Обзоры, Кино — 15 декабря 2022, 21:10

И свет погас, и гроб готов. Гид по II Международному кинофестивалю «Хоррор Фест»

Страх — эмоция богатая настолько, что в мире полным-полно людей, которым недостаточно страшно жить, а надо еще дополнительно стимулировать свои нейроны и щекотать нервы с помощью вымысла. За многие годы жанр хоррора пережил немало трансформаций и даже стал испытывать некоторый кризис идей, как минимум в Голливуде, так что свежая кровь ему нужна как хрестоматийному вампиру — без постоянного притока новых идей он обречен на бесконечное самоповторение.

Именно с глобальной миссией выявить и прославить потенциальных творцов современных качественных ужастиков пройдет II Международный кинофестиваль экспериментальных авторских фильмов ужасов и триллеров «Хоррор Фест». Программа расписана с 15 по 18 декабря и будет представлена в кинотеатре «Пять Звезд на Павелецкой». Полные энтузиазма зачинщики — киноканал «Настоящее Страшное Телевидение» (НСТ) и медиахолдинг «Цифровое Телевидение».

Первый фестиваль также проходил в декабре 2021 года, с 9-го по 12-е число, сразу в пяти городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Казани. На тот момент все мероприятие вместило десять картин, из которых восемь были в конкурсе, среди них «Паранормальные» Эскиля Вогта, «Мое сердце не будет биться, пока ты не прикажешь» Джонатана Куартаса, «Вали отсюда» Ван Ифаня, «Ариаферма», Леонардо Ди Костанзо, «Венецияфрения» Алекса де ла Иглесии. Компания, как видно, абсолютно интернациональная без всяких границ, хотя устроители, безусловно, нацелены на поддержку отечественных деятелей в самую первую очередь. 

«Паранормальные» Эскиля Вогта
«Мое сердце не будет биться, пока ты не прикажешь» Джонатана Куартаса
«Ариаферма» Леонардо Ди Костанзо
«Венецияфрения» Алекса де ла Иглесии

В меню второго фестиваля внесли немало новинок в надежде, что публика уже распробовала формат и только порадуется его расширению: теперь зрителей побалуют не только полнометражными работами, но и коротким метром, сериалами и даже анимацией.

Короткометражки — дебютанты мероприятия, и пока их всего двое: успешный посетитель лос-анджелесского Beyond Fest Дима Барченков со своей историей преследования и одержимости «Бежать некуда» (17 декабря, в 19:00) и Светлана Белоруссова с пост-хоррором «Ку-ку», повествующем о ментальной нестабильности аспирантки Даши, которая должна защитить диссертацию о байкальской нерпе и не потерять себя в чужих ожиданиях (18 декабря, в 14:00). Лента, между прочим, стала триумфатором конкурса короткометражного кино Всероссийского Шукшинского кинофестиваля в 2021 году.

«Бежать некуда» Димы Барченкова
«Ку-ку» Светланы Белоруссовой

К показу полнометражных картин будут подавать внеконкурсные аперитивы в виде анимационных фильмов. Всего четыре детища студии «Урал-синема»: «Ворона», «Василиск», «Легенда о Джеральде», «Среди черных волн». Темы для хоррора привычные: смерть и любовь, одиночество и насилие и, конечно, монстры, монстры и монстры. 

Конкурсная программа обещает отменные образцы жанра из разных географических точек: Норвегии, Мексики, Испании, США, Канады, многие из них обкатаны на престижных фестивалях в Каннах, Монреале, Ситжесе, чтобы впервые быть показанными в России, специально для посетителей фестиваля.

15 декабря в 20:00 марафон откроет психологический триллер «Хищники» испанца Родриго Сорогойена — жанровый наследник «Соломенных псов» Сэма Пекинпа, где в основе сюжета — символизм столкновения гостей, выбравших неудачное место для спокойного житья, и жестоких хозяев этого самого места.

«Хищники» Родриго Сорогойена

16 декабря публика оценит триллер «Спуск: Игра с дьяволом» от постановщицы Бэркли Брэди, где сопротивляться злу в природных декорациях будет девушка — жертва домашнего насилия, ищущая спасение в загородном ретрите для женщин. 

Самый насыщенный соревновательный день — 17 декабря — вместит сразу три леденящих душу сеанса: злые духи будут пугать сироту, ищущую своих родителей и ответы на сложные вопросы в фильме ужасов «Астрал: Потомство» от Алекса Херрона. 

Позже марафон продолжится отечественным фильмом «Экстрасенс» и завершится хоррором «Тропа смерти», снова затрагивающем очевидно актуальную тему семейного насилия, только теперь от абьюзера-отца убегают братья-подростки. Режиссеры картины: Кевин Игнатиус и Ник Псинакис. 

Последний конкурсный день фестиваля отдан ленте Исаака Эсбана «Ведьма: Реинкарнация», уже рассказывающий добрую часть истории в самом названии. В целом завязка выглядит похожей на тот же шьямалановский «Визит» — что-то неладное творится с бабушкой, и разбираться с этим предстоит гостящей у нее внучке. 

«Спуск: Игра с дьяволом» Бэркли Брэди
«Астрал: Потомство» Алекса Херрона
«Тропа смерти» Кевина Игнатиуса и Ника Псинакиса
«Ведьма: Реинкарнация» Исаака Эсбана

В состав жюри, призванного оценивать представленные работы, войдут известные эксперты киноиндустрии: режиссер и сценарист Алексей Попогребский («Как я провел этим летом», «Оптимисты»), писательница и телеведущая Марьяна Романова («Битва экстрасенсов»), режиссер и сценарист Владимир Зинкевич («Добро пожаловать в семью») и продюсер Владислав Северцев («Бежать некуда», «Невеста»), а также сценарист Андрей Золотарев («Притяжение», «Триггер»).

Внеконкурсная программа приготовила киноманам подарок от творческого объединения Arthouse: российскую премьеру первых двух сезонов культового сериала Ларса фон Триера «Королевство» — атмосферного сатирического хоррора о странном госпитале в Копенгагене, шедевра с обширной фанбазой, в составе которой сам Стивен Кинг

Фанаты получат возможность пожертвовать сном во имя двух ночных показов первого и второго сезона: 16 декабря в 22:00 и 17 декабря в 21:30. Впечатлениями припавшие потом могут обменяться на последующем коллективном обсуждении.

«Королевство» Ларса фон Триера. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Помимо просмотра фильмов, 16 декабря пройдет конференция, посвященная жанровому и остросюжетному кино «Лаборатория саспенса». Затронут все: экшен, триллер, детектив и другую движуху. Особое место отведено поддержке российских кинематографистов, готовых к творческому поиску и экспериментам. 

В рамках программы пройдет мозговой штурм «7 шагов к прорыву в остросюжетных дебютах» и масштабный питчинг, собравший кинокреативщиков со всей России, отобранных по заявкам экспертной комиссией, которая в конце присудит победителю статуэтку, а лучшим финалистам предоставит возможность дальше развивать свои идеи с поддержкой продюсеров и киностудий. Так что проекты потенциальных мэтров развлекательного жанра мы еще увидим в дальнейшем на стриминговых платформах и, может быть, даже на телеэкранах.

Закрытие фестиваля будет не менее эффектным, чем его насыщенная середина с конкурсами и питчингами. 18 декабря будет показан фрагмент отечественного триллера «Бешенство» от Дмитрия Дьяченко. Уже сложившийся кинодуэт из Алексея Серебрякова и Евгения Ткачука развернет человеческую и семейную драму в суровых декорациях тайги, где вдруг начали водиться бешеные волки. Создателями уточняется, что в основу произведения были взяты реальные события.

Алексей Серебряков в фильме «Бешенство»
Евгений Ткачук в фильме «Бешенство»

После в качестве специального мероприятия пройдет показ трех из шести эпизодов сериала Алеши Климова и Юрия Степанова «Антология русского хоррора: Красный состав», который вне фестиваля можно будет увидеть лишь в 2023 году на more.tv. По виду своему — это сборник анимационных короткометражек в разных стилях, формат весьма популярный после успеха нетфликсовского «Любовь. Смерть. Роботы». 


И вот о чем представленные новеллы: «Дочь Крысолова», выросшая из рассказа «Крысолов» Александра Грина, адаптированного постановщиками Джимом Брайсоном и Адамом Джеффкоутом. Весь экшен происходит в Петрограде 1920 года, где Крысолову, его дочери и молодому писателю предстоит сразиться с монстроподобными грызунами. «Семья Вурдалака» от Сэма Чоу — еще одно литературное переложение, на этот раз жуткого рассказа Алексея Толстого о приключениях французского дипломата Маркиза д’Юрфе, который в путешествии заехал не туда и нашел приют в крестьянской семье, что едва не стоило ему жизни и рассудка. И в довершение — пушкинский «Гробовщик» Сергея Кибуса, повествующий о том, как вреден трудоголизм. Особенно для гробовщиков. 


И на сладкое: бессонные любители втянуть сериал в один присест смогут оценить четыре эпизода мистического триллера с Данилой Козловским и Паулиной Андреевой — «13 клиническая». Как следует из названия, тема — больничная, с обилием нечисти и медицинской эстетики. Козловский изображает хирурга, угодившего прямо в эпицентр фантастических событий на рабочем месте: в больнице вокруг него творится всякая чертовщина, людей лечат от весьма загадочных болезней, мало связанных с объективной реальностью, плюс героя поджидают многочисленные моральные дилеммы и столкновения с темной изнанкой собственного сознания.



Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова