не радовать. Сначала был L.A.D. в Урал Опера Балет, затем «Made in Bolshoi / Времена года / Танцемания» в Большом театре, потом Севагин / Самодуров / Пименов в Перми и вот снова Урал — премьерный «Павильон Армиды / Венгерские танцы / Sextus Propertius». С одной стороны, худруки Москвы, Пермии Екатеринбурга сами создают рабочие места для друг друга. С другой стороны — творческий обмен, поддержка и конкуренция между собой обязательно дадут свои плоды в обозримом будущем, обогатив каждую из трупп, участвующих в этой непрекращающейся коллаборации.
«Послание»
Где: ДК Рассвет, Москва
Когда: 28 апреля
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva недавно объявил планы на 2023 год. Руководителю фестиваля, прима-балерине Диане Вишневой, за этот год пришлось перестраивать свой международный проект на рельсы современных реалий (как и многим другим российским театрам). Поэтому Вишнева объявила, что «фестиваль неизбежно трансформируется: от сезонности мы переходим к непрерывной работе на протяжении всего года».
Диана Вишнева. Фото: Diana Vishneva Foundation
Работа фестиваля в 2023 году открывается работой «Послание», приуроченной к Международному дню танца. Над «Посланием» работали сразу четверо постоянных хореографов Context — Ольга Васильева, Илья Манылов, Татьяна Чижикова, Елена Чурилова. Работа будет посвящена размышлениям о природе и объединяющей силе танца.
Гала-концерт к 45-летию Театра балета Бориса Эйфмана
Где: Государственный Кремлевский дворец, Москва
Когда: 4 апреля
Борис Эйфман уже давно покорил сердца зрителей своими балетами. К 45-летию своего театра Эйфман устраивает праздничное гала в Кремле, где будут показаны отрывки из самых лучших постановок — «Анна Каренина», «Роден, ее вечный идол», «По ту сторона греха», «Чайковский. PRO et CONTRA», «Эффект Пигмалиона», «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», «Чайка. Балетная история».
Если предыдущие балеты зрители могут видеть в постоянном репертуаре театра Эйфмана, то для праздничного гала хореограф сделал настоящий сюрприз для своих поклонников. Помимо отрывков из постоянных спектаклей, на гала представят также специально восстановленные фрагменты из балетов «Мастер и Маргарита» и «Двухголосие». Эти постановки Бориса Эйфмана эпохи 1970–1980-х давно сошли со сцены, и многие современные зрители никогда их не видели.
Новости — 18 октября 2022, 18:06
Путь от конкурсанта до куратора фестиваля Context. Diana Vishneva. Интервью с хореографом Павлом Глуховым