Разработка робота, способного не только исполнять песни, но и сочинять их, на протяжении нескольких лет велась в технологическом колледже Georgia Tech (Атланта). Руководил этой программой профессор Джил Вайнберг. Вместе со своими студентами он учил роботов играть на маримбе, танцевать под музыку, импровизировать на готовые музыкальные темы. В марте нынешнего года появилась информация о том, что его машина, получившая имя Shimon, обрела способность сочинять музыку и тексты песен, создавать для них аранжировки и наконец — петь. Как сообщали в Georgia Tech, робот изучил 50 тысяч текстов и мелодий, относящихся к джазу, прогрессив-року и хип-хопу. Было объявлено о выходе в апреле первого альбома Шимона и последующем турне. Правда, тогда, в марте, мало кто верил в то, что новый робот, внешне отдаленно напоминающий Марвина из «Автостопом по галактике», сможет давать концерты — по домам уже сидели и музыканты, и зрители. Но альбом был готов, оставалось только залить его на цифровые платформы.
По словам Ричарда Сэйвери, одного из разработчиков и аккомпаниаторов Шимона, в этом альбоме команда сделала акцент на сотрудничество робота и живого автора, несмотря на то, что Шимон в состоянии сочинить песню от начала до конца, пользуясь только заданной коллегами-людьми темой. «У нас, как и в любой группе, есть слабые и сильные стороны, — рассказывал Сэйвери изданию IEEE Spectrum, — и в нашем случае никто не умел писать тексты песен, кроме Шимона. Он получал ключевые слова, например, "земля" и "человечество", и на их основе строил текст. В помощь ему также была мелодия песни. Сначала он работал с понятием "земля", затем переходил к близким или противоположным по смыслу — "мир", "океан" и другие».
Среди прочих удивительных свойств Шимона его разработчики отмечали способность «отличать хорошее от плохого», что само по себе звучало как сенсация. Фактически речь шла почти о том, что у Шимона есть «вкус» — абстрактное качество, которое, казалось бы, невозможно описать при помощи кода.
В клипе, снятом для продвижения первого сингла Шимона Into Your Mind, роботу подыгрывали пять живых музыкантов (ритм-секция, два гитариста и профессор Вайнберг на клавишных), а Шимон аккомпанировал себе на маримбе. Назвать его в полном смысле «антропоморфным» роботом было бы преувеличением — у него, например, восемь рук. Но в его голосе было определенное обаяние. И, если не знать, что поет робот, уловить в нем оттенки «электронного» тембра сложно. Он звучит гораздо более естественно, нежели голос робота из любого фантастического фильма. И гораздо более по-человечески, чем обработанные автотюном голоса сегодняшних поп-звезд.
23 апреля вышел полноценный альбом артиста, чье официальное имя — Shimon The Robot. Он называется Shimon Sings и содержит 11 песен, первая же из которых, Biological Inclusion, включает в себя рэп-элементы и трэповую перкуссию. На нескольких дорожках обнаруживаются партии трубача и рэпера Дэшила Смита. Обязательно послушайте трек Children Of Two, в котором Дэшил Смит устраивает с Шимоном настоящий рэп-баттл.
Чувство рифмы и способность мгновенно подбирать нужное слово — одно из тех качеств робота, в которые сложно поверить с ходу. Как и в идеальное многоголосие в песне Consciousness Performs. Как и у любого начинающего артиста, у Шимона на альбоме есть кавер-версия — Under My Thumb The Rolling Stones. Шимон даже успел подготовить к релизу альбома актуальный номер на тему пандемии — трек Pandemic Hope, который на пластинке предваряет полуминутный Pandemic Slam.
Если говорить о стиле альбома в целом, то это, скорее всего, прогрессив-рок и джаз-рок, подновленные средствами хип-хопа. Как сказано в одном из анонсов релиза, звучит это все «устрашающе по-человечески». Может быть, это еще одна составляющая сенсации: многие сегодняшние хиты в гораздо большей степени производят впечатление сделанных машиной в соответствии с алгоритмом, нежели песни, написанные восьмирукой железкой.
Мне бы очень хотелось прочитать более подробный анализ уже вышедшего альбома. Его ведь можно послушать на всех цифровых сервисах. Но вот какая штука. Рецензий на Shimon Sings я не нашел ни на одном из авторитетных ресурсов, отслеживающих все новое и необычное в музыке. Ни положительных, ни отрицательных. Если же заглянуть на ютьюб-канал Georgia Tech, то можно обнаружить, что ролики с Шимоном редко набирают хотя бы две тысячи просмотров. Рекорд — Into Your Mind, 22 тысячи просмотров.
Нам казалось, что в период пандемии любой оригинальный контент получит гораздо больше внимания, чем обычно. Люди сидят дома, ищут в интернете интересное и новое. Можно, конечно, сказать, что внимание от альбома Shimon The Robot отвлекли пандемия и волнения в США. Но цифры, которые показывают песни робота, это совсем катастрофа. Ролик с рэп-баттлом человека и машины может набрать 1,2 тысячи просмотров только в том случае, если стоящие за этим проектом люди намеренно не будут делать ничего для того, чтобы о нем узнали за пределами научного сообщества. Те, кто научил машину сочинять песни, оказались никудышными пиарщиками. Роботу пора подумать о смене менеджмента.