Интервью, Музыка — 18 ноября 2022, 14:46

Мемы из «Офиса», отсылки к «Одиссее» и суши в Турции. Интервью с группой Mana Island

18 ноября московская инди-группа «афишевского поколения» Mana Island впервые за пять лет выпускает новый релиз — «Итака», название которого интригует и отсылает к греческой мифологии. Мы поговорили с квартетом о долгожданном для всех фанатов реюнионе, процессе записи нового релиза, любимых песнях. И, конечно, о будущем российской музыкальной индустрии.

Я послушала ваш EP «Итака», он мне очень понравился. Неожиданным стал факт, что вы воссоединились спустя пять лет. С одной стороны, пять лет — это немного, а с другой — уже целая веха. 

Никита Сташевский: Мне кажется, в новом времени это целая вечность. А время, когда мы распались, было совсем другим.

Как вам пришла идея воссоединиться?

Леша Доронин: Воссоединение здесь чуть вторичнее, чем распад. Кажется важным отметить, что у нас был довольно прозрачный творческий путь, начиная с условного… Я уже не знаю, Никита, с какого года…

Никита: С 2012-го и 2013-го.

Леша: Да, 2012 года, даже чуть-чуть с 2014-го. Это очень приятное и понятное время: вся та Москва, парк Горького, Данила Антоновский, «Стрелка», Bosco Fresh Fest. И мы действительно в какой-то момент были группой того времени. Потом со сменой вектора в российской музыке немножко себя потеряли. И плюс сами как-то с трудом тогда друг с другом уживались.


На самом деле, воссоединиться мы решили во многом по интуиции. Она подсказала, что наша музыка сейчас нужна, причем как будто бы не только нам. (Смеется.) И не только как музыка 2015−2016 годов в качестве способа поностальгировать. Это, конечно, приятно, но недолго. 

Mana Island всегда имела свой почерк, свое обаяние, свою специю, которая многих однажды зацепила. Все это у нас есть. Плюс во многом мы залечили раны и что-то вдруг про себя поняли, что нам комфортно вместе, нам есть что сказать. 

В последнее время появилось много новых музыкальных имен и фрешменов в абсолютно разных жанрах. Как вам кажется, что происходит с российской музыкой сейчас? Что вообще вам нравится слушать? Есть ли какие-то новые жанры, которые вы, возможно, привнесли и в ваш EP? 

Никита: Мне стыдно признаться, но я могу сказать, что до сих пор вообще практически не слушаю русскую музыку. Не то чтобы она мне не нравилась, я ее не изучаю. Если слушаю, то в основном электронную музыку. Мне очень нравится Владимир Дубышкин на лейбле Нины Кравиц, который сейчас гремит на зарубежных фестивалях.

Те, кого бы я отметил, — не совсем фрешмены. Это просто классные коллективы. Например, группа «СОЮЗ». Опять же это не совсем российская группа, скажем так.


Леша: Наверное, будет честным разделить мои предпочтения и предпочтения меня как участника группы. При написании вокальных партий и музыки я руководствуюсь скорее не каким-то новым опытом, а чем-то природным и внутренним, что было со мной всегда. 

Это парадоксальная штука, но мне нравится, как развивалась русская музыка все это время. Возможно, у меня какой-то стокгольмский синдром, как у человека, который некогда играл в англоязычной инди-поп-группе. И как будто бы мне нужно держать обиду на волну новой русской музыки, довольно агрессивной. 

На самом деле, мне кажется, все что происходило с русскоязычной музыкой за эти пять лет — офигенно. И тренд на хип-хоп, и тренд на обращение к внутренним культурным кодам.

Я по-прежнему очень люблю Сережу Сироткина. Мне нравится трек AMCHI — DADÁ, под который я бегал все лето. Очень простой и наивный. Я вообще фанат наивной и простой музыки. Чем проще, тем лучше. Поэтому я слушаю Ариану Гранде и чувствую себя прекрасно. 

Зацепилась за твою фразу «некогда играл в англоязычной инди-поп-группе». Но и на этом, и на прошлом релизе можно услышать песни на русском. Есть ли какие-то различия при записи песен на разных языках? И в целом как проходила работа над релизом?

