В новом выпуске лектория «Белого шума»
Татьяна Толстая побеседовала с поэтом Дмитрием Воденниковым о снах и том, что они скрывают и как влияют на творчество. Гостями прошлых выпусков лектория были
поэт Сергей Гандлевский и писатель
Джон Шемякин.
Поэт сравнил сны с дырками в ткани существования, через которые люди связываются с закрытыми для них мирами. При этом Воденников вспомнил об одном из рассказов Толстой, в котором главный герой, открыв дверь, оказывается в блокадном Ленинграде. Поэт признался, что ему накануне интервью снилась Толстая. Писательница предстала в образе его матери, хотя Воденников не настолько близок с Толстой. В этом ему видится некоторая скрытая потребность его подсознания.
От Фрейда разговор перешел к Достоевскому, которого Воденников часто перечитывал в последние месяцы. Поэт отметил, что Федор Михайлович часто описывал события романов так, будто они произошли во сне. Вспоминая «Преступление и наказание», поэт привел в пример сцену, произошедшую в комнатке Раскольникова. Как-то раз в ней собралось человек шесть, не считая самого Раскольникова, что невозможно само по себе. А в конце сцены, когда все вышли, герой говорит, что хочет спать, что подтверждает догадку Воденникова.
Упоминались во время беседы и другие русские писатели и поэты — Федор Сологуб и Анна Ахматова. Воденников вспомнил сцену из рассказа Сологуба «Тени», в котором главный герой, маленький мальчик, очарован тенями, отбрасываемыми руками своей матери. Вспомнил поэт и знаменитое стихотворение Ахматовой «Во сне».
Фото: Unsplash