Интервью, Образ жизни — 10 декабря 2022, 16:06

Трансцендентальный ураган цветовых видений. Интервью с участниками выставки The Dreamachine

Текст:

2 декабря в бывшем заброшенном Дворце культуры моряков, который находится в Петербурге, при поддержке посольства Королевства Нидерландов открылась коллективная выставка видео-арта российских и голландских художников под общим названием The Dreamachine.

В основу экспозиции легло изобретенное писателем Уильямом Берроузом, художником Брайоном Гайсином и математиком Иэном Соммервилем стробоскопическое устройство «Машина сновидений». В концепцию выставки заложено одновременное психоделическое восприятие событий последних лет, а также образы будущего в виде аллюзий, подсознательных, сновидческих и порой метафорических сюжетов.

Зрители смогут познакомиться с произведениями всемирно известных художников в нескольких пространствах полузаброшенного дворца, например, в актовом зале, где в 90-е находился легендарный диско-клуб, или атмосферном закулисье, а также в других залах петербургского ДК. Куратор и арт-блогер Анна Демина побеседовала с участниками выставки, а также командой Дворца культуры моряков.


Ульяна, твои работы репрезентуют русскую культуру и сопутствующие ей метафоры как некую сказку, что-то немного забытое и будто бы затерянное. Расскажи, насколько соответствует заброшенность бывшего Дворца культуры твоему восприятию будущего искусства и твоей творческой деятельности? 

Ульяна Подкорытова: Я глубоко интересуюсь фольклором, в частности, этнографией и устным творчеством территорий северных регионов. Немаленькая часть из них находится на современной территории России. Мой отец родился в Вологодской области и занимался архангелогородским фольклором, так что у меня с детства есть интерес к этой местности. Я много путешествовала по Пинежью и Поморью. Меня гипнотизирует местный диалект, и его музыкальность часто становится основой моих видео и голосовых перформансов. Также важно упомянуть, что непроходимые леса Архангельской области сохранили традиции язычества, связи с природой, все это смешалось со старообрядчеством и современной историей России, что представляет интерес для художественного исследования и рефлексии. Обращение к сказочному помогает мне отразить сюрреализм северной России, где смешалось забытое древнее прошлое и непростое настоящее, культура скрытничества. Поскольку я работаю с такого рода национальным галлюцинозом, территория ДК моряков, как некого призрака, идеально вписывается в метафизический мир работ.

Ульяна Подкорытова


Могла бы ты подробнее рассказать об отсылках, которые используешь в своем творчестве? Твои работы наполнены уникальными персонажами и сюжетами — всегда ли это конкретные образы истории или ты пребываешь в вечном поиске соответствия образа и идеи?

УП: Я вдохновляюсь фольклором как таковым, но не делаю прямых заимствований в своей практике. Конечно, мне приходится делать сбор материала и читать древние былины, а также слушать лекции по постфольклору. Но все же персонажи моих работ вымышленные и являются рефлексами сегодняшнего дня. Многие образы кочуют из работы в работу, они меня годами не покидают. Так, голова, бегающая на двух косах, появлялась и в скульптурах, и в видео. Это персонаж так называемых солдатских сказок времен Петра Великого. Расхожим сюжетом в них была встреча Солдата и Смерти или Солдата и Бабы Яги, где между героями происходит битва. В ходе такого хоррора служивый отсекал голову Смерти, а она догоняла его, вставая на косы. Очень актуальная история и яркий пример того, как фольклор является отражением истории страны.

Маша, в своих работах ты затрагиваешь социально значимую тему поддержки инклюзивных людей и тактильного понимания. Насколько тяжело тебе дается эта практика и каким образом появилась идея создания видеотрилогии?

Маша Лапина: Да, идея родилась после моего волонтерства в детском доме. Там я отметила важность тактильности в их условиях, насколько она плотно вшита в ежедневном общении у нянечек с детьми.  Но своей работой я больше хотела обратить внимание зрителя на важность такого контакта у каждого человека, без отсылки к инклюзии.

Как мы знаем, тактильная коммуникация зачастую зависит от культуры, к которой принадлежит человек. И каждый имеет свой предел, который определяет границы приемлемого. Три части видео, это очень простая вариативность отношений в диалоге рук, которая доступна каждому.

Маша Лапина


Рома, твое исследование творчества одного из основателей «Машины сновидений», Уильяма Берроуза, началось задолго до выставки. Поделись, как ты познакомился с творчеством Берроуза и откуда появилась идея подобной репрезентации его задумок?

Роман Головко: Знакомство с творчеством Берроуза началось довольно давно, в начале 90-х, через тогда так называемую контркультурную литературу и кино. Ну и его метод нарезки cut-up плюс роман «Голый завтрак», конечно же. К тому же Берроуз тогда был довольно сильно интегрирован в музыкальную среду и оказывал большое влияние на экспериментальную нойз- и индастриал-сцену, так что был довольно широкий спектр воздействия, мимо которого было сложно пройти. В моем проекте SCRIPT, представленном на выставке, заложена эта форма расширения пространства художественного высказывания сквозь разные медиумы. Несколько лет назад он был представлен в формате перформанса и генеративной аудиоинсталляции, а затем выставлялся в форме звуковой скульптуры.



В твоих работах практически отсутствует какое-либо повествование. Как бы ты обосновал такую форму коммуникации со зрителем?

РГ: Мои работы — это пространство эксперимента. Повествование в них присутствует, но это нелинейный нарратив. Изображение постоянно подвергается воздействию помех, расщепляется на фрагменты, деконструируется и пересобирается заново. По сути это тоже метод «нарезок» в действии и возможность для зрителя получить новый аудиовизуальный опыт.

Не могли бы вы подробнее рассказать о своей работе?

Nanda Raemansky: Seadust — это видео, которое я сняла прошлым летом в Зеландии, провинции на юге Нидерландов. В Seadust я хотела сделать интуитивно понятное видео о состоянии сна, об угрозах и страхах, связанных с глобальным потеплением. Все начинается с прогулки на лодке по этому идеалистическому морскому курорту, затем путешествие продолжается на сушу и превращается в кошмар. Видео показывает изображения наводнения и сильной засухи, опасного борщевика и какой-то тюремной среды, которая, кажется, стоит между зрителем и природой.



ДК моряков

Расскажите о предыстории дворца, кем он был создан и для каких целей предназначался?

ДК: Дворец культуры моряков — пример позднего конструктивизма, постконструктивизма по Селиму Хан-Магомедову. Построенный в 1932–1933 годах архитектором Николаем Дмитриевичем Сабуровым, Дом культуры водников значительно пострадал в Великую Отечественную и восстанавливался в 1957–1959 годах Еленой Ивановной Чилингаровой уже в стиле сталинского ампира — советской вариации неоклассического ар-деко.

Функционировал наш дворец всегда как объект культуры. Сперва как запланированный Дом культуры моряков, потом, в перестроечные годы, как места сбора Союза любителей музыки рок, а в 90-е как диско-клуб «Родже». С 2003 года был заброшен и вот, в начале лета, достался нам. 

Своей судьбой наш ДК забавным образом повторял причудливые зигзаги меняющегося общественного вкуса. Следовал за модой, если понимать моду как искусство улавливать дух времени.



Сейчас мы проводим здесь работы по точечной реконструкции и избирательному сохранению. То есть мы не восстанавливаем утраченное в первозданной форме, если, например, были утрачены перила на лестнице, мы делаем новые в соответствии с нашими представлениями. Но те жемчужины, которые сохранились и достались нам, бережем и храним. Иногда самое сложное и красивое решение в искусстве — не делать ничего, признать, что и без моего присутствия контекст достаточно красив. Тем более что неценного штукатурного слоя здесь на стенках предостаточно и он трепетно ждет своих героев.

То есть вы новые реформаторы культуры? Каково это — нести все это на себе без какой-то осуществимой поддержки?

ДК: Пространство, которое мы хотим здесь создать, — это пространство взаимодействий и совпадений, выкроенное из тонкой материи нашего коллективного «мы». Мы не ограничиваемся и функциональной привязкой — это не клуб, и не галерея, и не бар, и не лекторий. Moremore — пространство открытых коммуникаций, пространство для взаимодействий, пространство культуры.



Фото: Дима Егоров, Анна Петруханова
Новости — 19:00, 29 апреля
Александр Петров приручает дракончика в тизере «Горыныча»
Новости — 17:50, 29 апреля
«Здравствуй, город имени моей мертвой любви»: слушаем сингл vestfalin «иммл»
Новости — 13:45, 29 апреля
Дядя Федор отправляется в путешествие в трейлере нового «Простоквашино»
Образ жизни — 13:15, 29 апреля
Найти ориентир в технохаосе. Интервью с участниками выставки «где я?/ система координат»
Новости — 11:27, 29 апреля
«Добро пожаловать в CYBERTOWN»: Captown выпустили новый альбом