Колонка, Кино — 19 февраля 2023, 21:12

Отец терминатора. Рассказываем о кинобиографии Стива Уильямса — художника-панка, совершившего революцию в компьютерной анимации

Кто бы мог подумать, что в индустрии создания спецэффектов к фильмам могут разворачиваться большие человеческие трагедии и бушевать настоящие шекспировские страсти. В фильме Jurassic Punk, доступном на цифровых платформах, режиссер Скотт Леберехт рассказывает историю студии спецэффектов Industrial Light & Magic (ILM), которую режиссер Джордж Лукас основал для создания инопланетных персонажей и космических ландшафтов в фильме «Звездные войны». Авторов Jurassic Punk интересует судьба художника Стива Уильямса, который в период работы на студии совершил одну за другой несколько революций в компьютерной анимации, а потом, практически, сам угробил свою жизнь.


Человеку, который не знаком с основами гидродинамики и программирования, все равно не понять, как канадец Стив Уильямс и его коллега, калифорнийский хиппи Марк А.З. Диппе, смогли создать для фильма Джеймса Кэмерона «Бездна» (1989) существо, целиком состоящее из воды, но с человеческим лицом. В том, что такое «код, позволявший имитировать синусоидальные волны», мы не сможем разобраться без соответствующей подготовки. А у Уильямса она была, причем до ILM он еще и успел поработать в военно-промышленном комплексе. Даже у Кэмерона были сомнения насчет технологии, которую изобрел Уильямс, и он готов был выбросить из фильма сцену с «лицом из воды», если она получится неудачной. Однако, когда все получилось, стало ясно, что на такой технологии можно строить целые фильмы.

Кадр из фильма Джеймса Кэмерона «Бездна» (1989)

Следующим прорывным изобретением Стива Уильямса (в компании его для краткости звали «Спаз») стал робот из жидкого металла, смоделированный для фильма Джеймса Кэмерона «Терминатор-2» (1991). Многих зрителей сами кадры из него вводят в ностальгическую эйфорию, но в Jurassic Punk нам подробно рассказывают и о закулисной стороне вопроса, о том, как Кэмерон и Спаз работали с актером Робертом Патриком, который играл Т-1000. Зрители старшего поколения помнят, насколько шокировал «Терминатор-2» от начала и до конца, в какой ужас вгонял проходящий сквозь огонь и тюремные решетки, разящий острым пальцем и, фактически, неуязвимый Т-1000. 

Кадры с роботом были настолько реалистичны, что сомнений не оставалась: на смену традиционной графической и кукольной анимации идет нечто во много раз более прогрессивное и эффектное.


Момент осознания индустрией того факта, что аниматорам старой школы скоро придется уйти на покой, стало главным драматическим поворотом в судьбе Стива Уильямса. Он попал в команду фильма Стивена Спилберга «Парк Юрского периода» (1993), и пока другие аниматоры искали способ сделать кукольные модели динозавров более реалистичными, Спаз создал при помощи компьютерной графики Тираннозавра Рекса, детально смоделировав шкуру ящера, его движения и мимику. На презентации динозавра продюсерам фильма другим аниматорам не пришлось ничего демонстрировать. Уильямс предложил не образы, а сразу технологию. Было ясно, что она изменит всю киноиндустрию. Следом Спаз создал героев «Маски» (1994) и окончательно стер границы между актерами и искусственно сгенерированными персонажами.

Кадр из фильма Стивена Спилберга «Парк Юрского периода» (1993)
Кадр из фильма Чака Рассела «Маска» (1994)

Фактурный, безбашенный Спаз стал, фактически, рок-героем, его разрывали на части интервьюеры, он выступал на конференциях по компьютерному моделированию и не скрывал свое видение будущего: скоро персонажей-людей в фильмах тоже начнут создавать на компьютерах: «Здесь даже гадать нечего, так оно и будет». А индустрия бурлила и сопротивлялась. Адвокаты семей старых голливудских актеров грозили судами, если кто-то попытается воссоздать их образы. Актерские профсоюзы бесились от того, что их члены могут лишиться работы. Наконец, внутри ILM были люди, гораздо в большей степени приспособленные к жизни внутри корпораций. ILM получала «Оскары» один за другим, но на церемонии приглашали не Уильямса, а тех его коллег, которые по мнению авторов фильма, тормозили прогресс и мешали воплощению идей Спаза и Диппе. К тому же Спаз и правда любил повеселиться во вполне панковском стиле. Чего стоит история о том, как он вместе со своими друзьями-байкерами приехал на Skywalker Ranch, проник в святая святых Lucasfilm — в кабинет Джорджа Лукаса — и раскурил там сигару режиссера.

Стив Уильямс, документальный фильм Jurassic Punk

Скотт Уильямс не умел жить в большой индустрии. Этот большой смешной человек, похожий на морячка Попая, ушел из ILM и снял вместе с Диппе супергеройский фильм «Спаун» (1997). Его хорошо смотрели, но это не была революция. Все же для того, чтобы идеи Спаза производили большой эффект, они должны были реализовываться в рамках больших студий.

В конце 1990-х — в 2000-е Скотт Уильямс работал в рекламной индустрии, и его талант, естественно, был там как нельзя кстати. Но Спаз хотел вернуться в большое кино и даже попросился обратно в ILM. Его не взяли. На дворе была другая жизнь.

Стив Уильямс в документальном фильме Jurassic Punk

Скотт Уильямс прошел через два брака, но камера документалистов застает его в полном одиночестве, в период борьбы с алкогольной зависимостью.

Оказалось, что создать жидкого робота и оживить динозавров оказалось для него более легкой задачей, нежели ужиться в большой корпорации и тем более — выстроить личную жизнь и справиться с зависимостями. Герои фильма описывают Скотта Уильямса, как человека, который смог сохранить связь со своим внутренним ребенком и потому оставался настолько талантливым и непосредственным долгие годы. Но повзрослеть он, похоже, так и не сумел.

Фото: кадр из фильма
Теги
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова