Обзоры, Кино — 31 декабря 2022, 02:50

На перемотке: Денис Виленкин подводит итоги 2022 года

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
Перед публикацией классического топа лучших фильмов года в 2022-м специально для SRSLY Денис Виленкин впервые подводит свои личные итоги последних 12 месяцев, вспоминая лучшие киносеансы, актерские работы и другие синефильские моменты.

Breakthrough performance года

Пять выдающихся актерских работ. Миа Гот в роли безумной мечтательницы, Остин Батлер, блистающий в образе Элвиса Пресли, Анна Слю, изображающая демоническую тренерку по плаванию, Фрэнки Корио, не уступающая в актерском мастерстве своему экранному отцу — Полу Мескалу, и Гийс Нейбр из потрясающего кино большой формы Эльдико Иньеди, перевоплотившийся в ревнивого и нежного капитана дальнего плавания.

Миа Гот, «Пэрл»

Остин Батлер, «Элвис»

Анна Слю, «Наводнение»

Фрэнки Корио, «Солнце мое»

Гийс Нейбр, «История моей жены»

Пара года

Пары, по которым запомнится 2022-й, это стечение актерских магий и энергетик. Лебрун и Ардженто, утомленные болезнями, парижским Сталинградом и бытием. Рахим и Эфира — как воплощение самой искренней романтической любви по Ролану Барту, Мескал и Корио — как иллюстрация сложных отношений отца и дочери, застигнутых стихийными видеопленками, Тильда Суинтон в роли нарратолога и Идрис Эльба в роли джинна — живое и одновременно мифологическое доказательство Джорджа Миллера: фантастическое кино в 2022 году все еще может быть грандиозным мелодраматическим высказыванием, а также Тильда Суинтон, виртуозно воплощающая одновременно образ дочери и матери в психоаналитическом детективе Джоанны Хогг.

Франсуаза Лебрун и Дарио Ардженто, «Вихрь»

Виржини Эфира и Тахар Рахим, «Дон Жуан»

Пол Мескал и Фрэнки Корио, «Солнце мое»

Тильда Суинтон и Идрис Эльба, «Три тысячи лет желаний»

Тильда Суинтон, «Вечная дочь»

Маэстро года

Гаспар Ноэ


Переживший инсульт Гаспар Ноэ снимает кино о смерти в лирической интонации, которой он прежде никогда не достигал. «Вихрь» — это художественное переосмысление творческого пути гениального автора и одного из самых живых классиков французского кино сегодня. Молодость и инновация его киноязыка по-прежнему дают фору юным режиссерам, а методы срабатывают буквально с каждой монтажной склейкой.


Самый неожиданный финал года! Внимание: спойлеры

«Треугольник печали» 

«Треугольник печали» Рубена Эстлунда даже близко не подберется к моему топу лучших картин этого года. Он слишком простой, но при этом чрезмерный, долгий и несобранный. Но! Финал. Финал облагораживает все два с половиной часа, которые предшествовали этому последнему кадру, и пересобирает в моих глазах творчество Эстлунда. Последние минуты снимают вопрос о справедливости Золотой пальмовой ветви в Каннах, потому что «Треугольник» — это акт современного искусства. 


Главный герой Карл, почувствовавший, что его возлюбленной грозит опасность, несется ей на помощь сквозь джунгли под ритм очень стильного трека We’ve Lost Dancing от Fred Again & The Blessed Madonna. Он, в начале фильма опиравшийся на равноправие и современные стандарты гендерной идентичности, в финале становится пещерным человеком, полагающимся только на свои инстинкты. Адамом, потерявшим Еву. Что сказать…. Marvelous.

Камбэк года

Майкл Бэй

Снявший шесть лет назад один из самых величественных и могущественных военных фильмов в современной истории кино — «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» о личном поражении Хиллари Клинтон, Майкл Бэй вновь дарит своим поклонникам практически идеальный экшен-фильм. Восьмидесятнический боевик об угнанной ворами карете скорой помощи, рассекающей по хайвеям Лос-Анджелеса, — зрелище столь изысканное и увлекательное, что порой правда хочется перевести дух от эмоций. Но отдышаться, понятно, удается только после просмотра. И то через пару дней. 

Джейк Джилленхол, «Скорая»

Изабель Штевер

Одна из ярких звезд берлинской киношколы Изабель Штевер возвращается в большое кино с умопомрачительной драмой об отношениях матери и сына, не видевших друг друга много лет. «Гран Жете» — одна из немногих картин, которая сквозь годы очевидно дорастет до звания современной киноклассики.

Сара Невада Гретер, Grand Jeté

Провал года

«Блондинка»

Ана Де Армас, достигающая буквально фотографического сходства с Мэрилин Монро, режиссер Эндрю Доминик — большой автор с внушительной фестивальной историей, сложный биографический материал, способный грамотно уложиться в три часа повествования. Что могло пойти не так?


Вектор увлечения фигурой Монро Домиником дает сбой. Эндрю отталкивается не от фактов реальной жизни артистки, а от фанфика, преисполненного низкого качества фантазией, неловко разменивается на стыдный авангардный монтаж, опирается на копеечные символы физического и морального краха, делая из едва ли не главного голливудского поп-культурного идола безликую жертву обстоятельств и патриархата. 

Топ-3 киносеанса года

«Пэрл»

Финальный день Венецианского кинофестиваля. Я стараюсь успеть на картину, дописывая в любимом венецианском портовом кафе текст про «Вечную дочь». Лениво гляжу на часы, разморившись под все еще пекущим сентябрьским солнцем. Вхожу в зал буквально с началом и не могу отвести взгляда от экрана на протяжении всей картины. Отсутствие ожидания после достаточно конвенционального постхоррора «X» играет со мной редкую шутку. Приквел не просто обыгрывает оригинал в два счета, но и оказывается роскошной и умной деконструкцией традиции классического американского мюзикла с филигранно работающей Мией Гот. На финальных титрах зал хлопает стоя, а я буквально синхронизируюсь с актрисой на экране. На лице Перл — слезы, стоящие в глазах от гениального финального кадра без единого моргания, на моем — слезы счастья.


«Дракула 3D»

Показ недооцененной картины Дарио Ардженто в рамках ретроспективы мастера в любимой французской «Cинематеке» в Париже. Казалось бы, ничего особенного. Но поразительная возможность посмотреть фильм в формате, в котором она была задумана в зале, где буквально пару часов назад Ардженто давал мастер-класс, — акт синефильского паломничества. Несравненное чувство соприкосновения с Кино.


«Тор: Любовь и гром»

Теплое и солнечное утро в Париже в первый день показа нового фильма Marvel Studios. Продрав глаза, как в детстве, в девять утра, спешу на блокбастер, буквально на первый сеанс, чтобы вспомнить это смутное ощущение первооткрывателя. Вечный спутник всех детских просмотров в кинотеатре «Юность» города Одинцово. И вот на заспанном лице оказываются 3D-очки, и передо мною появляются персонажи Marvel, а я взрослый, за много километров от «Юности», сижу и испытываю те же самые эмоции. Летящий на зрителей молот, приятная зевота, предвосхищающая шумные сражения, и вкусный обед, и фанатское единение с залом. И, в общем-то, совершенно не важно, хорош или плох новый «Тор», если настоящее кино, как это часто случается в повседневной реальности, решительно в другом.




Фото: кадры из фильма
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»