«В эти минуты город был притихший и неподвижный — неповоротливый, тяжеленный куль, ведь в нем помещались и я сам, и мое счастье». © Вальтер Беньямин
Феличе (Пьерфранческо Фавино) прибывает в Неаполь в ностальгических чувствах и со смутными целями. Он проведает мать, пройдется по знакомым улицам, но главное в багаже Феличе — тайна, не дающая ему спать спокойно. Когда-то в юности он стал невольным соучастником случайного преступления, изменившего его взгляд на вещи.
Режиссер Марио Мартоне — двукратный участник Каннского смотра и восьмикратный участник фестиваля в Венеции, давно считается заслуженным итальянским автором, любимцем итальянской же критики и зрителей, на первый взгляд неожиданно оказался с «Ностальгией» в основном конкурсе Канн. Снова излюбленный район Неаполя — Санита, снова преступные синдикаты и опасные улицы, просыпающиеся ночью от мотоциклетного визга и трели автомата uzi. Но, возможно, именно в «Ностальгии» Мартоне пребывает не только в лучшей творческой форме за годы, но еще и неожиданно для своего кинематографа решается на иносказательный, отнюдь не простой сюжет.
Отправляя своего героя в практически беньяминовские прогулки, Мартоне наделяет Феличе чужеземной верой — исламом, делая из него постороннего, странника, вернувшегося, чтобы искупить грех в католическом мире. Сицилийский остров в X веке, находившийся во власти Сицилийского эмирата, обретает плоть в монументально страдальческом лице Фавино, сына ее земли, мусульманина, отрекшегося от католицизма. И находит покой в мстящей руке его давнего товарища. В сущности, Мартоне радикальным жестом, без антиклерикального пафоса возвращает власть христианам-монофизитам, изгнанным двенадцать веков назад из Сицилии, жестко и безошибочно подписываясь под символическим значением лукавой ностальгии.