Леша: Если мы говорим о какой-то утилитарной части создания последнего EP, это во многом апдейт Никитиного восприятия нынешней музыки Mana Island. Безусловно, у меня тоже есть свое видение. Например, одна из песен — «МЛМ» — изначально задумывалась как интро. Мы подумали, послушали: «Из этого нужно делать полноценную песню, по-моему, она совершенно точно удалась».

Мы работали с расстегнутой верхней пуговицей, я бы так сказал. Хотя раньше  чувствовали себя более скованно. Все прежнее уже не кажется таким ярким, таким контрастным. Вот сейчас мы записали EP — и вот эта песня («МЛМ») для меня уже самая любимая. Даже не хочется ничего говорить, потому что пройдет время, будут новые песни. Важно сказать, что мы записывали музыку с большим творческим порывом. От всего процесса получали удовольствие, чувствовали большое союзничество, чувствовали кайф.


Никита: Поддержу Лешу. Мы по-другому, повзрослее подошли к созданию музыки. Делали все вместе, не боялись ошибаться, друг друга челленджить, пробовать какие-то новые варианты. 

Очень сильно помогло, что в этот раз мы не ставили перед собой никакого образа, на кого мы хотим быть похожими, как это было на ранних этапах группы, когда есть какой-то коллективный образ инди-группы. Мол, собрали мудборд и к нему стремимся. У нас сейчас такого нет. И в целом нет какого-то конкретного жанра — все пять песен получились в разных стилях. 

Наверное, больше стало какого-то электронного влияния, поскольку во времена без Mana Island я развивал сольный электронный проект. Я достиг большого прогресса в написании, создании и продюсировании музыки. Этот опыт очень сильно пригодился сейчас. 

Например, Pretender — единственная англоязычная песня с EP — изначально наработка для моего сольного проекта. Это такой тустеп (стиль электронной музыки, возникший в Англии в конце 1990-х. — Прим. SRSLY), веселый быстрый трек, который удачно вписался в новую музыку «Маны». 

Было желание сделать музыку легче по форме, чтобы она была какой-то играючей.

Понимаем, что, когда мы выкладываем песни в сеть, они перестают нам принадлежать. По факту треки после этого принадлежат людям, слушателям, поэтому нам хотелось, чтобы через следующие пять лет их было так же приятно слушать. В этот раз не было ощущения недоработанности или чувства, что где-то поленились, и это слышно.  

Были ли забавные случаи при записи новых песен? Очень часто при такой совместной работе есть всякие блуперсы, которые остаются за кадром. Может быть, поделитесь какой-то интересной историей, которая с вами произошла?

Никита: Слушай, мы реально взрослые мужики, нам всем за тридцать. Наши блуперсы — это старые мемы, которые мы с Лешей постоянно пережевываем. На самом деле у нас профессиональный и при этом дружественный подход к записи песен — лихое студенчество уже ушло из наших процессов. Все очень трезво, взвешенно. Поэтому каких-то супервеселых вещей нет, но я думаю, что они возникнут, когда мы начнем играть концерты. 

Студенчество ушло, мемы остались.

Никита: Да, мемы остались, они всегда будут с нами. Чувства юмора у нас нет, поэтому так. (Смеются.)

Хотела спросить про концерты. Вам уже хочется начать играть, что думаете на этот счет? 

Никита: Безусловно, очень хочется, как детям. Соскучились по сцене. Скоро соберемся репетировать новую программу. В принципе, кое-что уже отрепетировано, но нам еще предстоит много работы. Надеюсь, что скоро мы сможем сказать о датах ближайших концертов.

И подробнее про релиз. Ты говоришь про разные жанры, что при записи вы руководствовались внутренними ощущениями. А есть ли любимые песни? Может быть, есть особенно сердечный трек на этом EP, который вам дорог? 

Никита: Мой любимый трек — «Итака». Очень интересная работа. Здорово получилось совместить простоту, легкую форму, интересную идею с точки зрения музыкальности и продакшен-решений. Безумно классная повторяющаяся мелодия в припеве у Леши, которая заседает в голове, и офигенное послание в тексте. 

