Обзоры, Кино — 4 января 2023, 12:15

Бликующий экран: новинки кино в Сети («Банши Инишерина», «Достать ножи: Стеклянная луковица», «Целиком и полностью»)

Дэниел Крэйг отмокает в ванной (с желтой уточкой на пару). Колин Фаррелл дружит с ослицей. Тимоти Шаламе ест людей и не давится. Антон Фомочкин — о новинках в Сети, которые вы точно посмотрите на новогодних каникулах.

«Банши Инишерина» (The Banshees of Inisherin)

31 марта 1923 года. На протяжении долгих месяцев до острова Инишерин (близ западного ирландского побережья) доносится эхо гражданской войны — редкие выстрелы с Большой земли заменяют местным первую полосу газет: чем реже слышны, тем ближе перемирие. Впрочем, немногочисленных зрителей — преимущественно безобидных выпивох — увлекает другой конфликт. Простака-фермера Подрика (Колин Фаррелл) отвергает его лучший друг — скрипач-самородок Колм (Брендан Глисон). И на все добродушные расспросы, зачем да почему, отвечает, что тот ему разонравился: мол, собеседник он недалекий и скучный, а сердце требует провести остаток жизни, размышляя и музицируя. Перевернув поутру календарь и подумав, что это первоапрельский розыгрыш, взволнованный Подрик вновь пристает к недовольному Колму, доходит до угрозы: «Заговоришь со мной еще раз, начну ножницами отрезать себе пальцы». И, в отличие от режиссера Макдоны, скрипач не шутит. 


Выразительного немого диалога бровей — слегка удивленных, черных и густых артиста Фаррелла и авторитетно-тяжелых рыжих Глисона — было бы достаточно для хорошего фильма, но, увы, их героям все же приходится говорить вслух (преимущественно неостроумные глупости в традиции сборника «100 анекдотов об ирландцах»), а когда заканчиваются слова — перебрасываться отрубленными конечностями. Завязка этой ссоры — даже не Гоголь и Беккет, а пародия (с историческим контекстом) на дружеские оды Эдгара Райта. 

«Банши Инишерина» — незамысловатая мелодия, которую в муках придумал Колм, ее название случайно — скрипачу просто нравится двойная «ша». Многое в картине также происходит беспричинно. Нетрезвый Подрик (пьяным он и правда выглядит умнее) произносит монолог о достоинствах доброты, но Макдона будто бы низвергает добродетель. Сложно сочувствовать вынужденному отчуждению фермера, если Инишерин — гиньоль-царство на манер «Золотой перчатки» Фатиха Акина, только с претензией на свет. С кем еще засиживаться в баре почемучке Подрику, который на каждую вторую ремарку трогательно ухает «А?» как сова? Да не с кем. Ученая сестра (Керри Кондон) рада бы уплыть на материк. Верная ослица не пьет пиво. Дурачок Доминик (Барри Кеоган) хоть и упрашивает товарища рассказать о том, видел ли он свою сестру голой, но и тот способен употребить в беседе непостижимое слово «туше». Отец юноши, полицейский-растлитель (Гари Лайдон), и вовсе счастлив подзаработать, проводя казни за шесть футов и бесплатный обед. Второстепенная публика поддерживает Инишерин слухами, тогда как Колм и Подрик наполняют свою жизнь смыслом во вражде (тут Макдона, понятно, намекает на гибельную природу гражданских войн). Режиссер вроде бы обозначает для своих персонажей риторический выбор — быть умным или добрым, — но это несерьезно, если они на самом деле злы и глупы.

[STAT_ART_1]


«Достать ножи: Стеклянная луковица» (Glass Onion: A Knives Out Mystery)

Миллиардер-новатор Майлз Брон (Эдвард Нортон) собирает на традиционный развлекательный уик-энд своих друзей времен невезучей бедности. Все как на подбор инфлюенсеры, политики и медийные персоны (сделав карьеру не без товарищеского покровительства). Брон готовит для компании квест — инсценировку собственного убийства. По совпадению, томиться на греческом солнце (частного острова) приезжает и величайший сыщик по мнению Google Бенуа Блан (Дэниел Крэйг). Одна загвоздка — детектива на частную вечеринку пригласил не магнат, а кто-то другой…


«Стеклянная луковица» сродни ящику, который в качестве анонсирующей встречу открытки разослал приятелям Брон. Чтобы открыть ее, нужно пройти набор школьных головоломок. Стереограмма. Крестики-нолики. Пазлы. Шахматы. Даже фуга (становится музыкальным ребусом). В этот фильм-коробку навалено с десяток крупных кусочков пазла, общий рисунок которого понятен еще до сборки. Такой масштаб выбран для того, чтобы оставаться понятным всем, кому понравились такие же, в общем, постыдно нехитрые первые «Ножи». 

