Сюжет Atomic Heart происходит в альтернативной реальности, в 1955 году. Но, чтобы его понять, необходимо сделать пару отступлений. За 20 лет до основных событий в СССР появляется профессор Сеченов, который изобретает роботов и искусственный интеллект. Благодаря им Союз выиграл Вторую мировую уже в 1941-м, Гагарин полетел не только в космос, но и на Луну, а власть партии расширилась почти до мировых масштабов. Роботы стали главным рабочим и военным инструментом. А когда их стало слишком много, Сеченов придумал объединить механизмы единой нейросетью «Коллектив», чтобы они могли общаться и учиться. И вот мы снова возвращаемся в 1955-й. На объекте «Предприятие 3826» (к слову, находится в Казахстане) после запуска нейросети роботы восстали против людей. Сеченов подозревает, что сбой — это диверсия другого видного изобретателя — Виктора Петрова. Найти предателя и разобраться в ситуации профессор приказывает майору разведки Сергею Нечаеву — собственно, протагонисту Atomic Heart, — которому Сеченов когда-то спас жизнь, а сейчас стал как отец.
Понятно, что историю про взбесившийся ИИ трудно назвать оригинальной. Благо наши разработчики оказались с выдумкой. Поэтому после размашистого начала (летающий город, парад роботов, бабушка с «Базукой») Atomic Heart продолжает набирать обороты и ко второй половине превращается в коктейль из довольно безумных идей. Не все из них удачные. Например, автомат для апгрейда «Элеонора» томным женским голосом регулярно просит «вставить меч в ее приемное гнездо», а затем стонет — выглядит пошло и не к месту. В сюжете есть место Человеку-Желе — опять же немного кринж, и вообще непонятно зачем. Очевидно, что желание безудержно шутить навеяно перезапуском Wolfenstein (речь о The New Order и The New Colossus. — Прим. SRSLY). Там нацисты захватили мир, Гитлер поселился на Венере, один из основных положительных персонажей — великан с синдромом Дауна. Однако каким-то чудом все это не скатывается в пошлость, оставаясь китчем на грани. У Atomic Heart так не выходит.
С другой стороны — крутых моментов сильно больше. Разработчики шикарно переиначивают понятные образы. Дизайн врагов напоминает советские игрушки. А какие у них названия! Вовчик (андроид с усами на глянцевом лице), Рафик, Беляш. На всех обложках Atomic Heart также красуются жуткие роботы-балерины. В комнатах сохранений можно смотреть «Ну, погоди!». В какой-то момент майор Нечаев получит в пользование «Москвич», естественно, цвета кирпича.
Однако лучшая придумка в игре — это саундтрек. Именно придумка! Разработчики не просто лицензировали знаковые советские хиты («Звездное лето» Пугачевой, «Трава у дома» группы «Земляне»). Они вплели в сюжет «Радио будущего» — так называется изобретение местных ученых, которое способно определить, что будут слушать потомки. Поэтому из приемников звучат «Кино», Шура, Басков, Ветлицкая. Но и это еще не все. Во время важных моментов и в некоторых битвах фоном начинают играть фонк-индастриал-метал-каверы некоторых песен из основного саундтрека. Новыми аранжировками занимался в том числе и Мик Гордон (композитор Doom. — Прим. SRSLY). Получилось неописуемо! Даже если вы не будете играть в Atomic Heart, обязательно послушайте, как она звучит (помимо YouTube, саундтрек доступен в VK Музыке и «Яндекс Музыке»).
И тут мы начинаем подбираться к геймплею. Обычно это самая значительная часть в игровых обзорах на SRSLY, но, к сожалению, не в этот раз. Геймплей есть, и он… просто нормальный. Разработчики понабрали идей отовсюду: Far Cry, BioShock, Halo, Prey. Но сделали это неумело, даже поверхностно. Поэтому, как и в случае с Hogwarts Legacy, результат получился безликим. Хотя потенциал определенно есть! Первый час вас заставляют бегать фактически с одним пожарным топором в руках, поэтому все схватки — рубилово (в прямом смысле). И было бы круто, если бы Atomic Heart стала экшеном с упором на рукопашку и дефицитом огнестрела. Но нет. Нечаеву дают и много разного оружия, и скучные суперспобности (удар электричеством, холодом, неуязвимость), и кучу лута в придачу. И все это в почти открытом мире, где особо нечего делать — в общем, стандарт для современных AAA, без замаха на большее.
Также разработчики зачем-то периодически останавливают сюжет, отправляя героя искать то ключи к дверям, то прочий хлам, что, во-первых, скучно, а во-вторых, рушит темп повествования. И таких странных решений много. Atomic Heart бросает игрока в узкие коридоры, отправляет исследовать обширные локации; она сложная в начале и очень легкая к финалу (по логике должно быть наоборот). Но по итогу игру почему-то все равно хочется журить, а не ругать. Возможно, дело в восторге от эстетики, возможно, потому что сделали Atomic Heart «наши». И пусть разработчики сами не до конца понимают, что будет дальше — концовка одновременно и самостоятельна, и оставляет простор для продолжения — им хочется сказать спасибо. Как минимум за мысль, что понять себя можно, взглянув на мир чужими глазами. И в этом точно что-то есть!
P.S. Долго думал, куда вставить абзац про локализацию, и решил вынести за основной текст. Несмотря на то, что Atomic Heart — русская игра, озвучка вышла плохой. Актеры переигрывают и часто не попадают в свои образы. У той же бабы Зины слишком молодой для пенсионерки голос. Есть много звуковых багов. На этом фоне английская локализация выглядит в разы профессиональнее. Но, переключив игру на нее, вы гарантированно теряете в атмосфере, а происходящее моментально превращается в «Красную жару». Ибо comrade major без ухмылки воспринимать сложно.