Чтобы разобраться в сюжете Ragnarök, необходимо знать историю всей серии. Если вкратце, когда-то в Спарте родился мальчик по имени Кратос. Уже в юности он стал лучшим воином в Греции, а затем генералом. Чтобы уничтожить всех своих врагов, Кратос заключил договор с богом войны Аресом, но тот его обманул, проклял и вдобавок заставил спартанца убить жену и дочь. После этого Кратос сошел с ума, убил Ареса и стал новым богом войны. Однако это не успокоило его сердце, и спартанец решил обрушить свою месть вообще на весь греческий пантеон, включая своего настоящего отца — Зевса. В God of War 2018 года, которая является одновременно сиквелом и перезапуском саги, Кратос перебирается в Скандинавию, где в уединении воспитывает сына Атрея, параллельно скорбя уже о второй супруге. Развитию отношений — от неприязни до принятия — горемычного отца и мальчика, который не знает, что он тоже бог, была посвящена вся игра. В финале, правда, геймеров ждало два важных события: оказалось, что второе имя Атрея — Локи, а в дом к Кратосу прилетел разъяренный Тор.
Ragnarök начинается примерно с этого же момента. По хронологии прошло три года, и все девять миров постепенно замерзают — дальше только полное затмение и конец света. Именно грядущий апокалипсис и становится причиной визита Громовержца. Правда, является он не один, а с папой — Одином. К слову, эта парочка в God of War — полные антиподы белобрысому качку и добродушному старику из вселенной Marvel. В Ragnarök Тор — рыжий и толстый гигант, у которого неприятно пахнет изо рта. А Один похож скорее на беспринципного политика, а-ля Фрэнк Андервуд («Карточный домик»). Вместе они предлагают перемирие, но, почуяв неладное, Кратос отказывается. И если не спойлерить, то это решение положит начало последнему походу бога войны, но уже не с целью всех уничтожить, а попытаться хоть кого-то спасти.
Конечно, удивительно, как эволюция игровой индустрии сказалась на God of War. Начавшись как западный ответ японским слэшерам (в частности, Devil May Cry), где во главе угла стояло ультранасилие: вырвать глаз циклопу, выпотрошить кентавра, отрезать голову Горгоне. В 2018 году году серия продолжилась, но уже в виде приключенческой игры о семейных ценностях. Насилие, понятно, осталось. И порой брутальность происходящего добавляет в происходящее перца (как показано в ролике ниже). Но теперь шинковать всяких эльфов, троллей и жутких антропоморфных жаб — уже просто дань прошлому. Былой эпик с крушением всего и вся возвращается во время битв с другими богами. Однако такие встречи Ragnarök выдает чересчур порционно, делая ставку на драматургию, созерцание и персонажей. Вот Кратос с Атреем катаются на лодке, вот нам показывают тарантиновскую сцену, где команда богов сидит за столом и ест колбасу. А вот драматический эпизод с горюющей по убитому сыну матерью. Кампания в новой God of War — это мастерски срежиссированные эмоциональные качели на 30 часов.
Тем временем геймплей можно назвать разудалым. Большую часть времени Кратос дерется. Для этого у спартанца есть Клинки Хаоса — неизменное оружие всей серии — и двуручный топор Левиафан. Клинки огненные, легкие и быстрые. Топор, напротив, ледяной и увесистый. В комбинировании стихий, скорости и силы ударов кроется понимание всей боевой системы Ragnarök. Один из вариантов: бросить в монстра топор, который на время его заморозит, подбежать, достать Клинки и обдать врага огнем. Оттачивать эту схему, придумывать новые варианты или учить комбо можно бесконечно. Вдобавок оружие, доспехи, волшебные амулеты и даже боевые способности своих спутников (Кратос почти все время ходит с напарником, в начале это Атрей, а дальше — узнаете сами) можно прокачивать за деньги, опыт и ресурсы, которые разбросаны по сундукам и выпадают из противников. Поэтому уже где-то к середине игры из вашей команды может получиться полноценная боевая связка. И пока сын палит по хилым врагам из волшебного лука, папаша может отвлечься на какого-нибудь слюнявого огра.
Исследование локаций — еще один важный элемент игры. И во-первых, нужно отметить, что в Ragnarök самый красивый artwork в серии. Мир гномов отдает Нарнией, Асгард — Средиземьем, занесенный снегом Мидгард — ядерной зимой. Графика тоже на уровне. Это не некстген (все же игра вышла и на старых консолях, где, судя по техническим сравнениям Digital Foundry, неплохо работает), но с точки зрения деталей и эффектов — держит планку эксклюзивов от Sony. На экране часто мелькает волшебная пыль, которая обрабатывается в реальном времени, предметы отбрасывают натуралистичные тени, в некоторых масштабных сценах окружение эффектно рушится.
Во-вторых, (для всех, кто играл в God of War раньше, это будет шоком) в игре появилась не только относительная свобода передвижения, но и полноценные дополнительные квесты. Например, в мире эльфов уже на выходе из локации Атрей услышит рев раненого животного, и можно пойти ему на выручку. Казалось бы — делов на пять минут. Но задание растягивается почти на час, и за это время Кратос и в подземелье спустится, и в упряжке с волшебными волками прокатится, и древнее сокровище эльфов найти сможет. И таких неожиданных ответвлений в Ragnarök не одно-два. Вдобавок, помимо квестов, по мирам разбросаны всякие головоломки, необязательные боссы, коллекционные предметы и челленджи — короче, заняться есть чем.
Глобальное улучшение всех элементов игры делает Ragnarök идеальным сиквелом. И почему-то на финальных титрах, если вспоминать удачные продолжения, на ум приходит «Крестный отец 2». Новый God of War с похожей внимательностью исследует тему семьи (хоть и в куда менее серьезном сеттинге), он в разы шире и объемнее оригинала, но в то же время действует более тонкими и эффектными методами, тасуя сентиментальность и драму, юмор и жестокость, а также позволяет взглянуть на историю с разных перспектив.
Признав Атрея сыном в финале предыдущей игры, Кратос все же не стал более нежным отцом. Да, ради своего ребенка он готов на все — и эта часть сюжета, рассказывающая о возвращении зла в его сердце, возможно, самая интересная. Но бог войны все равно остается эмоциональным инвалидом, не знающим, что такое эмпатия. Это служит началом длинного конфликта с Атреем, который хочет, чтобы его считали за равного и начинает принимать важные решения в тайне от гиперопекающего отца.
После Ragnarök большинство проектов этого года кажутся полусырыми прототипами. Это касается как технической части, так и художественной целостности — каждая деталь имеет значение, каждая сюжетная ниточка протянута до конца. Авторы четко знали, что и как им делать, чтобы не просто завоевать внимание геймеров, а залезть им в голову. И очевидно, что у, казалось бы, главной игры 2022-го — Elden Ring — появился неодолимый конкурент.