Обзоры, Кино — 14 марта 2023, 19:51

Новое французское кино: «По правилам и без», «Маскарад», «Новая игрушка»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
9 марта в российский проект вышла новая режиссерская работа Луи Гарреля «По правилам и без». Также на стримингах можно обнаружить каннскую картину Николя Бедоса «Маскарад» про Ниццу и влажные волосы Марины Вакт, а также ремейк той самой «Игрушки».

«По правилам и без» (L’innocent)

Абель (Луи Гаррель), работающий экскурсоводом в Лионском океанариуме, сталкивается с неразрешимой для себя проблемой. Его мать Сильви (Анук Гринбер) выходит замуж за заключенного Мишеля (Рошди Зем). Абель встречает свадьбу с кислой миной и подстрекает свою подругу Клеманс (Ноэми Мерлан) на слежку, поскольку не верит, что исправительное учреждение в самом деле меняет людей.


Приятный факт: Луи Гаррель к своей четвертой режиссерский работе не просто вырос как сценарист и режиссер, но и нащупал свой собственный стиль, благодаря богатому кинематографическому воспитанию. Луи апеллирует к чистому жанру авантюрной трагикомедии, в которой артисты работают с такой же мощной самоотдачей, как в хорошей фестивальной драме. Название, в оригинале иронически отсылающее к картине Лукино Висконти «Невинный», вносит забавные контекстуальные коррективы в мотивацию Абеля. Его инфантильный характер и болезненная детская привязанность к маме (которую, он разумеется, отрицает) вызывает у него порывы ревности (как и у Тулио, героя Висконти), подталкивающие в итоге и к параноидальной слежке и к попытке в «профессиональном» плане сблизиться с избранником матери и принять его в семью. Семья же Мишеля — его подельники, планирующие украсть крупную партию черной икры, на чем, конечно, скорее всего, всей несчастной ОПГ придется погореть. И отдельно стоит отметить, как Луи продолжает импровизировать с биографией своего экранного героя — его альтер эго, Абелем Лефранком, роль которого он исполняет в каждом своем режиссерском проекте. Ведь Абель — это такой Антуан Дуанель (главный герой картины «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо. — Прим. SRSLY) XXI века, постоянно попадающий в чувственные передряги. Пятью словами: не пропустите на больших экранах.

[STAT_ART_4]


«Маскарад» (Mascarade)

Адриан (Пьер Нине) — морально и физически травмированный танцор, проводит жаркие летние дни в Ницце, где существует на обеспечении у актрисы в летах Марты (Изабель Аджани). На одной из светских тусовок его взгляд притягивает аферистка и красавица Марго (Марина Вакт). У парочки вспыхивает жаркий роман, результатом которого становится хитрая схема обогащения, в которой чувства, страсти и самые низменные желания станут частью лицемерного маскарада.


Неожиданно для всех Николя Бедос к своей четвертой полнометражной работе пришел к тому, отчего, в своем ярком дебюте «Он и Она» (Mr & Mme Adelman), был предельно далек. Традиция французского «папочкиного кино», с которой боролась творческая молодежь во время революции 1968 года, Годар, Трюффо (учредивший компанию Les Films du Carrosse) и другие, буквально оживает в повествовании Бедоса. Это анахроничное, асинхроничное, громоздкое кино из середины прошлого века. В бесконечном водевиле, преисполненном скучных адюльтеров, есть одно украшение — Марина Вакт с соленой от морской воды кожей, впечатляющая своими ослепительными нарядами и идеальными очками. В остальном же Изабель Аджани играет уставшую от жизни диву, Франсуа Клюзе — потерявшего голову от любви старика, а Пьер Нине, обладающий обаянием консультанта из мебельного магазина, разыгрывает противоречивость чувств. Грустно, что Бедос растерял легкость и драйв, которые были присущи его методу, дабы завязнуть в судебных вставках, истерических самоповторах, безликих играх со сложным временным повествованием. И все ради копеечной мысли: люди часто надевают маски, а их жизни суть — доподлинно мас-ка-рад. И это во всех смыслах, печально.

[STAT_ART_1.5] 

«Новая игрушка» (Le nouveau jouet)

Богатейший человек во Франции Филипп Этьен (Даниэль Отой) владеет заводами, оригинальным «Иоанном Крестителем» Да Винчи и в одиночку воспитывает сына Александра (Симон Фалю). Александр — настоящий трудный ребенок, которого не удивить ни игрушкой Bearbrick (машем ручкой Тимати), ни предложением слетать в Японию. Но во время привычной прогулки по французскому ЦДМ в компании бодигардов парень замечает спящего посреди рекламной экспозиции охранника Сами (Жамель Деббуз), указывает на него пальцем и произносит: «Упакуйте».


С вводными «Новой игрушки» комедиограф Джеймс Ют вполне мог бы претендовать на фестивальные лавры Стефана Бризе и его кинематогорафической вселенной (вспомним, например, «Закон рынка»), потому что араб, которого с увеселительными целями в подарочной упаковке привозят в чуть ли не Версальский дворец, — заявка на несколько «Треугольников печали». Но Ют работает аккуратно, вовсе не робко, а, скорее, не стараясь выйти за пределы комедии воспитания, уважительно обращающейся с оригиналом («Игрушка» с Пьером Ришаром).

Александр, буднично летающий на занятия серфингом в Биарриц, все время был колючкой, потому что его мама умерла из-за тяжелой болезни, а отец-магнат никак не может найти в себе силы, чтобы открыться перед ребенком. Эта понятная и хорошая коллизия работает и в отношении героя Сами. Его жена Элис (Алис Белаиди) ждет первенца, и сам он познает азы отцовства, управляясь с мелким взбалмошным богатеем, который тоже оказывается не шаблонным дураком при купюрах, а подростком, интересующимся астрофизикой. Прикольно!


Из важного: Даниэлю Отою очень к лицу играть миллиардеров, немножко раздражает засилье англоязычной музыки (вероятно, рассчитывали на международный успех), социально-критический контекст припрятан довольно умело. Жена Сами в перепалке с его бывшими коллегами по заводу, увидевшими в соцсетях ролики, где Сами выполняет функции домашнего животного, роняет фразу: «Да вы бы и за меньшие деньги полезли в коробку». Не в бровь, как говорится, а в глаз.

[STAT_ART_3]

Фото: кадр из фильма
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости — 15:19, 18 сентября
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина