Ты же изначально не из IT, верно?
Я не сразу стала продакт-менеджером. До Skyeng, который стал моим стартом в IT, я работала в Московском психолого-педагогическом университете, где получила два образования и прошла путь от методиста до начальника отдела практики и заместителя декана факультета к 23 годам. Я поняла, что в формальном образовании не смогу расти, и попробовала горизонтальное перемещение. Мой факультет занимался подготовкой управленцев для МЧС, и я легко перешла в аппарат управления начальника в Пожарно-спасательном центре, где занималась планированием и процессами. На этой должности проработала несколько лет, но продолжала искать себя.
А как ты пришла в IT?
В какой-то момент, работая в МЧС, я окончательно поняла, что могу и хочу гораздо большего. Я начала хаотично погружаться в мир IT, потому что четко видела возрастающий тренд и даже пошла учиться на frontend-разработчика. Помню, как у нашего потока проходило организационное собрание в офисе Mail.ru, который всегда был прекрасен. В этот момент я ясно почувствовала, что обязательно должна работать в такой среде, которая заряжает, дает свободу и ответственность.
Разработчиком у меня так и не получилось стать, но я начала понимать термины, почувствовала вайб и постепенно стала искать работу в IT. Случайно друзья рассказали мне про Skyeng: они учились в этой онлайн-школе, были на экскурсии в офисе и восторженно о ней отзывались. Я посмотрела вакансии Skyeng и увидела позицию «менеджер по развитию бизнеса в B2G». Позиция предполагала, что нужно не только понимать госсектор, но и представлять интересы IT. Я откликнулась и уже через неделю получила оффер, потому что начальник «увидел огонь в моих глазах». Я согласилась, хотя оффер на место джуна был ниже моей ставки в МЧС, однако с тех пор ни разу не пожалела. В Skyeng я прошла путь от business development manager и шефа группы дистрибуции в B2G до руководителя продукта по работе с вузами.
Расскажи про свой опыт запуска стартапа и построения успешного продукта в суперкороткие сроки.
Я стала руководителем юнита после реорганизации команды B2G: тогда из 70 человек нас осталось 10 ребят, в том числе я. К этому моменту я работала по запуску проектов с министрами и топ-менеджментом Enterprise-компаний (это компании, занимающиеся разработкой программных продуктов под требования конкретного заказчика. — Прим. SRSLY). Наша команда тогда уже начала продвигать платформу Skyes — для преподавания английского в школах. За несколько месяцев до этого на одной из конференций по образованию я так яростно представляла платформу, что ею заинтересовался и запустил пилот один из топ-10 вузов России. Я очень верила в свою идею и к моменту расформирования B2G составила прогнозную модель роста платформы в университетах. Проект заинтересовал одного из сооснователей Skyeng. Так платформа получила шанс на жизнь в сегменте новых бизнес-юнитов Skyeng.
За два года мы доработали контент платформы для вузов, построили дистрибуцию, достигли операционной окупаемости и построили лидогенерацию на международном рынке командой из семи человек.
Думаю, в этом больше всего мне помогли:— огромная вера в продукт;
— поиск «неограненных алмазов» в команду: брала ребят с небольшим опытом, но огромным рвением. На этой энергии нас прямо несло вперед;
— ограниченность ресурсов: у нас был минимальный бюджет на тесты, и поэтому прям пришлось «хакнуть рынок», иначе мы бы не выжили на стандартных схемах;
— своевременно пойманный тред на коллаборации EdTech и вузов.
Рейтинг Forbes «З0 до 30» без тебя кажется неполным…
Во-первых, я уже из категории 35+. А во-вторых, я не хочу, чтобы кто-то меня оценивал и приклеивал знак качества. Хотя прикольная ачивка для портфолио.
Ничего себе, я думала, тебе лет 29…
Ты рассказывала про то, что сталкивалась с жестким выгоранием. Что тогда чувствовала? Можешь дать совет, как такого не допустить?
Выгорание — это отстой. 0 из 100, абсолютно не рекомендую.
Вот как это ощущалось у меня:— абсолютная усталость и нежелание общаться ни с кем;
— ненависть к когда-то любимой работе;
— панические атаки, когда передо мной стояла задача больше чем на десять минут;
— тревога, которая мешает спать и жить. Невозможно ни делать что-то, ни не делать. Это полный ступор.
Вот что я решила предпринять, чтобы никогда такого больше не было:
— каждый день заканчивать работу до того как «полный ноль в бензобаке». Финалить с ощущением, что «могу еще немножечко поработать, но не буду»;
— четко ставлю приоритеты: три важных дела на неделе. В остальном разрешаю себе облажаться;
— все задачи, в том числе личные, планирую прямо в гугл-календаре: ну правда, у меня всего 24 часа, как у всех. Я физически не впихну 28 часов в сутки. Оставляю себе время на ничего не делать;
— смотрю сериалы и читаю фантастику: да, убегаю от реальности. Это непродуктивно, но мне помогает. (Улыбается.)
Что было после Skyeng?
Я получила трудовую книжку на руки в конце февраля 2022 года. Выходила на поиски с желанием открыть свой коворкинг, но поняла, что все мои планы меняются. У меня было несколько открытых офферов, потому что я неплохо общалась с комьюнити, и в итоге приняла оффер Сбер Образования, пошла руководить операционкой нового продукта. Мне было интересно строить процессы примерно с нуля. Удалось запустить систему аналитики, делопроизводства и дать старт крупной трансформации в продукте. Но работа в Enterprise-компании ограничивала меня, плюс я заскучала по работе с продуктом, а не только с процессами. Важным также стало то, что в Сбере не было удаленки, а это точно не мое. Я написала в «Нетологию» и предложила посотрудничать.
Где ты сейчас и чем занимаешься?
В ноябре 2022-го стартовал запуск нового направления в «Нетологии». У меня план на много миллионов на 2023 год. Гонка в самом разгаре! Я скучала по этому.
Ты ставишь себе какие-то цели или стараешься побыть в моменте?
Я мастер постановки целей и планирования. Но, если честно, сейчас стараюсь держать вектор.
Каждую неделю у меня должно быть хоть что-то сделано для топовых задач:
— свободно работать и выступать на английском (например, прочитать статью или пройти урок);
— вырастить личный доход или бренд (пройти курс, узнать что-то новое, дать интервью и прямо повлиять на рост);
— принести измеримую пользу компании (критически важно поддерживать экспертизу и быть ценным сотрудником);
— кайфовать.
Раньше я жила спринтами по три недели, но сейчас поняла, что буду планировать по одной неделе — слишком быстро все меняется.
Как ты сейчас строишь свою жизнь, чтобы соблюдать баланс?
Веду документ долгосрочного планирования, из которого вытаскиваю планы на неделю. В этом документе вместе идут и рабочие цели, и личные: иначе я всегда теряю баланс. Все задачи, и рабочие и личные, выношу сразу в гугл-календарь. Туда же ставлю время на обед и тренировки.
Расскажи про то, что делает тебя счастливой?
Свобода во всех ее проявлениях.
Знаю, что для тебя важно постоянно узнавать что-то новое и повышать экспертность. Как ты строишь свой трек здесь? Поделись своими лайфхаками.
Честно говоря, я просто не могу остановиться. Мне реально все дико интересно. Правда, раньше я покупала миллион курсов и не проходила. Сейчас я точно поняла, куда хочу развиваться. Для этого я спланировала навыки, которые хочу освоить в 2023 году.
Дай, пожалуйста, совет девушкам, которые только начинают свою карьеру.
Девушки, вы гораздо сильнее, чем кажетесь себе. Вы будете часто считать себя хуже других. Так вот, это неправда.
Есть много исследований, посвященных тому, что девушки получают меньше мужчин и вообще им сложнее продвигаться по карьерной лестнице. Существует даже ресерч о том, что в мире на руководящих должностях больше мужчин с именем Джон, чем вообще женщин. Просто забейте на это. Наглейте. Я бы хотела понять это для себя раньше.