За традиционным для жанра заделом «сыщик на курорте» кроется удручающе несмешная комедия с политическим прогнозом погоды (буржуазные герои — пародия на правых трендсеттеров сегодняшнего дня). Фестиваль бесполезных камео — в амплуа «кушать подано» выступают Хью Грант, Анджела Лэнсбери, Итан Хоук и Серена Уильямс — напоминает страсть Брона к неймдроппинг-хвастовству (комбуча Джареда Лето, гитара Пола Маккартни, рингтон авторства Филипа Гласса). Так и сам напыщенный самозванец-миллионер едва отличим от режиссера Джонсона, вся сложность метадетектива которого заключается в его аккуратной нелинейности и ораторских способностях рассказчика. Нортон неиронично изображает Илона Маска в традиции Дерека Зуландера (плюсуют и остальные артисты). Дедуктивный талант Бенуа — прятаться в зарослях травы, подслушивая других. Любая метафора в фильме сводится к игре. Если заставить десяток людей, кривляясь, изображать прищур Моны Лизы, тайны не появится. 

[STAT_ART_0.5]


«Целиком и полностью» (Bones and All)

Марен (Тейлор Расселл) — девочка-припевочка с заколкой-бантиком в хвосте — весь учебный год застенчиво держалась ниже травы и даже не фотографировалась для школьного ежегодника. Дождавшись, пока отец-одиночка (Андре Холланд) начнет клевать носом, она улизнула из дома на камерную пижамную вечеринку к одноклассницам и на просьбу оценить лак для ногтей обглодала подружке палец. Завидев запачканную кровью растерянную дочь, родитель поторапливает ее собрать вещи для очередного переезда. Вскоре Марен просыпается в пустом доме одна: найдя конверт с деньгами, свидетельством о рождении и объяснительной аудиокассетой («Ты, наверное, не помнишь, но в три года ты съела няню»). Девушка отправляется в путешествие по Среднему Западу в поисках матери (из расчета, что та ее поймет и приголубит), но находит таких же, как она: голодных, сумасшедших и смешных.  


На фоне морально разложившихся реднеков (Майкл Стулбарг, Дэвид Гордон Грин), поехавшего дедушки-боровичка (Марк Райлэнс), таскающего с собой пятиметровую косу, сплетенную из локонов тех, кого он съел, — самый безвкусный и буквальный образ фильма — и прочих неприятных «едоков», томный юноша Ли (Тимоти Шаламе) становится для Марен пределом мечтаний. На радость всех 18-летних фанаток (ровно столько же по сюжету и главной героине) артист на бис исполняет партию фрустрирующего подростка, по щекам которого стекают слезы (кап-кап), и корчится под песню группы Kiss. Ли — среднее между керуаковским путником и джармушевским бездельником (он даже танцует как персонаж «Отпуска без конца»). Гуаданьино прекрасно осознает, что при Шаламе он остается законодателем моды для поколения тиктока и «Целиком и полностью» — что-то вроде коллекции лето-осень. 

Юные-каннибалы тяготятся одиночеством больше, чем голодом, прямо как вампиры-декаденты из «Выживут только любовники». Но, пройдя километры самопознания роуд-муви (по иронии, Марен читает Толкина), они стремятся к нормативности — это и отличает их от всех встречных едоков. Немногословное скитание влюбленной парочки с редкими откровениями (оба первой съели свою няню) исполнено подкупающе старомодной романтики — Гуаданьино не упускает возможности заставить своих героев целоваться под Joy Division, но каждый очередной приступ кровопускания слегка нивелирует это очарование. «Просто люби и ешь меня», — скорее поэтика плотской бескомпромиссности «Что ни день, то неприятности» (подростковым оммажем которому, в общем, этот фильм и становится), чем сумеречной нежности. 

[STAT_ART_2]



Фото: кадр из фильма
Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More