Второй Московский международный фестиваль архивных фильмов представил полную программу. Мероприятие состоится с 16 по 30 ноября. В этом году оно пройдет не на одной площадке. В числе мест проведения оказались кинотеатры «Иллюзион» и «Пионер», кинозал Третьяковской галереи и Музей кино. На церемонии открытия будут представлены сразу две премьеры — восстановленная работа Петра Чардынина «Миражи» и лента Альбера Капеллани «Танцовщица Шивы». Последняя считалась одной из наиболее разыскиваемых кинокартин на свете. Ее нашли в архиве Госфильмофонда России.
Как и в 2021-м, масштабная программа мероприятия ориентирована не только на профессионалов, но и на самую разнообразную публику. В нее попали позабытые и недооцененные фильмы, неизвестное документальное и впечатляющее художественное кино. Особенное место в программе заняла демонстрация архивных находок — картин, которые раньше считались утерянными.
Помимо самой важной программы «Реставрации и находки», на мероприятии покажут авторские циклы, собранные ведущими искусствоведами и всемирно известными историками. Программа киноведа Наума Клеймана «Третья из трех. Проблемное кино, проблемная эпоха» представит картины, некогда названные «неудавшимися» либо «неправильными». А ведь их снимали известнейшие кинематографисты того времени: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Юрий Тарич и другие.
География картин не ограничивается исключительно советским пространством, поэтому путешествия, исследования и погружение в разные культуры и явления неожиданно становятся основным мотивом сразу нескольких циклов. Программа «Грезы Запада: ориентализм в кино» демонстрирует влияние региона Восточной Африки на кинематографистов. На протяжении многих десятилетий он использовался в качестве декораций для съемок множества приключенческих фильмов. В числе картин, посвященных этой тематике — поэтическая работа «Бизерта» Кристиана Матра, которая запечатлела портовый город с одноименным названием в Тунисе.
В свою очередь, фильмы из программы «Карта Ветров» демонстрируют мощь природной стихии и бессилие человека. Тему странствий более явно затрагивает цикл «Киноэкспедиции: путешествие по континентам». Он посвящен фильмам-травелогам, где камера не только фиксирует путь исследователей и землепроходцев, но и выступает полноправным действующим лицом.