Как пришла идея создания паблика? С чего все началось?
Все началось с переезда в Москву и осознания того, что нет каналов про совриск с юмором, всё в большинстве подают душно и на пафосе, который отталкивает зрителя и художника. Ни на что не намекаю, но остроумие — признак ума, и эта ниша до сих пор свободна. Как говорил барон Мюнхаузен в фильме «Тот самый Мюнхаузен»: «Улыбайтесь, господа! Серьезное лицо — это еще не признак ума. Все самые глупые вещи в мире делаются именно с этим выражением лица».
И другой момент: юмор обезоруживает и обнажает зрителя, а если понять, как работает юмор, то это позволяет вести диалог об искусстве на совершенно другом уровне.
Все шутки ты придумываешь сам, или у тебя есть команда генераторов мемов?
99% придумываю сам. Бывает редко, что-то рождается из диалогов с подписчиками, или, например, они присылают мем, и если он смешной, я делю авторство с ними. И прикол в том, что это не шутки, это наша действительность!
Бывает так, что я вдохновляюсь комментариями по современному искусству в каком-нибудь канале, который вообще «не але». И смотрю на похожие цитаты, смотрю на реакцию, как зрители критикуют то, в чем не разбираются, и несут ересь — отталкиваясь от этого, создаю живой юмор и высмеиваю их публично.
Раньше у меня была фокус группа, чтобы проверять мем на «хихи», она и сейчас есть — просто использую саморефлексию, пока полностью не деградировал.
Какие цели ты преследуешь? Приносит ли канал ощутимый доход? Или это больше про просвещение через юмор?
Да, это больше про просвещение через юмор, чем про деньги. Моя задача — это заразить людей смехом, в который вшито зерно сомнений о совриске. Когда зритель заходит, видит только мем и ему смешно — это первый уровень, и даже если он отпишется, то он уже «заражен». А второй и третий уровни он не заметит — про то, как это работает, я рассказываю на лекциях.
Конечно, деньги я зарабатываю на канале, но это символические суммы, например, консультации для художников: я специально сделал их платными, чтобы художник ценил мое и свое время — как в тренажерке, за которую платит. Так же и с рекламой каналов: я рекламирую только то, что мне нравится. Что не нравится, не рекламирую даже за деньги. Зарабатываю в основном все так же на своем искусстве, на продаже идей.
Еще подписчики ждут от меня курсы по современному искусству — я хочу сделать их максимально адаптированными под свой канал, поэтому на подготовку требуется много времени. В общем, я бы не сказал, что являюсь финансово успешным, но стремлюсь к этому. Хочу развиваться и снимать кино, хочу сделать реалити-шоу «РАБЫ МАЛЕВИЧА», и мне кажется, что это будет новый уровень.
Какой у тебя бэкграунд? Где ты учился и какие ресурсы выделил бы, как наиболее значимые в сфере обучения современному искусству?
Я инженер-технолог по образованию, окончил Уральский государственный технический университет — УПИ имени Б. Н. Ельцина. С 13 лет занимался искусством как художник-самоучка. С 20 лет и по сей день занимаюсь совриском. Выставлялся в России и за рубежом — полный список мест можете найти в интернете. Раньше еще состоял в рэп-группе «Заплетение слов», после чего занимался музыкой самостоятельно. До сих пор пишу стихи и экстремальные музыкальные альбомы, а также снимаю короткометражки. А еще снимаюсь у Юли Поломиной в роли мужа Толи:
Про меня снял фильм художник Александр Белов («Я — Рожин». — Прим. SRSLY), которого я, естественно, не просил этого делать, и получилось довольно забавно — все думали, что я сам про себя снял фильм, без моего участия.
Расскажи про название: это ирония над авторитетом Малевича или подписчиками?
Это сатира на тему невежества в области современного искусства.
А Малевич, как отправная точка, когда изобрели фотоаппарат и живопись ушла на второй план. Прямо как сейчас нейросеть задвигает на второй план тех, кто мыслит в формате: «Если это красиво — то это искусство».
В комментариях под твоими постами часто творится какой-то невероятный сюр. Ты читаешь комментарии? Как считаешь, зачем люди все это пишут?
Это моя аудитория, с который я веду диалог про совриск, и изучаю ее для дальнейшего диалога. Сюр — это лучше, чем хейт, поэтому сама среда сюра похожа на ту, в которой я живу как художник, похожа на процесс творчества. Как раз в этой среде сам зритель, если он этого хочет, найдёт ответ на свой вопрос, главное, чтобы это не был утверждающий «вопрос без ответа». Поэтому в комментариях я часто занимаюсь тем, что дразню зрителя, но если он максимально открыт и честен — я открыт тоже. Я люблю использовать ненормативную лексику, стеб в качестве одного из рычагов управления в диалоге об искусстве.
А с агрессией в свой адрес часто сталкиваешься? Если да, то как реагируешь?
После 24 февраля все стали еще более сплоченными. В основном подписчики мне пишут доброе, по типу: «Серега, как ты там? Спасибо за то, что ты делаешь. Я сижу сейчас в разрушенном доме или в депрессии, я читаю тебя, и мне это помогает. Пожалуйста, не прекращай!»
В письмах меня часто благодарят, радуются как дети из-за того, что я им лайк поставил, или по-доброму стекут — как и я их. Бывает, присылают какие-нибудь смешные мемы со мной или советуются. Иногда пишут совсем молодые художники, которые только начинают свой путь, и просят совета, а я им даю этот совет. По возможности провожу встречи с подписчиками, и это очень круто, когда встреча проходит в одном из городов и приходит около 40 человек — можно попросить сигарету, разговаривать со всеми по душам, и нет никакой ненависти. Примерно такой среды я добивался для того, чтобы всем было комфортно на моем канале. Хоть со стороны и может показаться, что у нас тут балаган!
А негатив проявляется редко: кто-то с ним приходит, и он предсказуем — я даю шанс, но если потом человек ничего не понял, то блокирую. В запрещенной соцсети я не могу писать то, что думаю, но в телеграмме не церемонюсь с выражениями, когда «отправляю в далекое плавание» таких людей. Людей, которые сами себе враги. У меня нет времени еще отвечать на негативные комментарии, я лучше подарю свою энергию зрителю, готовому к диалогу.
В первую очередь ты ведь художник, так? Способствует ли ведение канала развитию твоей карьеры?
Конечно способствует, потому что где-то лет 10 назад я для себя понял, что искусство переходит в новый формат, и мои предположения стали сбываться уже сейчас — то, что происходит с искусством, как оно трансформируется для новой среды. Поэтому мем — как самый примитивный «культурный ген», как один из способов освоения нового пространства вместе со зрителями.
Где сейчас можно увидеть твои работы? Какие выставочные планы на ближайшее будущее?
Мои работы можно увидеть в коллекции музея ВИЗ-Синара в Екатеринбурге, в архиве музея GARAGE, в частных коллекциях. Выставочные планы сейчас будут реализовываться в Европе, преимущественно в Болгарии. Выставки в России будут тоже, но дистанционно.
Какие, на твой взгляд, главные проблемы современного искусства в России?
Это довольно долгий разговор, но скажу так: один видит проблему, а другой видит ее решения. Вот я выбрал для себя путь не искать проблему, а уже действовать.
А кураторство? Как ты считаешь, нужны ли какие-то реформы, способные сделать искусство «более доступным» для понимания?
Для этого нужны новые форматы медиаторов, как я, например, выбрал для себя путь медиатора-мемолога. Недостаточно просто иметь медиатора на выставке, который будет ходить и задавать вопросы... я знаю этих ребят, это прекрасные светлые умы. Но чтобы это было более эффективно, нужно учитывать реалии, в которых мы живем. На своем канале я это и учитываю: «мемы про совриск» — идеальный вариант.
Как, по твоему мнению, должна выглядеть идеальная выставка и кураторская работа?
Без экспликации.
И напоследок: сделаешь мем для SRSLY?
Говно вопрос!