Обзоры, Кино — 31 марта 2023, 12:00

Ну, посмотрим. «Шазам! Ярость Богов», «65»

Закари Ливай шерит с Хелен Миррен порцию картошки фри. Адам Драйвер учит Ариану Гринблатт художественному свисту. Антон Фомочкин рассказывает о новинках мирового проката.

«Шазам! Ярость богов» (Shazam! Fury of the Gods)

Дочери поверженного Атланта Геспера и Калипсо (Хелен Миррен и Люси Лью) беспрепятственно (экскурсовод принимает их за античных косплееров) подбираются к разломанному пополам волшебному посоху, выставленному в афинском музее. Превратив посетителей в терракотовую экспозицию, обиженные наследницы титана соединяют части артефакта при помощи плененного мага (Джимон Хонсу) и подумывают лишить супергеройской силы 17-летнего Билли Бэтсона (Эшер Энджел) — при выкрике «Шазам» тот становится комикующим кидалтом-культуристом в трико (Закари Ливай) — вместе со всей его приемной родней. 


Сиквел, который по ощущениям должен был бы быть минимум триквелом: из-за производственной пробуксовки дети выросли, а участники семейного подряда по спасению мира — в кульминации первого фильма юноша щедро поделился магическими скилами с братьями/сестрами — успели друг друга утомить. Вариации на тему «Большого» с Томом Хэнксом уже не разыграешь, дистанция между несдержанным инфантилом-Шазамом (с повадками четырнадцатилетки) и застенчиво-рефлексирующим юношей Билли очевидна настолько, что, по-хорошему, остаться должен только один. И сколько ни сочиняй красивых толкований о том, что ряженый великовозрастный дурачок — аватар вытесняемого пубертата, а любой культ сверхлюдей (Бэтсон тащится по Лиге справедливости) — этакая бэт-пещера, укрытие для всех (от мала до велика), кто лелеет в себе ребенка, «Ярость Богов» не станет хитрее и умнее, как не получится культуролога из семиклассника, прочитавшего собрание сочинений Славоя Жижека. 

Второй «Шазам» — все тот же младший брат лучшего друга, который вечно таскается за вами хвостом. Раздражающе навязчивый, если силится казаться старше. Обаятельный и незлобный, когда перестает заискивающе красоваться. Поп-культурный мэшап соответствует кругозору нервозного подростка. Соломона путают с Саруманом. Шутки про «Форсаж» и «Игру престолов» соседствуют с неймдроппингом из античной мифологии (приблизительное понимание которой намекает на прочитанного «Перси Джексона», а не Кунца). Силовой купол, накрывший Филадельфию, подсмотрен у «Симпсонов в кино». Обвал местного подвесного моста перекочевал прямиком из пролога пятого «Пункта назначения». Что же у «Шазама» своего? Мотивационно-сближающие речи о семейных ценностях да заразительно идиотничающий Ливай.

Кадры из фильма «Шазам! Ярость Богов»

По истечении первого часа щекочущему чувству стыда, которое вызывает фильм Сандберга, легко сдаться. Хелен Миррен практикует приемы MMA (!) и невозмутимо произносит даже самую безнадежную чушь о драконах и древе жизни. Люси Лью с нескрываемым удовольствием играет тефлоновую стерву. Шазам грезит о свидании с Чудо-женщиной — камео, которого ждешь не меньше появления залетного Кавилла в безнадежном «Черном Адаме». Младшая сестра Бэтсона подкармливает единорогов Skittles, приговаривая: «Попробуй радугу». Синдром самозванца, который тяготит Билли, — не шутка, это кино написали взрослые мужчины, выросшие на Beastie Boys и Бонни Тайлер, и они совсем не поспевают за младшими, но ведь и в детство может впасть каждый. 

[STAT_ART_2]

«65»

Не пережив столкновения с астероидом, космический шаттл «Сойка» терпит крушение на неопознанной планете, растеряв в приземлении почти все пассажирские криокамеры. Невредимыми (и то относительно) остаются капитан судна Миллс (Адам Драйвер), несший двухлетнюю вахту на мостике, и маленькая девочка Коа (Ариана Гринблатт), чья капсула чудом не стала смятой консервной банкой. На горной вершине в 15 километрах застрял спасательный отсек. Там же, по обещаниям Миллса (лишь бы успокоить ребенка), Коа ждут ее родители. 


Вымирающий вид блокбастера — сентиментальный голливудский мейнстрим без многосерийных амбиций. Увлекательный турпоход с динозаврами. Сердечное survival-приключение, которое легко представить в расписании мультиплекса начала десятых по соседству с каким-нибудь «Исходным кодом». Еще на «Тихом месте» сценарный дуэт Бек/Вудс наловчился торговать хай-концептами (манкий сюжет одной строкой. — Прим. SRSLY). «65 миллионов лет назад путешественник потерпел крушение на Земле», — сопровождает название фильма пояснительная приписка. И правда — полтора часа Миллс ведет Коа, отбиваясь от разнообразных тварей, водных, наземных и летучих. В редкие минуты затишья парочка переговаривается на птичьем языке — девочка совсем не понимает речи спутника. На экране все то же «Тихое место», только с засильем тиранозавров и без героев, корячащихся в акробатических кульбитах, лишь бы не наделать шума. 

Все страдания выпадают на долю выдающегося артиста Драйвера (достойный выбор на роль протоземлянина): кросс-заплыв в болоте; осколочные ранения и укусы; падения, вывихи и переломы. В его интерпретации драма Миллса — ради необходимого заработка он оставил на своей планете покашливающую болезную дочурку — разыграна с эмоциональной самоотверженностью маликовских поэм о потерях и позволяет «65» быть даже более весомыми, чем изначально предполагала его драматургическая пунктирность. Коа — проекция дочери, все более осязаемая с каждым километром дороги. Миллс, поначалу готовый от отчаяния застрелиться, находит в этой непоседе, которая бросается клубникой (мелового периода), — причину куда-либо вернуться. Ведь каждому на любой тарабарщине будет понятно слово «домой», как и какое-нибудь легкое ругательство, которое так приятно подхватывать за взрослыми в детстве. Взбесившаяся американская критика разочарованно клеймит «65» неразвлекательным — но это и не спилберговский парк развлечений — и несмешным — а должен быть? Милс и Коа — нарисованы смутно, но на то они и наскальные рисунки. Одна фигурка поменьше (и помладше), другая побольше и сильнее. Папа с дочкой из кружочков и палочек. 

[STAT_ART_2.5]

Фото: кадр из фильма
Кино — 23:14, 7 октября
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Ловушка», «Чужой: Ромул», «Гарольд и волшебный мелок»)
Новости — 19:41, 7 октября
Кирилл Дыцевич заменит Никиту Волкова в 2-м сезоне «Постучись в мою дверь в Москве»
Новости — 17:40, 7 октября
Киану Ривз дебютировал в профессиональных автогонках
Новости — 15:35, 7 октября
Улучшенные рекомендации и новый интерфейс: «VK Музыка» представила крупнейшее обновление за 17 лет
Новости — 13:30, 7 октября
Дарья Мороз и Ксения Собчак озвучили отрывки из нового романа Пелевина