Леша: А мне нравится «МЛМ». Опять же она мне видится очень простой, понятной и максимально четко выражающей то, чего она хочет. Музыка в ней хорошо сочетается с тем, что мне хотелось сказать как автору текста. Мне кажется, она по-настоящему получилась. 


У EP, на мой взгляд, есть летний вайб. Сразу представляешь пляж, море. А вы чем-то вдохновлялись, когда записывали эти песни?

Леша: Никита, ты когда музыку пишешь, то о чем думаешь? Ты, наверное, просто пишешь что приходит в голову?

Никита: Ну, примерно так. Ты вдохновляешься тем моментом, в котором находишься при написании этой песни.

Леша: Да, мне кажется, это прикольно. 

Никита: Это может быть погода, твое настроение, твоя ссора с близким или, наоборот, радость, разделенная с кем-то. И вот этот самый момент помогает родить первые аккорды и биты в песне. Мне кажется, самое главное — это момент. Если честно, не очень понимаю, как можно по науке составить себе мудборд из серии «вот мы будем делать так». Возможно, это не наш путь. Он как будто бы не очень искренний. Мы как чувствуем себя в данный момент, так и делаем. 


Здорово, когда мы собираемся все вместе. Был у нас потрясающий творческий процесс: мы с ребятами в течение пяти дней сидели и работали над песнями. Результат потрясающий. У всех было немного разное настроение, все немного по-разному чувствовали. И получилось что-то такое, что можно услышать на EP. Но, чтобы мы вдохновлялись морем или пляжами Португалии, как в 2014 году, такого нет. 

В открывающем треке «МЛМ» есть строчка: «Все, что было, я бы без сомнения переиграл». Давайте представим: если бы сегодня можно было сесть в машину времени, то в какой бы один эпизод в жизни вы вернулись? Или вечер, который точно хотели пережить еще раз? 

Никита: Переиграть можно в хорошем смысле, то есть еще раз пережить какой-то момент. Или переиграть — переиначить. Может быть и так и так. Точно хотелось бы переиграть в значении переиначить то, как мы с Лешей недавно поели суши.

Леша: Да, это хочется переиграть.

Никита: (Смеется.) Нас унесло в такие ЖКТ-заболевания, что я никогда в жизни такого не испытывал. Как нас крутило! Мы отравились: решили съесть суши в Турции. Это была очень плохая идея. С точки зрения «переиграть хорошего» надо подумать. 

Леша: Мне хочется сказать, что во многом это, конечно, текст лирического героя. Я передаю не совсем мой персональный опыт. Лирический герой в «МЛМ» — это человек, который немного лукавит. Это мужчина, который очевидно хочет привлечь к себе внимание, но он не раскрывает всех карт. Потому что люди, остро переживающие какие-то любовные события, с трудом могут мыслить здраво и с холодной головой. Поэтому я бы воспринял это как эмоциональный порыв лирического героя. 

Ты знаешь, почти всем людям хочется интуитивно вернуться в состояние покоя, где им было хорошо, где им было счастливо. Но чтобы переиграть… боюсь, что нет. У нас у всех свой путь. А так да, я бы абсолютно точно переиграл историю с роллами. 

Если я правильно погуглила, Итака — это тоже остров, как и название вашей группы. А почему именно такие названия у песен? Например, песня «Стэнли был прав». Это какая-то отсылка? Не все могут их считать, можете ли пояснить, о чем трек? Или это тоже старые мемы? 

Леша: Можем. Тут нет никакой новеллы. Мы, как и другие люди, черпаем смыслы в актуальной популярной культуре. Если говорить о песне «Стэнли был прав», тут мы напрямую обращались к одной сцене из сериала «Офис», где Майкл общается со Стэнли, приглашает его в кабинет и вполголоса разговаривает с ним о том, как общаться с девушками. И Стэнли в определенный момент говорит: It’s all about pauses between words. Знаешь, иногда важнее то, как она молчит, чем то, как она говорит. И у Майкла Скотта все переворачивается в голове. 


