Ты руководствуешься личными вкусами в выборе артистов, которыми будешь заниматься?
В основном, да. По сути, у меня нет сейчас такой задачи — найти музыканта, которому я бы пошла помогать. Она сама приходит из твоего же окружения, либо из окружения окружения. С творческим человеком, с которым вы работаете, у вас действительно должен быть коннект, вы должны понимать друг друга. В первую очередь, я задаю вопрос: «Чё хотите?» Если мне выдают: «Хочу миллион прослушиваний и тиктоке», я отвечаю: «Я это не делаю, это не ко мне». А если мы с человеком говорим про музыку, то ко мне.
Ты отвечаешь за качественный показатель, а не за количественный?
Хорошая формулировка. Наша задача — сделать так, чтобы музыка вышла и была услышана, плюс придумать, как оформить релиз.
Если музыкант по твоей рецептуре запустил релиз, дальше все-таки имеет смысл обратиться к кому-то еще, чтобы накрутить просмотры или сделать вирусное видео?
Если музыканту этого хочется, то, конечно, следует обратиться к специалистам. А если ему нужно другое, то есть и органика, и сопутствующие офлайн-выступления, у большинства артистов есть и диджейское alter ego. Так или иначе, есть уже каналы взаимодействия с какой-то аудиторией. Но и частота релизов, даже если она не подкреплена маркетинговыми инструментами, в которые нужно вливать деньги, все равно дает свой прирост. Может быть, я говорю вещи, которые нельзя говорить, но мне нравится выстраивать путь именно так.
Частота релизов означает, что, если у тебя есть 12 треков, лучше выпускать по одному в месяц, чем сидеть и долго вымучивать альбом, чтобы его через полтора года вывалить. Правильно?
100%. Есть артисты, например, которые говорят: «Мой альбом — это концепция, ее нельзя разрушать». В таком случае к артисту тоже нужно прислушаться, потому что это его творческий объект. Но, допустим, моя рекомендация: если у вас альбом на 12 треков, то делайте лучше релизы не раз в месяц, а раз в две недели, а потом уже выпускайте полноценный альбом. Это позволяет работать, в первую очередь, с алгоритмами стримингов. Эта техника релиза называется Waterfall.
Я видел у тебя в фейсбуке диаграмму, где было наглядно видно, какие стили доминировали в SoundCloud в прошлом году. Насколько я мог заметить, твои любимые не очень пересекаются с тем, что там указано. Это не drill и не brazilian phonk. Насколько для тебя самой важно эти тренды отслеживать?
Phonk мне нравится, прям сильно нравится. Я сейчас занимаюсь группой «Поели», естественно, мы смотрим, что происходит. Я им говорю: «Давайте запишем сингл весной, а то мы пластинку продали, а людям больше ничего не даем послушать. Сделаем с налетом фонка, модно».
Допустим, я написал трек в стиле drill. Насколько важно, чтобы я поставил хэштег #drill?
Хэштеги — важная тема. На Bandcamp всегда обязательно надо тысячу хэштегов указать, посты в инстаграме тоже без хэштегов не работают. В целом, охарактеризовать свою композицию автор точно должен уметь хэштегами, особенно при загрузке музыки на площадки и при питчинге. Чем больше ты сможешь дать характеристик и описания своему треку (хэштегами, тегами — у всех по-разному называется), тем лучше.
А еще сейчас есть много сервисов, типа ONErpm и TuneCore, которые позволяют артисту самому «заливать» свои композиции, минуя менеджеров, посредников и лейблы.
Мне кажется, это прорыв для всех, хотя есть и хорошие, и плохие стороны. Не всем артистам охота выбирать себе дистрибьютора. Это просто, но я делаю эту работу для людей, которым лень этим заниматься.
Ты подбираешь им сервис, через который стоит заливать?
Да, потому что не всем все сервисы подходят. А исходя, например, из запроса артиста, можно выбрать ему дистрибьютора. Там есть много факторов. Например, у дистрибьюторов разные варианты оплаты релиза. На ONErpm ты можешь бесплатно «залить», но у тебя будут снимать процент с отчислений. Если вообще нет денег, это подходящий вариант. Просто у TuneCore только платные опции. А вот у DistroKid, например, раньше не было кириллицы, и если у кого-то из артистов название принципиально писалось на кириллице, платформа не дистрибутировала их на российские площадки. А если ты артист из России, то должен присутствовать на российских площадках, а может быть, тебе это и не надо. Нужно собрать максимум информации с человека.Как ты разобралась?
Когда я заканчивала онлайн-курс в Беркли по мьюзик-маркетингу, у меня был друг. Он писал музыку и выкладывал ее на SoundCloud, она мне очень нравилась. Я пришла и говорю: «Сережа, а можно я твою музыку на Apple Music загружу и что-нибудь поделаю с ней, типа поучусь?» Он говорит: «Да ради Бога, забирай и делай с ней, что хочешь». То есть у меня было желание чему-то научиться, а у него был контент, с которым я могла работать.
Что еще тебе дало образование Беркли?
Вообще, в Беркли очень круто учиться, потому что, во-первых, у тебя целая группа однокурсников со всего мира. Вас 20 человек, вы три месяца можете общаться. Все с разным опытом: там уже и менеджеры, и сонграйтеры, и музыканты, и кто угодно. А я тогда пришла с нуля. Плюс, Беркли — это американский вуз, и тебе там дают много сопутствующей информации из разных источников, которые в нашем интернете на поверхности не лежат, например, где читать и узнавать про музыку. Я в прошлом году снова пошла туда учиться, но уже на музыкальное лицензирование. Если и изучать музыкальный бизнес, то там. Не очень дешево, но и не дорого, стоит того.
В Deezer ты смогла свои знания использовать?
Там как было: я пять лет проработала во французской страховой компании, занимаясь музыкой параллельно. Потом в какой-то момент у меня наступило понимание, что я хочу пойти работать в музыкальную компанию. Но естественно, сделать этот шифт без каких-то определенных академических знаний — сложно, поэтому я пошла и поучилась. Получила сертификат и внутреннюю уверенность, что могу эпплаиться в такие музыкальные компании, как Deezer или Orchard.
Ты видишь возможности для развития в России?
Когда я два года работала в «Дизере», у нас было три международных стриминга, три локальных, международные дистрибьюторы, мейджор-лейблы, конкуренция. Было клево, но потом стало обидно из-за монополизации рынка. ВК сейчас снова становится большим игроком, и мне от этого, скорее, грустно, чем весело. Но деньги, видно, у компании есть. Рост будет. Я все-таки за разнообразие и за обмен опытом. Надеемся, это вернется когда-то.
Я так понимаю, что группой «Поели» ты занимаешься плотно, это твой фаворит?
Да, потому что они пришли ко мне с конкретной задачей: «Написали альбом, хотим винил». То есть захотели не миллион просмотров в тиктоке, а виниловую пластинку. Мне нужно было выбрать завод, найти лейбл — им стал Sengiley Recordings (@sengiley_wax).
А завод у него, наверное, где-нибудь в Прибалтике.
Тут немножко микс получился. У этого лейбла есть свой контракт с заводом в Италии, но в то время там были еще ковидные очереди. Мы долго стояли и, посовещавшись с представителем лейбла, пошли другим путем и пластинку сделали на заводе в Риге, да.
Какие тебя сейчас занимают проекты и амбиции?
Короче, в этом году я очень хочу сделать CD, но мне еще в руки не пришла музыка, которую я бы поместила на компакт-диск. Так что жду.
У тебя есть интерес к олдскульным носителям. Ты даже целый фильм (Cassette: A Documentary Mixtape. — Прим. SRSLY) привозила про кассеты.
С этим доком была интересная история. Его снял американский режиссер Зак Тейлор и объездил с ним кучу фестивалей по всему миру. А я дружу с девочкой, которая занимается кассетным лейблом. Она мне, собственно, про него рассказала. Я этому режиссеру написала: «Чувак, можно мы сделаем два показа в России (в Москве и в Питере)? Денег не заплатим, но русские субтитры сделаем сами, и потом их тебе отдадим». Он оказался очень дружелюбным челом, и сказал нам: «Конечно, делайте». Так что мы запилили субтитры, организовали два офигенных показа, просветили людей и сами кайфанули.
Я читал, что в какой-то момент опять стали расти продажи музыки на олдскульных носителях. Это из-за того, что люди к ним испытывают ностальгическое влечение?
Кассеты — да, на более высоком росте, винил — тоже на подъеме.. Сейчас Metallica будет выпускать альбом на кассете. И Майли Сайрус, кстати. Но у меня к этим носителям отношение не ностальгическое. Это ведь столько возможностей. Во-первых, это мерч, а, во-вторых, прикольно. Когда ты работаешь над физическим носителем, у тебя намного более клевая и креативная работа, потому что ты ищешь дизайнера, вы разрабатываете обложку. У кассет вообще куча вариантов, как и у дисков. Плюс мы выпускаем музыку и в физическом виде, и в диджитале, потому что мы — про слушателя. Ему должно быть удобно включить музыку в любом месте, поэтому она должна быть доступной везде. Когда говорят: «А давайте сначала выпустим на Spotify, а потом везде», я говорю: «Нахрена? Чего вы этим добьетесь? Да ничего!» Для маленьких артистов — это 100% не выход.
Когда существует два канала — и физический, и диджитал, у тебя больше возможностей для придумывания каких-то маркетинговых ходов, продвижения и взаимодействия с разной аудиторией. Например, с людьми, которые приходят в магазин, с подписчиками в Bandcamp, с теми, кто просто фанат — им ты можешь продать мерч. У тебя больше способов поиграть с эксклюзивными треками. Соответственно, и способов привлечь людей тоже больше. Ну и сам творческий процесс намного интереснее, чем просто трек в диджитал выложить.
Но сейчас все лэптопы делают без CD-ROM драйверов.
Согласна, это проблема. Никто не любит компакт-диски, потому что они хрупкие. Как арт-объект — прикольно. И тираж можно любой сделать. Но здесь ты прав, CD — менее популярно, чем все остальное. Может, через какое-то время они тоже наберут популярность, хотя вряд ли. Их так не любят все, хотя качество же самое лучшее.
Но ты сказала, что у тебя есть мечта выпустить именно CD.
Все еще хочу это сделать.
Ты следуешь не за рациональным расчетом, а за сердцем?
Ну да. В этом весь мой подход к работе.