Garage Screen уже показывал фильмы иранского режиссера Аббаса Киаростами широкому зрителю — масштабная ретроспектива была организована в 2021-м. Всего год спустя было решено представить новую программу — что-то вроде продолжения первой, но восприниматься, по задумке организаторов, будет совершенно иначе — политические и социальные условия изменились и повлияли на восприятие кино и искусства в целом. Наиболее актуальной для этого исторического периода посчитали «Кокерскую трилогию» Киаростами. Показы фильмов пройдут с 11 по 27 ноября в лектории Музея современного искусства «Гараж».
«Кокерская трилогия» включает в себя самые эмблематичные фильмы режиссера: «Где дом друга?» 1987 года, «Жизнь и ничего больше» 1992 года и «Сквозь оливы» 1994 года. Их действие происходит в иранской деревне Кокер до и после ужасного землетрясения, которое унесло множество жизней. Главный герой первого фильма — 8-летний мальчик Ахмед. Он решил во что бы то ни стало вернуть школьному другу тетрадь с домашним заданием. Пересилив страх, герой отправляется в соседнее селение, чтобы найти дом приятеля. Однако передать тетрадь на этот раз ему так и не удается.
В центре сюжета фильма «Жизнь и ничего больше» — режиссер и его маленький сын Пуя. Они отправляются в путешествие по стране, чтобы найти старых друзей, которые могли остаться в живых после землетрясения 1990 года в Гилане. «Сквозь оливы» — о съемках фильма, производство которого тесно перекликается с жизнью актеров. Двое деревенских жителей исполняют роли молодоженов. В реальной жизни их связывают гораздо более сложные отношения. Главный герой делает предложение девушке, осиротевшей в результате землетрясения. Она находит это предложение оскорбительным и начинает его избегать. В конце девушка еще раз дает ответ, но зрителю остается лишь гадать, какой.
Фильмы не продолжают друг друга в классическом понимания, но отражаются и преломляются друг в друге и даже появляются в сюжетах — один фильм снимается во втором. В общем, режиссер будто бы пытается стереть границы между кино и реальностью. Во всяком случае, сделать их малоощутимыми. Особенно для Киаростами важен лейтмотив, связанный с землетрясением. С помощью своей трилогии он как бы отвечает на вопрос, возможно ли кино и искусство после катастрофы и какова их спасительная роль.
Фильмы покажут дважды и в хронологическом порядке — по ленте в день. Ознакомиться с расписанием и приобрести билеты можно на официальном сайте «Гаража».