Где: МАМТ
Когда: 15-16 февраля
Когда-то в стенах Кировского (ныне Мариинского) театра родилась крылатая фраза, отсылающая к Шекспиру, но переделанная на советский лад: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Так коллектив театра высказал свое отношение к новаторской музыке Сергея Прокофьева. Играть балет отказывался оркестр, а хореографу Леониду Лавровскому пришлось проявить стойкость, чтобы поставить балет на яркие, выразительные, а главное — длинные музыкальные полотна Прокофьева.
Сейчас эта история кажется выдуманной байкой, а «Танец рыцарей» Прокофьева на слуху у всех: кто знает его — из рекламы авто, а кто - из песни Робби Уильямса Party Like a Russian. Сам балет поставлен в театрах по всему миру и имеет десяток редакций совершенно разных хореографов. В Мариинке идет оригинальная, каноническая — Леонида Лавровского. В репертуаре Большого театра сразу две редакции: советская Юрия Григоровича и современная Алексея Ратманского.
Казалось, что ничего нового показать и рассказать в этой истории нельзя. Но в 2021 году современное прочтение вечной классики Шекспира, сделанное модным театральным режиссером Константином Богомоловым и молодым хореографом Максимом Севагиным, потрясло театральный мир Москвы (и не только).
Тандем Богомолов-Севагин изменил финал, осовременил текст Шекспира, ввел загадочных лирических персонажей «Он» и «Она». Чего только стоит начало балета, где мы видим митингующих с плакатами «Долой Прокофьева» — видимо, отсылающего нас к той самой истории бойкота оркестра Кировского театра. В этом спектакле вас удивит все: сценография, повествование, драматургия и в особенности образ Меркуцио. Не будем мучать вас спойлерами, просто доверьтесь нам и составьте свое мнение об этом сложном и неоднозначном спектакле.
Где: Большой театр
Когда: 5-9 февраля
Помимо легендарного советского «Спартака» Юрия Григоровича и самого московского балета Мариуса Петипа — «Дон Кихот», в афише Большого театра на февраль стоит эта тройчатка, премьера которой состоялась под конец прошлого сезона — 7 июля.
Для трех одноактных балетов еще в ковидный 2020 год были приглашены современные российские хореографы — Антон Пименов (руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета) и Вячеслав Самодуров (художественный руководитель Урал Балета). К приглашенным хореографам добавили «своего» — премьера Большого театра, Артемия Белякова.
Каждый из хореографов ставил балет без оглядки на других, поэтому получились три совершенно разные работы. Например, Антон Пименов в Made in Bolshoi попытался отразить дух труппы, ее эстетику. Неслучайно было выбрано такое яркое, кричащее название, отсылающее к бренду и товарному знаку театра. Правда, хореография Пименова — это ода классическому танцу, которая ближе к американским балетам Джорджа Баланчина (при рождении Баланчивадзе — американский хореограф грузинского происхождения, родившийся в Санкт-Петербурге. Считается одним из основоположников неоклассического балета. — Прим. SRSLY), чем к Большому театру.
Где: Мариинский театр
Когда: 5 февраля
Мариинский театр не отстает от МАМТа и Большого театра и в конце прошлого сезона представил свою премьеру — балет Бориса Тищенко «Двенадцать» по одноименной поэме Александра Блока. «Двенадцать» еще в далекие 1920-е шел в Михайловском театре в авангардном прочтении молодого Джорджа Баланчина. Тогда балет исполнялся под хор, читающий поэму. Через 40 лет постановку на музыку Тищенко осуществил Леонид Якобсон. Как выглядели спектакли Баланчивадзе (тогда еще не ставшего Баланчиным) и Якобсона никто точно не знает — оба по разным причинам, связанным, конечно, с советской властью, канули в лету.
И вот в 2022 году появилась третья редакция балета — Александра Сергеева, первого солиста Мариинского театра. По словам хореографа, он специально делает балет безвременным, показывая, что поэма Блока не про революцию, а про то, как люди периодически своими руками разрушают мир. Несмотря на безвременье, визуальное оформление спектакля своими красно-черными тонами отсылает к Октябрьской революции, а чтение поэмы Блока — к редакции Балачина. Вообще в балете много аллюзий и на «Весну священную» (балет Игоря Стравинского. — Прим. SRSLY), и на «Свадебку» (произведение Стравинского, которое он сам обозначал как «русские хореографические сцены с музыкой и пением». — Прим. SRSLY), которые идут в Мариинском театре, и даже на «Тайную вечерю».
Советуем посмотреть спектакль в разных составах, как самого хореографа Александра Сергеева в роли Чтеца, так и Екатерины Кондауровой. Если балет может понравиться не всем, то харизматичное исполнение артистов Мариинского театра не оставит равнодушным никого.
Где: Александринский театр
Когда: 17-18 февраля
За последние два года в России появились две новые балетные «Чайки». Одна с 2021 года идет в Большом театре в редакции Молочникова-Посохова, другая (о которой и пойдет речь) с февраля 2022 года украсила репертуар Александринского театра.
Как и Юрий Посохов в Большом театре, постановщик Борис Эйфман делает своего Треплева хореографом, который ищет себя в танце. Правда, сделал это Эйфман еще 15 лет назад — балет был поставлен в 2007 году и возобновлен к юбилею хореографа. Действие спектакля переносится в репетиционный зал, и здесь становится понятным добавление к названию всем известной пьесы А. П. Чехова — «балетная история». В «Чайке» Эйфмана, как в любом кино про балет, все соревнуются друг с другом: хореографы Треплев и Тригорин, балерины Аркадина и Заречная.
Балет как минимум заслуживает вашего внимания в сравнении с версией Юрия Посохова. Отдельно мы рекомендуем сравнить образы Аркадиной в исполнении великолепной Марии Абашовой, прима-балерины труппы Бориса Эйфмана, и не менее прекрасных артисток Большого театра.
Где: Урал Опера Балет
Когда: 21-22 февраля
Завершает нашу выставку достижений российского современного балета спектакль L.A.D., который является посвящением композитору Леониду Десятникову. Новые балеты на музыку композитора поставили молодые и не очень российские хореографы — Максим Петров, Максим Севагин, Андрей Кайдановский, Вячеслав Самодуров. L.A.D. номинирован на «Золотую маску» в этом году совместно с уже упомянутыми выше «Ромео и Джульеттой» Максима Севагина и «Танцеманией» Вячеслава Самодурова. Таким образом, Севагин и Самодуров выходят в лидеры, получая номинации и за собственные работы, и за работу в качестве хореографов L.A.D.
Спектакль, как и тройчатка Большого театра, примечателен тем, что показывает весь свет российской хореографии: разные школы, разные театры, разные хореографы. Благодаря Вячеславу Самодурову труппа Урал Балета в прекрасном состоянии. Чем не идеальный повод отправиться в Екатеринбург? Тем более, цены на билеты в Урал Балете приятно удивят любого балетного зрителя.