Эта песня («Стэнли был прав») о том, что иногда любовь можно выразить не словами. Слова порой ничего не значат. Иногда нужно помолчать и вообще ничего не говорить. 

А по поводу острова: любопытно, что у тебя возникли летние ассоциации. Я думаю, что ты в любом случае права, потому что это твое восприятие. Ты слушатель — а значит, все действительно так. Но если говорить о нашей задумке или моей как автора текста, я все-таки воспринимал остров не как что-то беззаботное, а как символ возвращения домой. Потому что Одиссей возвращался домой в Итаку. И любовь — тоже глобально про возвращение домой. Потому что там хорошо, спокойно. Дома тебя любят и ждут. Про такие вечные вещи приятно и хочется петь, они волнуют

И еще про массовую культуру и вдохновение. А что, помимо сериала «Офис», вы смотрите? Может, в последнее время вы посмотрели какое-то крутое кино или послушали какую-то песню, которая вам запомнилась? 

Никита: Я начал смотреть сериал «Девочка из Ватикана: исчезновение Эмануэлы Орланди». Офигенное докьюментари на «Нетфликсе» про совершенно безумные вещи в Ватикане, где похищали девушек. Или не похищали в итоге — мне осталась одна серия. Я фанат таких штук с конспирологией в духе Дэна Брауна. Это прикольное, легкое, но одновременно запутанное зрелище. 

«Офис» мы смотрим все. Он постоянно всплывает в наших разговорах. Я открыл для себя этот сериал год назад благодаря своей девушке. Она меня на него подсадила. Мы до сих пор его смакуем — сейчас на восьмом сезоне. Там уже нет Майкла Скотта, но это все равно так же уютно и смешно.

Леша: Я почти ничего сейчас не смотрю — стараюсь просто часто гулять. Мне нравится бегать по парку. Поэтому какой-то интересный ответ я не дам, к сожалению. 

А ты бегаешь под музыку? 

Леша: Да, мне очень нравится бегать под фонк, техно и Ариану Гранде. 

Есть какая-то любимая песня Арианы Гранде, под которую особенно хорошо бегается? 

Леша: (Заглядывает в телефон.) Она называется Break Free. 


Давайте вернемся к музыке. Что ждет российскую музыкальную сцену, на ваш взгляд? Какие жанры будут развиваться? И какие тренды вы можете выделить? И, может быть, ваша группа здесь тоже внесет свою лепту?

Леша: Такой, конечно, сложный вопрос, потому что это то, в чем я совершенно не разбираюсь. Знаешь, я человек, который с большим трудом прогнозирует жизнь. Человек не системный, не стратегически мыслящий. И вот, наверное, про нас и про себя думаю в довольно дилетантском спектре. 

Мне просто хочется, чтобы у нас получалось больше классной музыки.

Еще мне очень хочется, чтобы у меня и ребят была возможность эту музыку хорошо доносить, чтобы ее слушали и слышали. Мне очень бы хотелось играть и видеть людей на концертах. А больше мне вообще ничего не надо.

Никита: Хочется просто, чтобы музыка была. Понятно, что музыка спасает, согревает. Она очень нужна. Я думаю, что русскоязычной музыки в целом будет больше — хорошей и искренней. Это самый главный тренд, который только может быть. 

Леша сказал про возможность хорошо доносить музыку. А что вы думаете по поводу новых инструментов продвижения в соцсетях? Что-то используете сами?

Никита: В 2017 году, когда группа распалась, вообще не существовало стриминга. Только появился Apple Music, и люди начали привыкать к удобству его использования. Еще не было Spotify. Индустрия прошла через несколько шагов эволюции, в том числе деградации, по разным причинам. Конечно же, мы понимаем важность всех современных инструментов. 

Мы постарались создать интересный визуальный образ. Наша мультивселенная не ограничивается одной лишь музыкой. И мы постепенно будем ее раскрывать: в соцсетях, на наших концертах, в наших рассказах. 



Фото: представлено пресс-службой
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова